Секреты алфавита
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka_sekrety_alfavita.doc | 60.5 КБ |
sekrety_alfavita.pptx | 288.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. СЕКРЕТЫ АЛФАВИТА.
Цель деятельности учителя | Раскрыть секреты становления русского алфавита. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Методы обучения | Проблемный, наглядно-иллюстративный, словесный. |
Фомы организации работы | Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, метапредметный подход к обучению |
Оборудование | Компьютер, экран (интерактивная доска), мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация учителя, фильм, таблицы с алфавитом, карточки с заданиями для учеников, рабочие листы. |
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня. Стряхните усталость и напряжение. У нас много интересной работы, мы будем узнавать новое. | Слушают учителя | Фронтальная |
Стадия вызова (определение темы, актуализация имеющихся знаний, целеполагание) | - Для того чтобы узнать тему нашего урока, мы выполним следующее задание: - Вставьте пропущенную букву в слова, написанные на доске, объясните орфограммы. Словарно-орфографическая работа. Пос..дить, со..нце, ше..ский, зап..х, ло..кий, ф..гура, радос..ный. (алфавит) - Получилось слово АЛФАВИТ, хорошо половину названия темы мы определили. Но у меня есть еще один вопрос - Есть ли у вас ребята секреты? (Ответы) -Так вот, оказывается, у алфавита тоже есть секрет и не один. Но мы его разгадаем позже, а пока запишите тему урока: «Секреты алфавита» (слайд № 1) -Ну что ж, ребята, мы узнали тему урока. Теперь давайте вспомним, что такое алфавит и где он может нам пригодиться. | Выполняют задание письменно в специальных рабочих карточках, один ученик у доски. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока, делают записи | Индивидуальная, фронтальная. |
Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведении, получение новой информации, творческая работа) | - Скажите, ребята, что такое алфавит? Алфавит - это (слайд № 2)
- Сейчас мы с вами выполним упражнение, где необходимы знания алфавита. Задание (слайд № 3) -Расположите по алфавиту фамилии поэтов и писателей: Толстой, Некрасов, Пушкин, Гоголь, Бажов, Аксаков, Тютчев, Лермонтов, Чехов, Платонов, Жуковский, Крылов, Бунин, Маршак, Есенин, Куприн.
- С практическим заданием вы справились. Молодцы. - Давайте подумаем и ответим еще на один вопрос: Где могут пригодиться знание алфавита и умение их применять? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся). - Сейчас давайте отвлечемся. Дело в то, что к нам пришел гость, это мальчик по имени Игорь, ваш сверстник. Он хочет провести физкультминутку. | Отвечают на вопросы, выполняют в парах письменное задание | Парная, фронтальная. |
Физкультминутка | Видео «Супер физкультминутка» с сайта http://videouroki.net/ | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная |
- Но давайте вернемся к секрету алфавита. - Как вы думаете АЛФАВИТ и АЗБУКА это одно и то же, или нет? Давайте будем решать эту проблему. (Ответы детей) - Есть два слова: азбука и алфавит. Большинство думают, что это одно и то же. Далеко не так. Азбука – слово славянское, алфавит – греческое. Слово «азбука» состоит из названий двух её первых букв – аз и буки. Алфавит – из двух первых греческих букв: альфа и бета. Казалось бы, никакой разницы. И всё-таки отличие коренное: в азбуке буквы-образы, в алфавите – символы просто переносчики информации. Если выражаться не совсем корректно, алфавит – упрощённая азбука. Думаем, почему? С чего начинает..ся наш путь к знаниям? С Азбук.. . Недаром говорят: Азбука к – к мудрост.. ступен..ка. Просмотр 2-х фильмов, сравнивание их. Давайте сделаем шаг на новую ступень и узнаем, как произошло упрощение азбуки. Фильм слайд-шоу «От славянской буквицы до русского алфавита» Вы теперь знаете как со временем менялась азбука, упрощалась | |||
Стадия рефлексии (выполнение заданий по применению полученных знаний) | Групповая работа Задание 1. В 1916 году Марина Цветаева писала в «Стихах к Блоку»: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Объясните, почему Марина Цветаева насчитывает в фамилии Блока 5 букв? Ответ: До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву Ъ на конце слов, фамилия поэта писалась так: БЛОКЪ. Задание 2. В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовали древние названия букв славянской азбуки.
