Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Тема: Графика. Алфавит.

  1. Алфавит                               Алфа+вита- название 2х первых букв греч. алфавита

Алфавитный                            Совокупность букв, расположенных в определенном,

По алфавиту                            обязательном порядке.

Опрос: Гл-зв,

             Тв-мяг.        + Плакат

  1. Дать характеристику звуков

 Шар.                                                         Лиса

[ш] –глухой, твердый.                     [л] - сонорный

[а] – гласный, ударный.                  [и] – гласный, безударный

[р] – сонорный, твердый.                [с] - глухой

                                                           [а] – гласный, ударный.

3. П. 57. Найдите ответы на вопросы.

- Что такое графика? (изучает начертания букв).

- Что такое каллиграфия? (учит соблюдать принятые начертания букв)

Физкультминутка.

На доске:  

                                            СТАРТ

   

         СНЕ                                                                            СУГРО

                      СЛЕ                                                   МОРО

   ПРЫЖО                                                                            ЛЁ

                       ОБРЫ                                               ПРУ

       ГРА                                                                                ПОРО

                        ФЛА                                                 ГРУ

             

                                            ФИНИШ

4. Запись предложений.

Федя посмотрел на облака и сказал: «Гроза будет».

- Найдите слова, состоящие только их твердых согласных.

Капля по листику щёлкнет, и сорвется лист. (сл, союз, пов). [1], и [2].

5. Упр. 288

6. Упр. 289 (Оглушение, озвончение).

7. П.58. Упр. 290 (1) читать по букве, 2) по памяти)

8. Упр. 291 (уст.)

9. Упр. 292,294,298 (сам. раб.)

Рефлексия:

- Алфавит это…

- Оглушение это…

- Озвончение это…



Предварительный просмотр:

Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я. (2 урока).

  1. Схватить добычу, жидкая каша, железная решетка, испугаться птички, кормить синицу, маленький скворец, медленно повторять.
  2. Сережа смастерил для воробьев кормушку, в морозные дни он часто сыпал в неё хлебные крошки и зерно.    [1], [2] (сл, бессоюз, пов).
  3. На доске:

     Мера – [м`эра]                          

     Полёт – [пал`от]

     Клюв – [кл`уф]

     Сяду – [с`аду]

Где стоят гласные е, ё, ю, я?

В: Что смягчает согласные? (буквы е, ё, ю, я).

     О чем будем говорить? Тема.

  1. Физкультминутка.

Простые и сложные предложения (приседания).

  1. На доске:

      Ем – [й`эм]

      Ёлка – [й`олка]

      Юг – [й`ук]

      Ясный – [й`асный`]

Какую роль играют буквы е, ё, ю, я в этих слова?

В: 2 звука, если стоят в начале слова.

  1. П.61 стр. 141. Когда будут иметь 2 звука?

Вывод: 1) в начале слова;

  1. после гласных;
  2. после Ъ и Ь.

  1. Упр. 310. Какие 2 роли выполняют буквы е, ё, ю, я в словах.

В: 1) смягчают согласные

     2) имеют 2 звука.

  1. Подсчитать количество букв и звуков.

  На доске:

Поезд- 5б, 6зв;                          Земля – 5б, 5зв;                   Стоят – 5б, 6зв;

Каюта – 5б, 6зв;                        Вьюга – 5б, 5зв;                  Обезьяна – 8б, 8зв;

Даёт – 4б, 5зв;                           Люк – 3б, 3зв;                     Съемка – 6б, 6зв.

Льёт – 4б,4зв.                            Лес – 3б, 3зв;

  1. Упр. 311 (с/р).
  2. Записать в 2 столбика (1зв, 2зв).

Ёлка, вёз, юбка, люлька, ясно, вяз, ест, сел.

  1. Упр. 312.
  2. Упр. 307.
  3. Упр. 308

Д/З. Упр. 302 (на оценку).

 Рефлексия.

- Составить синквей.



Предварительный просмотр:

Тема: Звонкие и глухие согласные.

1. Работа со скороговоркой.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. Корабль (линкор)  [к а р а б л`]

Слабая позиция гласной.

     3. Словарный диктант.

Цветник, варенье, аквариум, маршрут, трубка, лодка, неизвестный, радостный, щадить, овчарка, объявление, съемка, за островом, над тенью, тишь, много туч, скучный, хищный, подчеркнуть, почувствовать, исписать, раскусить.

Вывод: Какие орфограммы повторили?  

    4. Разбор предложения.

На золотом фоне листвы  выделяются пурпурные пятна клёнов и осин (пр, пов, нев, расп).

    5. Тема:

   На доске:

                     Голос – колос

                     Коза – коса

                     Жаль – шаль

Чем различаются слова? [г], [к ]           Тема.

   

   6. Сигнальные карточки Ь. (Упр. 84 уч-ка).

   7. П. 56 (плакат).

   б в г д з ж          й, р, л ,м, н - сонорные

   п ф к т с ш        

                          [х], [ц], [ч], [щ].

В: Назовите пары согласных по глухости – звонкости.

     Какие звуки мы относим к сонорным?

     Непарные глухие согласные?

   8. На доске:

         Кора           –    (гора)                    Заменить на парный согл.    

         Кол             –     (гол)

         Твоих         –     (двоих)

         Шалость    –     (жалость)

         Пить           –     (бить)

         Пас             -      (бас)

   9. Упр. 284 (Сам/р)

   10. Упр.285 (уст).

Д/З. Упр. 274.

Рефлексия:

- Написать синквейн?



Предварительный просмотр:

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

  1. Словарный диктант.

Серенькая птичка, маленькая дочка, речной вокзал, строчка их стихотворения, помощник отца, различные предметы, нянчить малыша, хищный зверь, овощной магазин, юный барабанщик, сделать прочно, вечный спорщик.

