Русский язык в таблицах и схемах
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
В данном методическом пособии представлена технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Дидактические модели на уроках русского языка можно использовать как универсальный способ организации учебного процесса. Систематизированная информация представляется в наглядном виде: в виде структурно-логических конспект-схем, таблиц, опорных сигналов. Так достигается осознание учениками целостной картины изучаемого явления, лучшее запоминание, развитие интеллектуальной лабильности, индивидуализация обучения, оптимизация самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsy.doc | 992.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендовано к изданию
научно-методическим советом лицея-интерната
Рязанова С. И.
Русский язык в таблицах и схемах. – С.: Изд-во ЛИЕН, 2015, – 24 с.
В данном методическом пособии представлена технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Дидактические модели на уроках русского языка можно использовать как универсальный способ организации учебного процесса. Систематизированная информация представляется в наглядном виде: в виде структурно-логических конспект-схем, таблиц, опорных сигналов. Так достигается осознание учениками целостной картины изучаемого явления, лучшее запоминание, развитие интеллектуальной лабильности, индивидуализация обучения, оптимизация самоконтроля.
Оглавление
Стр.
Глава 1. Орфография.
Таблица 1. Чередование гласных в корне слова
Таблица 3. О и Е (Ё) после шипящих
Таблица 7. Мягкий знак после шипящих
Таблица 10. Правописание суффиксов глаголов.
Таблица 11. Правописание суффиксов причастий.
Таблица 12. Правописание окончаний прилагательных и причастий.
Таблица 13. Правописание приставок НЕ и НИ
Таблица 14. Правописание частиц НЕ и НИ
Таблица 15. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Таблица 16. Дефис в сложных существительных
Таблица 17. Дефис в сложных прилагательных
Таблица 18. Дефис в неопределенных местоимениях
Таблица 20. Дефис после числительного ПОЛ-
Таблица 21. Правописание числительных
Глава 2. Пунктуация
Таблица 1. Однородные члены предложения
Таблица 2. Обобщающие слова при однородных членах предложения
Таблица 3. Однородные определения
Таблица 4. Тире между подлежащим и сказуемым
Таблица 5. Обособленные определения
Таблица 6. Обособленные обстоятельства
Таблица 7. Конструкции с союзом КАК
Таблица 1. Чередование гласных в корне слова
бер-/бир- пер-/пир- дер-/дир- тер-/тир- жег-/жиг- стел-/стил- блест-/блист- мер-/мир-* чет-/чит-* …и… а Примеры: *замереть – замирать *примирить – мир *примерять – мерка Исключения: *сочетать, сочетание и т.п. | в глаголах …им …ин Примеры: сжимать начинать Исключения: сочинять, сочинение и т.п. кас-/кос- лаг-/лож- …а… а Примеры: коснуться – касаться предложить – предлагать Исключение: Полог | |||
смысл равн- (равный, одинаковый) ровн- (ровный, гладкий, прямой) Примеры: приравнять (величины) подровнять (края) Исключение: равнина мак- (макать, погружать в жидкость) мок- (промокать, пропускать жидкость) Примеры: обмакнуть (в воду) (плащ) промокает | согласные рос- раст- ращ- Примеры: поросль возрастной выращивать Исключения: Ростов Ростислав росток ростовщик отрасль скак- скоч- Примеры: скакать выскочка Исключения: скачок скачи скача | ударения гар-/гор- клан-/клон- твар-/твор- зар-/зор- плав-/плов- Примеры: загора́ть поклоня́ться сотвори́ть заря́ поплаво́к Исключения: пловец пловчиха плывуны зоревать зорянка утварь выгарки изгарь пригарь |
Таблица 3. О и Е (Ё) после шипящих
1.Какая часть речи?
2.Какая часть слова?
ё ё // е
Примеры: 3.Падает ли ударение?
обжёг,
вооружённый, О Е
сжёгши,
копчёный, Примеры:
сгущёнка
ё//е: чёрный (чернь),
Следует различать: снежо́к,
мячо́м
жог (в существительных),
жёг (в глаголах)
Запомнить:
- В отглагольных существительных пишем «ё»:
Жжёнка, кочёвка, корчёвка, ночёвка, причёска, расчёска, растушёвка, сгущёнка, тушёнка и т.д.
- В суффиксе ёр (проф.) после шипящих – «ё»:
Вояжёр, дирижёр, монтажёр, массажёр, ретушёр, стажёр, тренажёр, ухажёр.
