Элементы профориентационной работы на уроках письма и развития речи.
методическая разработка на тему

Мастер Людмила Викторовна

 

Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_proforientatsionnoy_raboty.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст. Старолеушковской Краснодарского края

Из опыта работы учителя русского языка и чтения

 Мастер Людмилы Викторовны

Элементы профориентационной работы на уроках письма и развития речи.

                                               

                                                           2015 год.


Если вы удачно выберите труд и вложите  в

него свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д.Ушинский

  Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

   Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

  Меня, как учителя письма и развития речи, не может не волновать вопрос профессионального самоопределения учащихся школы. В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы, в том числе и такие предметы, как литературное чтение,  письмо и развитие речи.    

  Так, на уроках чтения, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда,  честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела. Обращая  внимание учащихся на  то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках,  добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, учитель способствует развитию у школьников стремления к труду, положительного отношения к людям труда.

  Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. Необходимо обращать внимание детей на отношение народа к честному,  добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

  На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых - люди   определенной профессии. Учитывая то, что у детей с ограниченными возможностями здоровья  небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, учитель расширяет их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями.

  При анализе произведений учитель обращает внимание учащихся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на их облике, поведении, манере говорить, разъясняет непонятные слова, термины.

  Особенностями содержания изучаемых на уроках чтения произведений является то, что в большинстве своем они не содержат выраженной профориентационной направленности. Поэтому учитель расширяет, дополняет изучаемый материал.

  Читая произведения, в которых действуют представители разных профессий, учитель выясняет, знакома ли учащимся эта профессия, как они ее себе представляют.     Представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом – они знают в основном о работе родителей, о труде учителя, воспитателя, врача, продавца. Поэтому изучение некоторых произведений является  своеобразным знакомством учащихся с миром  профессий. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря.

  Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

    И.Н. Скударнова отмечает, что большие возможности для подготовки детей к жизни и труду дают такие разделы русского языка, как «Орфография», «Лексика», «Культура речи». При изучении лексики, можно предложить учащимся, пользуясь словарем, составить словарь профессий родного края, записать профессии людей, которые трудятся на стройке, фабрике, заводе и т.д.

  С  целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания.  Например,  подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

водитель –  внимательный, ответственный, зоркий;

врач – добрый, заботливый, милосердный;

продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

  При этом обращается внимание учащихся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

   Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

- Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар?  Выделите корни и суффиксы. Выпишите слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться между собой информацией.

    На уроках  русского языка можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении различных тем. Например, во время повторения алфавита (5 класс) учащимся предлагается  упражнение – соревнование в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита:

А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.

   При работе по развитию связной речи можно использовать Методику незаконченных предложений:

1. Каждый человек должен трудиться, потому что…

2. Труд должен приносить…

3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …

4. Моя будущая работа  требует…

     Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения.  У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

     Средний уровень. Учащийся представляет  трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.

     Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

  Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, необходимо учитывать краеведческую направленность, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области, городе, селе. Можно предложить учащимся составить предложения, включающие знания о профессиях родного края, подобрать слова для разбора и т.д.

  Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессия моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после  экскурсии профориентационной направленности.

  Подготовка учащихся к жизни и труду осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения.

   Это могут быть рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профориентационной темой.    Например, на уроке русского языка учащиеся выполняют словарную работу, в ходе которой они знакомятся с написанием слова «столяр». Учитель, обращая внимание на написание данного слова, предлагает учащимся краткий рассказ о профессии столяра, о том, чем занимается человек данной профессии, насколько она востребована в современном обществе.

     Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию содержания материала. Например, при чтении стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» учитель ставит перед учениками вопросы:

- О каких профессиях вы узнали из стихотворения?

- Какая профессия вас более всего привлекла? Почему?

- Ставили ли вы перед собой вопрос: кем быть? Как вы его решили? И т.д.