У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь) Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и почему? Ответ: “Фита” - f, звуковое значение -/ф/; “ферт” - ф, звуковое значение - /ф/; “аз” - а /а/; “ижица” -v, /и/. В современном алфавите нет букв “фита” и “ижица”, т.к. они обозначали те же звуки, что и буквы “ферт” и “иже”, употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов. Задание 3. Запишите слова: фамилия, флейта, реферат, конфета, фломастер, референдум.
По каким признакам можно определить, что данные слова являются нерусскими и неславянскими по происхождению? Буква Ф пришла из греческого алфавита. В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого языка. В народно-разговорной речи согласного Ф не было. Молодцы, вы справились с этими сложными заданиями. |
S.
Понравился вам урок?
Давайте оценим нашу работу
Знал | Узнал | Хочу знать |
Z.
Нарисовать образ-букву
БУКВЫ СО СТИХАМИ
У алфавита миллиард прочтений,
А букв всего лишь 33.
Он – разум истины и колыбель решений,
Творит из букв твои следы.
И.Бунин.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алфавит Буквы расположенные в определенной последовательности
Задание: Расположите по алфавиту фамилии поэтов и писателей Толстой , Некрасов, Пушкин, Гоголь, Бажов, Аксаков, Тютчев, Лермонтов, Чехов, Платонов, Жуковский, Крылов, Бунин, Маршак, Есенин, Куприн.
Проверяем: Аксаков, Бажов, Бунин, Гоголь, Есенин, Жуковский, Крылов, Куприн, Лермонтов, Маршак, Некрасов, Платонов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Чехов.
1 группа В 1916 году Марина Цветаева писала в «Стихах к Блоку»: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Объясните, почему Марина Цветаева насчитывает в фамилии Блока 5 букв?
Ответ До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву Ъ на конце слов, фамилия поэта писалась так: БЛОКЪ.
2 группа В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовали древние названия букв славянской азбуки. У нея ротик фитою (В.И.Даль) Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь) Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и почему?
Ответ “Фита” - f , звуковое значение -/ ф /; “ферт” - ф , звуковое значение - / ф /; “аз” - а / а /; “ижица” - v , /и/. В современном алфавите нет букв “фита” и “ижица”, т.к. они обозначали те же звуки, что и буквы “ферт” и “иже”, употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов.
3 группа Прочитайте слова Ф амилия , флейта, реферат, конфета, фломастер, референдум. По каким признакам можно определить, что данные слова являются нерусскими и неславянскими по происхождению?
Ответ Буква Ф пришла из греческого алфавита. В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого языка. В народно-разговорной речи согласного Ф не было.
Феликс К ривин В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с ней и буква Ять, Но время быстро движется , И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме "Праздник английского алфавита"
Внеклассная работа по английскому языку является составной частью всего воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладению языком и творческому развитию учащихся....
Праздник английского алфавита
Праздник для учащихся 2 классов после изучения алфавита...
урок немецкого языка "Праздник алфавита" - 2 класс
этот урок можно провести празднично, торжественно во 2 классе в конце первого полугодия...
К празднику английского алфавита
Приложение к празднику...
Праздник английского алфавита во 2 классе The ABC Fun
Урок проходит при завершении изучения алфавита во 2 классе по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English 1". Разработка урока включает план-конспект урока, презентацию и песню The ABC....
Презентация "Обучение алфавиту и звукам английского алфавита"
Содержит буквы,звуки,примеры слов и упражнения на отработку...
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...