- Пишется «о»:
под ударением | без ударения |
Боржом вечо́р Джонка жом Изжога капюшон Крыжовник мажор Обжора пижон Трещотка трущоба Чащоба чокаться Чопорный шов Шок шомпол Шорох шорты Шоры шорник | жокей жонглер шовинизм шоколад шоссе Шотландия шофер |
Ы
Таблица 7. Мягкий знак после шипящих
- Мягкий знак после шипящих (ж, ш, ч, щ)
- Разделительный мягкий знак в корне слова
- Мягкий знак в грамформах
Таблица 10. Правописание суффиксов глаголов.
засе́ял (глагол в прош. времени)
1) Засеять (инф.) засеявший (действит. причастие прош. времени)
засеяв (дееприч. сов. вида)
2) Следует запомнить слова на -ять:
блеять веять затеять кашлять | каяться кланяться лаять | лелеять маяться надеяться реять | сеять таять чуять |
3) обес -еть (сам производит действие)
обез -ить (действие направлено на кого-то)
Обессилел от голода (сам)
Обессилил врага (кого-то)
4)
ва́ | ова (ева) | ива (ыва) |
запева́ть ← запеть Искл. затмевать застревать продлевать | заведовать – (я) заведую (в форме 1 л. ед. ч. суффикс исчезает) | воспитывать – (я) воспитываю (в форме 1 л. ед. ч. суффикс сохраняется) |
Таблица 11. Правописание суффиксов причастий.
Действительные | Страдательные | |
Настоящее время | I ущ (ющ) II ащ (ящ) Искл. брезжущий | I ом (ем) II им Искл. движимый |
Прошедшее время | Последняя гласная + вш основы инфинитива (ш) | а (я) + нн енн |
Примеры:
- сеющий ← сеять (I)
- клеящий ← клеить (II)
- лелеемый ← лелеять (I)
- множимый ← множить (II)
- таявший ← таять (на -ять)
- замешанный ← замешать (а + нн)
- замешенный ← замесить (и → е + нн)
Таблица 12. Правописание окончаний прилагательных и причастий.
1) сми прил. прич. = при вопроса
Из дальнего (какого?) плаванья.
В бушующем (каком?) океане.
2) В окончании вопроса и прилагательного (причастия) возможна замена гласных: О // Е И // Ы А // Я У // Ю
3) Искл.: форма м. р., ед. ч., Им. п.
(Какой?) большой
умный
колючий
4) В притяжательных прилагательных перед окончанием пишется «Ь».
Искл.: форма м. р., ед. ч., Им. п.
(Чей?) верблюжий
(Чья?) верблюжья
(Чье?) верблюжье
(Чьи?) верблюжьи
5) В кратких прилагательных после шипящих «Ь» не пишется: свеж, хорош, горяч, сведущ
6) Следует различать:
Им. п. | Тв. п. |
| Толстым (как полн. прил.) Толстовым (как каратк. прил.) |
Таблица 13. Правописание приставок НЕ и НИ
Различие по положению в ударном (-Е-) или безударном (-И-) слоге
Части речи | Правило | Примеры |
| Под ударением – «Е», без ударения – «И» | Не́кто Никто́ (ни у кого́) Нигде́ – не́где |
Следует различать: | никто иной , а не кто иной не кто иной, как…, никто другой , а не кто другой не что иное, как…, ничто иное , а не что иное ничто другое , а не что другое |
Таблица 14. Правописание частиц НЕ и НИ
Различие по смыслу (перед глаголами и существительными)
НЕ
Правила | Примеры |
а) в вопросительно-восклицательных простых предложениях б) при двойном отрицании в) в придаточных предложениях после союза «пока» | Я не мог позвонить. Где он только не бывал! Ты мне не поможешь? Я не мог не сознаться (= должен был сознаться). Жди, пока не приду (= когда приду). |
Запомнить НЕ
не раз (много) не один (много) далеко не вовсе не отнюдь не | ничуть не нисколько не едва ли не чуть ли не как ни в чем не бывало |
НИ
Правила | Примеры |
как ни кто ни что ни где ни куда ни и т.п. (искл. пока не) | На небе нет ни тучки. осн. усил. отр. отр. Ср.: Кого ни спроси, растолкуют. (утверждение) Кого не спросили, придут на зачет (отрицание) |