     Учитывая такие особенности учащихся коррекционной школы, как наглядность познавательных процессов, недостаточность внимания, целесообразно использование наглядных методов обучения. С точки зрения подготовки  школьников  к жизни и труду использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся.

Особое значение в процессе подготовки учащихся к жизни и труду имеет использование игровых методов. Поэтому,  рассказ учителя о профессиях может быть дополнен игрой профориентационного характера. На уроках развития речи можно использовать ролевую игру «Профессия», где один ученик -  журналист, а другой – представитель той или иной профессии.

      -Что самое трудное в вашей профессии?

      -Чем привлекает вас ваша профессия?

      -Каких результатов вы достигли в своей деятельности?

      -Какие качества необходимы людям вашей профессии? И т.д.

Учащиеся не только отвечают на вопросы журналиста, но и общаются между собой как представители одной профессиональной отрасли, дополняя, уточняя ответы друг друга.

Подготовка учащихся коррекционной школы  к жизни и труду эффективно осуществляется на уроках нетрадиционного типа. Это может быть интегрированный урок  русского языка, природоведения  и растениеводства в 7 классе.

                Тема "Растениеводство. Обобщение по теме "Имя существительное".

Цели.

Образовательная: познакомить учащихся с растениеводством, как отраслью экономики;

обобщить знания учащихся об имени существительном.

Коррекционная: развивать словарный запас, фразовую речь, умение правильно и быстро подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль; умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду, людям труда.

Оборудование: рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, презентация “Растения”, сигнальные карточки по теме “Род имён существительных” и “Части речи”.

Тип урока: сообщение новых знаний с использованием ИКТ

                                                                 Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Доброе утро всем людям на свете!

Доброе утро взрослым и детям!

Пусть солнце сегодня тепла не жалеет,

Пусть станет всем в мире теплее, светлее!

Пусть в прошлом останутся беды, несчастья,

А новое утро несёт только счастье!

II. Работа по теме урока.

- Ребята, вспомните, что такое экономика? (Это хозяйство)

- Назовите отрасли экономики, которые вам известны? (Cельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

- При помощи сигнальных карточек определите род этих существительных.

- Какую большую отрасль, уже нам знакомую, включает сельское хозяйство? (Животноводство)

- Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей. Одной из таких составляющих (отраслей) сельского хозяйства является растениеводство.

- При помощи сигнальных карточек укажите часть речи и род слова растениеводство.

Об этой отрасли мы сегодня и поговорим.

- На какие группы делятся все растения? (Дикорастущие и культурные)

- Какие растения называются дикорастущими, а какие культурными?

- Что же такое растениеводство? (Выращивание культурных растений)

- У существительного «растения» определите число и род. Как определить род существительных множественного числа?

- Зачем люди занимаются растениеводством?

- Люди занимаются растениеводством, прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, люди выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь и др.

- А в нашей местности развито растениеводство? Докажите на примерах.

- Как зовут людей, которые занимаются растениеводством?

- Составьте предложения о растениеводах нашего района.

Запись предложения с комментированием, объяснение орфограмм.

(детям предлагается работа с деформированным предложением)

Растениеводы нашего района выращивают зерновые культуры.

Задание:

а) разобрать предложение по членам предложения;

б) указать падеж имён существительных.

Сегодня на уроке у нас работают консультанты, которые и познакомят нас подробнее с зерновыми культурами.

Презентация

Пшеница – бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться.

Яровую пшеницу сеют весной.

В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом яровая.

Известно около 4 000 сортов пшеницы. Это растение используют в виде муки, цельного зерна и манной крупы.

Рожь – самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. В нашей стране рожь выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой – яровую. Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным.

Ячмень – идёт на приготовление пива, используется как кормовая культура, из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него делают хлеб.

Овёс – кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка.

Кукуруза – идёт на приготовление крахмала, растительного масла, глюкозы, мучных изделий, её консервируют.

