Обобщающий открытый урок по теме : "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающий открытый урок, проведёный в 5 классе МБОУ СОШ №12 г. Новочеркасска. Урок разработан учителем высшей квалификационной категории Будянской С.А. Разработка содержит учебный материал, который подаётся в игровой форме (урок-путешествие), кроме того представлен материал,подготовленный учениками 5 класса. Данный материал предназначен для обобщения и повторения изученного материала по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_otkrytyy_urok_po_r.ya_._5_kl.doc | 52 КБ |
proekt_imya_sushchestvitelnoe.docx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра по теме: «Имя существительное»
5 класс.
Базовый уровень.
Цели урока:
- повторить и обобщить полученные ранее знания о грамматических признаках имени существительного, формировать умение выделять в речи и правильно употреблять имена существительные;
-способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать и систематизировать;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, слайды, карточки с заданиями, компьютерное оборудование.
Технологии и формы работы: групповые, игровые, ИКТ, дифференцированного обучения.
Ход урока:
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок и не только потому, что у нас гости. Я хочу предложить Вам путешествие по необычной, волшебной стране, которая называется Имя Существительное. Мы с Вами уже знакомы с ней, но не случайно говорят: «Старый друг лучше новых двух». Во время путешествия мы с вами встретимся со старыми друзьями, а кто – то, может быть, найдёт себе новых. Для того, чтобы оно состоялось, нам понадобится ваше воображение.
Учитель: Прежде, чем отправиться в путешествие, я хочу предложить вам обратиться к путеводителю по стране Имя Существительное, составленному одной из наших учениц. Аня Фалько будет нашим гидом в обзорной экскурсии по стране. (Ученица знакомит с презентацией на тему «Имя существительное»). Вам интересно? Тогда – в путь!
Учитель: Какое же путешествие без карты города? На столах перед вами лежит такая карта. На ней указан маршрут, по которому мы с Вами будем путешествовать. Прежде, чем начать путешествие по стране, давайте вспомним постоянные и непостоянные признаки имени существительного. (Дети называют их).
Учитель: Итак, путешествие начинается. И начнём мы его с двух городов, расположенных по соседству. Это города Собственный и Нарицательный. (На карте они обозначены цифрами 1,2). Город не может существовать без жителей, и сейчас мы с вами познакомимся с ними. Из названия сказки А.С.Пушкина выберите имена существительные, определив, в каком городе живёт каждый из них. Запишите в тетрадь жителей по группам:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Собственный: Салтан, Гвидон Салтанович, Лебедь. Нарицательный: сказка, царь, сын, богатырь, князь, царевна.)
(Слайд с предложением показывается на интерактивной доске). Какие слова стали жителями города Собственный? Нарицательный? Отлично! Посмотрите на карту, куда указывает нам путь стрелочка? Правильно! Путь наш лежит в следующие города, также расположенные по соседству. Прочитайте названия этих городов. Мы действительно приближаемся к городам Одушевленный и Неодушевленный. Выпишите из отрывка всем Вам известной сказки «Колобок» жильцов, которые живут в этих городах. Кто хочет поработать у доски? (Двое учеников работают у доски, остальные - в тетрадях.)
(Слайд с отрывком текста показывается на интерактивной доске).
Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса:
-Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький, румяненький!
А Колобок запел:
-Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешан,
Да в масле пряжен,
Да на окошке стужён;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
Учитель: Правильно ли ваши товарищи распределили жителей? Почему в городе Одушевлённый у Вас поселился Колобок? Молодцы, ребята. Продолжим путешествие. Стрелка ведет нас в следующие города. Как они называются? Правильно: Мужской, Женский, а между ними располагается Средний. Придумайте, запишите по три жильца, которые могли бы жить в каждом из этих городов. Как вы определили, кто где живёт? Задание мы выполним по вариантам. Ученики, сидящие в 1-ом ряду, запишут существительные женского рода, сидящие во втором - мужского, сидящие в 3 ряду – среднего рода. Дети записывают слова. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Молодцы!
Учитель: Посмотрите, ребята, перед нами ещё одна группа жителей. Все они такие разные:
Умница, рёва, задира, сластёна, грязнуля, зазнайка, тихоня, плакса.
( Следующий слайд – указанные выше слова). Какого рода эти слова? В какой город мы могли бы поселить их? Как он должен называться? Правильно, это жители города Общий. Обозначьте этот город на карте там, где у вас имеется свободный кружок.
Учитель: Пора двигаться дальше. Посмотрите, ребята, перед нами два живописных озера. В маленьком озере всех обитателей по одному, а большом – обитатели, которых много. Наверное, вы уже догадались, что это озера Единственного и Множественного числа. Определите, кто из обитателей, в каком озере живет (слайд с ниже перечисленными словами):
Карась, щуки, лягушки, уж, сом, сазаны, утки, цапля.
Умницы! Справились с задачей.
Учитель: Давайте продолжим нашу прогулку. Какая замечательная набережная на берегу озёра. Она называется «Несклоняемая». Хорошее название, правда? Никакая буря, шторм, ураган не смогут её разрушить. Но набережная – это место прогулок горожан и гостей города, а она пустынна. Подумайте, какие жители могут находиться на ней? (Следующий слайд) Записать на доске нужные слова.