Запомнить НИ
ни разу (никогда) ни один (никто) во что бы то ни стало как бы то ни было что ни на есть | ни днем ни ночью ни свет ни заря ни рыба ни мясо ни дать ни взять как ни в чем не бывало |
Таблица 15. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
РАЗДЕЛЬНО
Правила | Части речи | Примеры |
| сущ. прил. прич. нареч. | Сравнить: не утомленный, а бодрый не живые мысли, а догмы небогатый, но щедрый немолод, но энергичен |
| прич. | когда? Не отравленный вовремя чего? Не умеющий петь |
| прич. и отгг. прил. на -мый | с чем? Ни с чем не сравнимый кем? Не посещаемый охотниками |
| сущ., прил., нареч. на -о, -е | кому? Никому не интересный в чем? Ни в чем не повинный |
| Не жаль, не надо, не готов, не должен, не рад и т.п. | |
| Пол не покрашен Дом не отремонтирован Счета не оплачены | |
вовсе не отнюдь не ничуть не нисколько не * совсем не | все части речи | Далеко не глупец Вовсе не жадный Отнюдь не плохо Сравнить: совсем ненужный (= совершенно) совсем не нужный (= вовсе не) |
| отрицат. местоимение | Не́ с чем Ни у кого́ * , а не кто иной не кто иной, как…, |
| глагол, дееприч. | Не читал, не думая *нехотя, несмотря на, невзирая на |
| Не лучше |
Таблица 16. Дефис в сложных существительных
Таблица 18. Дефис в неопределенных местоимениях
кое- … … -то … -либо … -нибудь | кое-кто что-то какой-либо чей-нибудь |
Таблица 19. Дефис в наречиях
№ | Правила | Примеры | Следует отличать |
Дефис ставится после приставки кое- | Кое-как | ||
Дефис ставится перед суффиксами –то, -либо, -нибудь | Где-то | ||
Дефис ставится в наречиях с приставкой по- и суффиксом –ому (ему) | По-новому | По новому плану | |
Дефис ставится в наречиях с приставкой по- и суффиксом –и | По-детски | ||
Дефис ставится в наречиях с приставкой в-(во-) и суффиксом –ых (их) | Во-первых | В первых рядах | |
Дефис ставится в сложных наречиях | Еле-еле | Бок о бок Честь честью |
Таблица 20. Дефис после числительного ПОЛ-
№ | Правила | Примеры | Следует отличать |
Дефис ставится, если второй корень начинается с «л» | Пол-лимона Пол-литра | поллитровка | |
Дефис ставится, если второй корень начинается с гласной | Пол-арбуза | Полкомнаты Пол жирафа | |
Дефис ставится, если второй корень начинается с заглавной буквы | Пол-Саратова |
Таблица 21. Правописание числительных
Разряды:
- Количественные (три)
- Порядковые (третий)
- Собирательные (трое)
- Дробные (три четвертых)
По морфемному строению:
- Простые (три)
- Сложные (триста)
- Составные (тридцать три)
*К числ. примыкают неопределенно-количественные слова:
сколько много немного
столько мало немало
несколько
Склонение
- Один (как местоимение «этот»)
- Два, три, четыре (особая система)
- Пять – двадцать и тридцать (как существительное III склонения)
- 40, 90, 100, полтора, полтораста (в косвенном падеже – а)
- 50 – 80, 200 – 900 (склоняются обе части)
50 – 80 | 500 – 900 | 200 – 400 | |
И. Р. Д. В. Т. П. | пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью пятидесяти | пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами пятистах | двести двухсот двумстам двести двумястами двухстах |
- Тысяча (как существительное I склонения)
миллион
миллиард (как существительное II склонения)
- При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово!
Таблица 1. Однородные члены предложения
I | , , | V | и , и , и , и , и * и и фразеологизм ни ни |
II | и или | VI | и , и И и , И и |
III | да = и , да = но | VII | и и и |
IV | , а но однако зато хотя | VIII | как , так и не так… , как… не только… , но и … столько… , сколько… насколько… , настолько… хотя и … , но … если не … , то … |
Таблица 2. Обобщающие слова при однородных членах предложения
I | : , , | V | , вв. сл. : , |
II | , , - | VI | , - вв. сл., |
III | : , - | VII | , , | |, - |
IV | : , - … |
Таблица 3. Однородные определения
I | , (близки по смыслу) бс |
II | , (контекстуальные синонимы) кс |
III | , (причинно-следственная связь) псс |
IV | , (эпитеты) э э |
V | , (переносное значение) пз |
VI | , , (усиление признака) уп |
VII | , х (одно из определений выражено причастным оборотом) |
VIII | х , (определения стоят после определяемого слова) |
Таблица 4. Тире между подлежащим и сказуемым
Ставится: | Не ставится: | ||
I | – l сущ. в Им. п. сущ. в Им. п. числ. числ. глаг. в инф. глаг. в инф. | I | «есть» l |
II | – это l вот значит это значит | II | сущ. в Им. п. сущ. в Им. п. союз частица наречие вводное слово |
III | – о прил. инф. , | |, – п | III | личн. местоим. у |
IV | прилагат. | ||
V | фразеологизм сущ.в Им.п. сущ. в И. п. | ||
VI | Простое по конструкции разговорного стиля предложение. | ||
Примеры: | Примеры: | ||
1) | сущ. сущ. Краткость – сестра таланта. | 1) | сущ. сущ. Эссе есть равнодушие литературы. |
2) | числ. сущ. сущ. Семнадцать лет – прекрасный возраст | 2) | сущ. сущ. Падающая звезда как добрая примета. |
3) | инф. инф. Чай пить – не дрова рубить | 3) | сущ. сущ. Бедность не порок. |
4) | сущ. сущ. Равнодушие – это паралич души. | 4) | личн. мест. сущ. Он мой кумир. |
5) | инф. сущ. Изменяться – вот основа прогресса | 5) | сущ. прил. прил. Снег мягкий, пушистый. |
6) | прил. сущ. Самое ужасное – справедливость без милосердия. | 6) | фразеол. Грош цена такой дружбе! |
7) | сущ. Озеро, /заросшее камышом/, - хорошее сущ. место для гнезда. | 7) | сущ. сущ. Мой отец врач. (простая конструкция) |
Таблица 5. Обособленные определения
Определение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы «какой?» «чей?»
Способы выражения:
- одиночное прилагательное
- прилагательное с зависимыми словами
- одиночное причастие
- причастие с зависимыми словами (причастный оборот)
- одиночное существительное
- существительное с зависимыми словами
Не обособляются:
Схемы | Примеры |
1 | | × × 2 × | | неопределенные определенные указательные притяжательные местоимение 3 *слн × р × слн о *Слово с лексической неполнотой 1 ×, | |, 2 ×, , ,, 3 ×, , , 4 личн. мест. ×, , личн. мест. , , × 5 определение оторвано от опред. слова × … , , , , … × 6 д.о.з. × , причины , д.о.з. , причины , × Д.о.з.-добавочное обстоятельственное 7 , | |, - о , , | |, - | Внизу проплыли /покрытые сверкающим снегом/ × сопки. × неопр. мест. Он рассказывал что-то /выходящего за рамки обыденного/ × Вошел с лицом смуглым и некрасивым. слн – слово с лексической неполнотой. Обособляются: × Лес, /в серебряный иней запряженный/, окружал нас.
× Пришла весна яркая, солнечная, светлая. × Другой берег, плоский, песчаный, покрыт хижинами. Человек дела, я признаю только таких людей. /Спокойствием объятый/, вновь дремлет юный × лес.
Оборот имеет добавочное обстоятельственное значение причины × /Погруженный в воспоминания/, старик долго не мог уснуть. |
Таблица 6. Обособленные обстоятельства
Обстоятельство – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?» и «как?»
Способы выражения:
– одиночное деепричастие
– деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот)
– наречие
– падежная форма существительного
Не обособляются:
СХЕМЫ | ПРИМЕРЫ |
Ф
× и
×п д
(Исходня) из = из (Спустя) = через Д + который
×п д – обстоятельство выражено одиночным деепричастием; – стоит после определяемого слова; – обычно это обстоятельство образа действия; – обычно деепричастие несов. в. (а, я); – обычно × слн (слово с лексической неполнотой); – обычно можно заменить синонимом - наречием | × Нечего лететь |сломя голову|.