Просо – ценная крупяная культура. Пшено занимает первое место по содержанию белка среди других круп. Это ценный корм для птиц, а солома и отходы обмолота, как и зелёная масса - хороший корм для рогатого скота.

- Что вы знаете о правописании слова рожь? (У существительных женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).

- А когда не пишется мягкий знак?

- Объясните правописание мягкого знака в слове ячмень? (Служит для обозначения мягкости согласных).

Динамическая пауза.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Кроме зерновых культур, растениеводы выращивают картофель, овощи, фрукты.

По своей важности за зерновыми культурами стоит растение, о котором вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ученик загадывает:

Кругла, рассыпчата, бела,

 На стол она с полей пришла.

 Ты посоли её немножко.

 Ведь правда вкусная …? (Картошка)

- Определить род существительного картофель и обратить внимание учащегося на правильное употребление этого слова в речи.

- Растениеводы выращивают так же овощи и фрукты. В чём их ценность? (Витамины, необходимые для здоровья)

- С какими культурами растениеводства мы познакомились и зачем выращивают каждую из них?

- Запишите их в тетрадь и объясните правописание безударной гласной.

(зЕрновые культуры, кОрмовые культуры).

- Люди каких профессий обслуживают отрасль растениеводство? Об этом нам расскажет следующий консультант.

  Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай.

  Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить.

   Растениеводы знакомы с современной техникой, которая используется в поле или в теплице.

Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужны и сила, и ловкость, и терпение.

Работа растениеводов непроста. И только тот, кто любит растения, землю может выполнять её по-настоящему хорошо.

III. Итог урока

- Что такое имя существительное?

- Что такое растениеводство?

- Для чего выращивают растения?

- Развито ли растениеводство в нашем районе, крае? Докажите на примерах.

IV. Рефлексия.

     Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе интегрированных уроков, помогает не только развивать представления учащихся о тех или иных профессиях родного края, но и воспитывать у школьников интерес к трудовой жизни своего региона, к его основным профессиям.  Представляют интерес такие уроки нетрадиционного типа, как уроки КВН, уроки-путешествия, уроки-праздники.

Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Тест «Зачем нужен труд»

1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался  – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

2. Зачем люди трудятся?

     а) чтобы получать деньги – 2 балла

      б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

       в) не знаю – 1 балл        

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

      а) интересной и полезной людям – 3 балла

      б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

      в) я об этом еще не думал – 1 балл

4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

     а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

      б) того, кто трудится с любовью – 3 балла  

      в)  не знаю – 1 балл

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень – 8- 11 баллов

Низкий уровень – 7 и менее баллов

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

·        художник

·        оформитель

·        маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

·        печет хлеб

·        выращивает хлеб – 1 балл

·        сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

·        строитель

·        чертежник

·        архитектор

4. Представитель какой профессии лечит животных?

·        врач

·        животновод

·        ветеринар – 1 балл

5.Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

   Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 20 и более баллов

Средний уровень – 15-19 баллов

Низкий уровень – 14 и менее баллов

Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Список литературы:

Журкина, А.Я. Сущность трудового воспитания [Текст] /А.Я. Журкина./ Содержание трудового воспитания школьников/ Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989.

Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников[Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.- 2005.- №9.  

Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер или портной… Кто же я буду такой???: Кн. для учителя [Текст] / Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994.

Пантелеева, Т.А. Особенности трудового воспитания младших школьников. [Текст] /Т.А. Пантелеева.// Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989.

Развитие, социализация и воспитание личности [Текст] // Под ред. Е.Н. Шиянова. –   Ставрополь, 1993.

Скударнова, И.Н. Профессиональная ориентация учащихся 4-5 классов на уроках русского языка и литературы [Текст] /И.Н. Скударнова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах.

Развитие речи- это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражне...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...

Доклад на ШМО учителей-предметников "Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках письма и развития речи"

Виды  работы со словарными словами  В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изу...