Море, песок, кофе, скамья, катер, метро, дети, пальто, дерево, небо.
Учитель: Молодцы, ребята! Нравится Вам наше путешествие? Тогда продолжим его. Посмотрите, какая старинная лестница перед нами. Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки-падежи. Напишите название каждой ступеньки (падежи) в тетрадь и укажите вопросы, которые употребляются падежи. Кто быстрее справится с заданием? (Дети читают написанное, исправляют ошибки, если они есть).
Учитель: Не будем задерживаться, ребята. Переместимся в следующий город - Склонение. В нём есть несколько площадей, связанных названием с изменением имён существительных. Как Вы думаете, сколько площадей в городе? Как они называются? (1 Склонения, 2 Склонения, 3 Склонения, Разносклоняемая). Кто же должен находиться на каждой из этих площадей? (Следующий слайд).
Толпа(1), народ(2), племя(р), животное(2), птица(1), мышь(3), время(р), дочь(3).
Учитель: А теперь нам предстоит, на мой взгляд, одна из самых интересных экскурсий в город, который называется Знатоки языка. (Дифференцированное задание. Работа в группах). (Работа по карточкам в группах по 3 человека). На листочках у Вас, ребята, напечатано по одному слову (слова «невежа» и «невежда»). Задание одинаковое. Вам надо найти нужную словарную статью и записать её на листочек (для этого перед вами лежат толковые словари), сделать его морфологический разбор, составить с ним простое предложение, подчеркнуть в нём имена существительные как члены предложения (распределить задания между детьми).
Остальные путешественники тоже не будут скучать. На доске вы видите таблички, на которых написаны слова с разным лексическим значением. А какие лексические значения могут быть у имён существительных? (Предмет, признак, лицо, явления природы, действия). Вам предстоит найти имена существительные, соответствующие их характеристике:
- имя существительное неодушевленное, нарицательное, женского рода,1 склонения, единственного числа, обозначает предмет; (полка)
- имя существительное одушевленное, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, единственного числа, обозначает лицо; (брат)
- имя существительное неодушевленное, нарицательное, среднего рода, 2 склонения, единственного числа, обозначает явление природы; (утро)
- имя существительное неодушевленное, нарицательное, женского рода,1 склонения, единственного числа, обозначает признак; (краснота)
- имя существительное одушевленное, нарицательное мужского рода, 2 склонения, единственного числа, обозначает действие; (бег)
Работы знатоков проверяет эксперт.
Учитель: Чуть позже, когда мы вернёмся из путешествия, наш эксперт назовёт ту группу, участники которой достойны жить в городе Знатоков языка. А мы с вами будем собираться домой. Наше путешествие подходит к концу. Немного жаль, правда? Но оно не последнее. Впереди нас ждут неоткрытые острова, неизведанные страны, загадочные встречи.
Я хочу предоставить слово нашему эксперту. (Эксперт называет группу – победителя). Поздравляем победителей. И ещё, чтобы у вас в памяти сохранилось наше путешествие, я хочу подарить каждому из вас памятку об имени существительном.
Все Вы потрудились хорошо, и мы обязательно обсудим наш урок, и каждый из вас получит оценку за свою работу. Но сейчас на уроке я хочу огласить оценки тех, кто наиболее активно работал, выполнял сложные задания. Это Аня Фалько и команды, участники которых достойны жить в городе Знатоков (перечислить фамилии, назвать оценки).
А поскольку мы вернулись домой, Вас ждет домашнее задание. Я хочу предложить его в двух вариантах. Первое – для тех, кто уверен в своих знаниях, второй – для тех, кто, всё-таки совсем чуть-чуть, в них сомневается. Какой из вариантов вы выберете- зависит только от вас. Запишите домашнее задание:
1 вариант. Написать сочинение – повествование о нашем путешествии.
2 вариант. Написать 6 предложений о нашем путешествии.
Приложения к уроку
ПОЛКА
БРАТ
УТРО
КРАСНОТА
БЕГ
ГОРОД ЗНАТОКОВ ЯЗЫКА.
КОМАНДА 1
ЗАДАНИЯ:
- По толковому словарю определить и записать лексическое значение слова НЕВЕЖА.
- Сделать его морфологический разбор.
- Составить с ним и записать простое предложение, подчеркнуть в нём имена существительные как члены предложения.
ГОРОД ЗНАТОКОВ ЯЗЫКА.
КОМАНДА 2
ЗАДАНИЯ:
- По толковому словарю определить и записать лексическое значение слова НЕВЕЖДА.
- Сделать его морфологический разбор.
- Составить с ним и записать простое предложение, подчеркнуть в нём имена существительные как члены предложения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" 5 КЛАСС
Презентация включает материал для повторения постоянных и непостоянных признаков ссуществительного, занимательные задания, применяется с использованием интерактивной доски....
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)
Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)
Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...
Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...
Открытый урок по теме "Имена существительные, которые имеют только множественное число"
Технологическая карта урока по теме "Имена существительные, которые имеют только множественное число" в 5 классе по ФГОС...
Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное" для обучающихся коррекционной школы...
Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс...