Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Словосочетание - одна из важнейших тем в изучении синтаксиса, поэтому именно в 5 классе большое место уделяется этой теме. Урок отличается обилием заданий: от нахождения словосочетания в предложении до собственных творений на основе выписанных тропов из художественных произведений. Нельзя не отметить, что без игры в 5 классе никак нельзя: эта технология занимает центральное место в уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sls.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового материала в 5 классе «Словосочетание»
Цели урока:
- дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
- повторять знания учащихся за курс начальной школы;
- находить главное и зависимое слово;
- развивать творческие способности учащихся
- воспитание любви и уважения к родному краю.
- прививать любовь к родному языку к родной природе.
Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского.
Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:
- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти, печали?
Сообщение темы и целей урока.
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку, полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторить те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжить работу над словосочетанием.
Работа с эпиграфом.
Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.
Люблю я пышное
природы увяданье.
А.С.Пушкин
Синтаксическая минутка.
Разберём это предложение по членам.
Орфографическая разминка.
Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».
Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.
1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. КАРТОФЕЛЬ
2. Сто одежек и все без застежек. КАПУСТА
3. Маленький, горький, луку брат. ЧЕСНОК
4. Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей. ОГУРЕЦ
5. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный. АРБУЗ
6. Лежит хрюшка – Желтое брюшко. КАБАЧОК
7. В поле тычинка – Золотая вершинка. РОЖЬ
8. Сама в земле, а коса на улице. МОРКОВЬ
9. Родились у матушки
Сто четыре дочки:
У каждой дочки –
Румяные щечки,
На косе – листочки. ЯБЛОКО
10 Красна в землю вросла. СВЁКЛА
Работа над словом.
Ребята, обратите внимание на слово свёкла.
- Как мы произносим это слово?
- А как наши бабушки называют свёклу?
- А вы любите кушать свёклу?
Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет. А так же свёкла очищает организм, защищает от рака.
Какая свёкла? (красная, вкусная…..)
Записываю в первый столбик
Что мы можем сказать о свёкле? (растёт на грядке)
Записываю в разные столбики
Мы что делаем со свёклой? (поливаем и едим)
Записываю в разные столбики
- Почему я разнесла записи в разные столбики? (словосочетания и не словосочетания)
Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (цель)
- Почему так назвали? () Термин словосочетание по своему происхождению связан со словами чёт – «чётное число» и чета – «два». Это не случайно: слс состоит из двух частей – главной и зависимой. Но не все сочетания двух слов могут быть слс. Что не может быть им? (запишем в табличку
Является словосочетанием | Не является словосочетанием |
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________ |
________________________________________
________________________________________
________________________________________ |
).
Является словосочетанием | Не является словосочетанием |
|
|
Физкультминутка
А теперь тихо встали. Поднимите руки вверх.
Представьте кисти рук – это наши листочки.
Помашите ими, пожалуйста.
Ну, настоящий листопад.
А теперь кленовые листочки ложатся на землю.
Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.
Повторение и закрепление изученного материала.
- Вспомните, что вы узнали о словосочетании? Расскажите друг другу.
На листочках найдите верное утверждение.
- Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.
- Слова в словосочетании равноправны.
- Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
- Главное слово может быть выражено только именем существительным.
- Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.
- От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
- Грамматическая связь выражается всегда с помощью предлога
- Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
- Поучимся находить словосочетания. Упр.132. выпишем только словосочетания и обозначим главное слово.
- А теперь поучимся находить смысловые и грамматические связи между словами в слс. Упр.128.
В это время карточка
От чего зависит выбор буквы в окончании? Составьте словосочетания, чтобы было понятно, какое окончание надо написать.
Какой? Какую?
↓¯¯¯¯¯¯× ↓¯¯¯¯¯¯¯×
ОБРАЗЕЦ. Летн (-ей/ -юю) – летн│ей│ порой, в летн│юю│ пору
Зимн (-ей/-юю)
Могуч (-ей/-юю)
Неуклюж (-им/-ем)
Дремуч (-им/-ем)
- Поучимся составлять словосочетания из двух слов, связывая их по смыслу и грамматически. Составьте и запишите словосочетание, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетании. Какие орфографические правила мы вспомнили, выполняя это упражнение?
ׯ¯¯¯¯¯¯¯↓
ОБРАЗЕЦ. Сп…шить, праз…ник – спешить ∕на\ праздник□
Погл…щение, влага –…………………………………………………………………………………
Ст…ять, очередь – …………………………………………………………………………………….
Разв…ваться, ветер –………………………………………………………………………………….
Пос…деть, горе – ……………………………………………………………………………………
Пос…деть, п…ляна –………………………………………………………………………………….
Ч…дес…ный, д…лина –………………………………………………………………………………
Учас…ник, выст…вка – ………………………………………………………………………………
Блеснуть, (с)права –…………………………………………………………………………………...
Пок…за(т,ть)ся, (в)низу – …………………………………………………………………………….
Карточка
Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Запишите получившиеся словосочетания.
Сформулировать (правило, орфограмму, вопрос); сказать (правду, пример, автора, вопрос, добрые слова, своё имя); назвать (правду, пример, автора, вопрос, добрые слова, своё имя); надеть (пальто, костюм, брата, ребёнка); одеть ( пальто, костюм, брата, ребёнка)
- Учимся составлять слс, используя главное слово и вопрос. Упр.130.
В это время карточка 1
Допишите словосочетания, обозначьте средства грамматической связи между словами
____
ОБРАЗЕЦ: надеяться (на кого?) ∕на\ друз│ей │
Недоволен (чем?) …………………………………………………………………………
Разоч…рован (в чём?) ……………………………………………………………………
Нагр…ждён (чем?) …………………………………………………………………………
Удостоен (чего?) …………………………………………………………………………
Верить (чему? кому?)………………………………………………………………………………….
Вера (во что? в кого?) ………………………………………………………………………………
Интер…соваться (чем?)……………………………………………………………………………….
Интерес (к чему?) ………………………………………………………………………………..
карточка 2
К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте крестиком главное слово, к зависимому задайте вопрос.
Что?
ׯ¯¯¯¯↓
ОБРАЗЕЦ: играть роль
Произвести Про…вить Од…ржать Пот…рпеть Закадычный Заклятый | забота победа поражение друг враг впеч…тление |
- Задание по вариантам (у доски по одному ученику с каждого варианта).
( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
- Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?
- Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?
Запишите только те, которые придадут речи образность, выразительность.
1 вариант
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
2 вариант
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Поэтическая полянка.
Из предложенных словосочетаний дома нужно сочинить стихотворение об осени или написать мини-сочинение, нарисовать картину.
- Игра «Четвёртый лишний» (в парах). В каждой группе подчеркните лишнее словосочетание. Устно объясните свой выбор. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
- Фу…больный ма..ч, т..лантливый тренер, тренер по фу…болу, хо…ейная форма;
- Отправились на во…зал, собрал рю…зак, приехали (из)далека, б…седовать с туристами;
- Синт..ксические понятия, правила пунктуации, знаки пр…пинания, ед…ница языка.
Рефлексия. Что нового узнали на прогулке по осеннему парку? Чему научились? (музыка)
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...