Вывод: Какую орфограмму повторили? (сочетания ЧК, чн, нщ, нч).

 

2. Словарь.

Тоньше, меньше, раньше, лучше, возьмем, помощник.

  1. Анализ предложения.

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. [1], и [2] (сл, союз, пов.).

  1. Правило стр. 140.

На доске:

               Голос -

               Коза -

               Злой -

               Жаль -

               Жить -

               Сиять -

Вывод: Что повторили? (Глухие и звонкие согласные).

  1. Упр. 305.
  2. Сигнальные карточки согласных (по учебнику).
  3. Упр. 306. Правило [л`].

Мягкость согл.

н.ф.гл

Разделит. Ь

Тоньше

Косьба

Деньги

Молотьба

Сельдь

Меньше

Просьба

Письменный

Вскользь

Беречься

Зажечь

Затишье

Вьется

Соловьиный

Сыновья

Ручьи

Пью

Перья

Серьезный

Помощью

Помощью - сущ, ж.р., 3 скл., ед.ч, Т.п.

  1. Упр. 308 (уст.).

Д/З. Упр. 307 (7 предложений).

Рефлексия.

- В сочетаниях… Ь не пишется.

-  После [л`] Ь …

     



Предварительный просмотр:

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

  1. Упр. 299

В: Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение? (Алфавит).

  1. Работа по карточкам.

  1. Словарный диктант.

Полез на прутья, съехать с горки, радостно визжать, вкусное молоко,  интересные малыши, черная шапка, опасные тучки, схватить добычу.

  1. Хороша банка! В этой банке я бываю каждую субботу? Что это значит?

В: Для чего нужен Ь? (Смягчение).

На доске:

           Мощный, вечный

           Гонщик, кончать.

В: щн, чн, нщ, нч.

             

                  Ь  

Физкультминутка.  «Альпинист»

На доске:

                СТАРТ

 

ВРА-

                 ОТРЯ-

ГРУ-

                   СЕРЕ-КИ

Ю-КА

                       САПО-

     

             ФИНИШ

  1. Упр. 303 (с/р).

  1. Анализ предложения.

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.  (пр, пов, нев, рас, дв.).

  1. Упр. 304 (уст.).

Д/З. Упр. 293 (на оценку).

Вывод: Оцените свою работу на уроке.

                                 



Предварительный просмотр:

Тема: Твердые и мягкие согласные.

  1. Фронтальный опрос.
  2. Перфокарта (1 столбик). Взаимопроверка.
  3. Составить предложения с прямой речью (кукла). Схемы написать.

На доске:

                : «              ». – 1 ученик

«              »,-              .  – 2 ученик.

-Назовите гласные звуки?

Тема: Согласные.

  1. На доске:

         Слон  -  Конь                      Белка - Бык                    

           [н]    -  [н`]                          [б`]    -  [б]                              

Вывод:  Твердые и мягкие согласные. Правило стр. 127.

Плакат:

            [т]    -  [т`]    

            [п]   -  [п`]    

 Твердые:  [ж], [ш], [ц]

 Мягкие: [ч`] [щ`] [й`]

  1.  Упр. 277 (уст.).

  1.  Упр. 278 (уст.).

         Словарь: Смягчают: Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

  1. Упр. 279

  1. Д/З Упр. 280          

Рефлексия: Незаконченное предложение.

Новым для меня на уроке было…

Для смягчения согласных служат…

Непарные твердые согласные…

Всегда мягкие согласные…



Предварительный просмотр:

Тема: Характеристика звуков.

  1. Анализ ошибок из к\д
  2. Устная синтаксическая 5-ка

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.

Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю

  1. 1) п. 50.

- Чем отличается звук от буквы?

-Что такое фонетика? (изуч. Звуки) – фоне-звук

Вспомните слова с корнем ФОН. Телефон, магнитофон, микрофон, мегафон (рупор для усиления зв, голоса).

- Упр. 262. На какие группы делятся все звуки?

                                         Гласные           Согласные

- А как вы думаете, какие звуки важнее? Гласные или согласные?

- Проведем эксперимент. Возьмем 4 слова и уберем их них согл. буквы. Что у нас получится?

На доске:

--и-а

-а-а- -а-

- -о-а

- - -а-и-а

- Можно догадаться, какие это слова? (нет)

- Теперь возьмем эти же слова, но оставим согл.

На доске:

Кн-г-

К-р-нд-ш

Шк-л-

Стр-н-ц-

- А теперь догадались?

В: Более важными для понимания речи явл. согл., т.к. они дают большую информацию о слове.

2) Отгадайте название мультфильма.

На доске:

Р-с-л-чк-

Кр-с-в-ц- - ч-д-в-щ-

Ч-п – Д-йл сп-ш-т н- п-м-щь.

К-н-к-л- в Пр-ст-кв-ш-н-

Н-, П-г-д-!

- Смогли ли выпрочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

3) Сказка.

П.51 В: Гласные состоят из голоса, воздух свободно проходит, не встречая преграды, музыкален.

Согл: Преграда из языка, зубов, рта; состоит из шума, шипения, свиста.

4) Фонет. творч. д.

5) Сколько гл. звуков.

[а],[о],[э],[и],[у],[ы] – 6 зв.

Упр. 263

6) Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв изучает

   Упр 266

7) Упр 265

 Прекрасные и удивительные вещи лежат на витрине магазина: раскрытые готовальни, перочинные ножи, волшебный фонарь с красным глазом, микроскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат.

      ,

          ,        ,         ,        ,          ,         ,         .

Д/з. Доделать Упр 265

Итог: Понравился ли вам урок? Что показалось сложным? С каким настроением вы уходите с урока?

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...