фразеологизм × нареч. деепр. Он шел быстро и не оглядываясь. × деепр. нареч. Татьяна любит не шутя (=сильно) Он жил здесь начиная с ранней весны. Средний балл выводится исходя из разовых отметок. Спустя три года я вернулся. [Вдруг раздались странные звуки], (услышав которые он тут же вышел). × До двух часов занятия должны были Деепр. идти (каким образом?) не прерываясь. Нареч. (=постоянно) |
Обособляются:
СХЕМЫ | ПРИМЕРЫ |
1) × , | | , Д , , × | Он умолк и, |сидя в сумерках у стола|, задумался. |
2) Д , , × | × Гончая, |вздрогнув|, стала прислушиваться к шорохам. |
3) ×, и , Д Д ×, и , | Однажды, |выйдя из дома Данте| и |завернув за × угол|, я очутился в старейшем районе Флоренции. |
4) ×, | |, и, | |, | × Он постоял, |вслушиваясь в темноту|, и, × |улыбнувшись про себя|, зашагал еще быстрее. |
5) ×, а, | |, ×, а | |, | Не стойте на месте, а, |преодолевая трудности|, × стремитесь вперед. Он читал книги незаметно, а |прочитав их|, куда-то × прятал. |
6) Обороты с предлогами: , несмотря на…, , невзирая на…, | Несмотря на каторжную дневную работу, Мольер × сочинял и по ночам. |
7) Обороты с предлогами: , багодаря…, , согласно…, , вследствие…, , ввиду…, , вопреки…, , по причине…, , по случаю…, , за неимением…, , в силу…, , при наличии…, , при условии…, , при отсутсвии…, | Вследствие этого происшествия, Василий уже × более не видался со своими родителями. |
8) Уточняющие обстоятельства | где? где именно? Там, на набережной, стоял их двухэтажный особняк. когда? когда именно? Мы встретимся вечером, часов в семь. |
Таблица 7. Конструкции с союзом КАК
Запятые ставятся:
Правила | Примеры |
1. Для обособления сравнительных оборотов | Как легкий дым, туман окрестность одевает. |
2. Для обособления приложений с доз (с добавочным обстоятельственным значением) причины | Он, как (= так как) человек осторожный, никому не рассказывал о своих планах. |
3. В выражениях не что иное, как…, не кто иной, как…, не что другое, как…, не кто другой, как…, | Не кто иной, как наш матрос, стоял с якорем в руке. |
4. Для обособления конструк-ций после указательных слов так, как…, такой, как…, столь (же), как…, | В наш век искусство и жизнь не разделены такими жесткими границы, как раньше. |
5. Для обособления вводных или придаточных предложений | Известно, как англичане уважают обществен-ные приличия. Завтра, как сообщили по радио, будет дождь. |
Запятые не ставятся:
Правила | Примеры |
1. Если оборот – фразеологизм | Я сидел как громом пораженный. |
2. Если оборот – сказуемое | Город как живое существо. |
3. Если оборот входит в состав сказуемого | Искусство воспринимали как удел избранных. |
4. Если значение оборота – отождествление | Ты воспринимаешь меня как (= в качестве) больного или ребенка. |
5. Перед первой частью двойного союза _как, так и… | Отдельные произведения искусства могут относиться как к живописи, так и к графике. |
6. Внутри сложных союзов , тогда как , между тем как , в то время как | Она решила бороться, в то время как до сих пор она только плакала. |
С.И. Рязанова, учитель русского языка и литературы,
классный руководитель (ЛИЕН при СГАУ им. Вавилова)
Русский язык в таблицах и схемах
Методическая разработка
ЛИЕН, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для повторения орфографии на уроках русского языка в схемах
Данное пособие из опыта работы позволяет в нетрадиционной форме повторить и обобщить основные сведения по русскому правописанию....
Русский язык. Опорные схемы по причастию. 7 класс
Опорные схемы по образованию и написанию суффиксов причастий. Позволяют четко представить алгоритм образования и правильно выбрать гласную в суффиксах причастий....
Основные правила грамматики русского языка в схемах и таблицах
Схемы и таблицы помогают усваивать трудные правила грамматики русского языка...
Интерактивный плакат по русскому языку «Общая схема синтаксического разбора предложения»
Данный образовательный комплекс, прежде всего, предназначен для подготовки учащихся 9 – 11 классов к олимпиадам, конкурсам и, конечно, к ЕГЭ по русскому языку. Но опытный учитель может применить...
русский язык в схемах и таблицах
схемы и таблицы по русскому языку...
Русский язык в схемах и таблицах
Подготовка к ОГЭ по русскому языку...
Лушникова Н. А. Русский язык в схемах и таблицах.
Лушникова Н. А. Русский язык в схемах и таблицах....