Обобщающий открытый урок по теме : "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Обобщающий открытый урок, проведёный в 5 классе МБОУ СОШ №12 г. Новочеркасска. Урок разработан учителем высшей квалификационной категории Будянской С.А. Разработка содержит учебный материал, который подаётся в игровой форме (урок-путешествие), кроме того представлен материал,подготовленный учениками 5 класса. Данный материал предназначен для обобщения и повторения изученного материала по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра по теме: «Имя существительное»

 5 класс.

Базовый уровень.

Цели урока:

- повторить и обобщить полученные ранее знания  о грамматических признаках имени существительного, формировать умение выделять в речи и правильно употреблять имена существительные;

-способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать и систематизировать;

- воспитывать интерес  к русскому языку.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, слайды, карточки с заданиями, компьютерное оборудование.

Технологии и формы работы: групповые, игровые, ИКТ, дифференцированного обучения.

                                           Ход урока:

Учитель:

      Сегодня у нас необычный урок и не только потому, что у нас гости. Я хочу предложить Вам путешествие по необычной, волшебной стране, которая называется Имя Существительное. Мы с Вами уже знакомы с ней, но не случайно говорят:  «Старый друг лучше новых двух». Во время путешествия мы с вами встретимся со старыми друзьями, а кто – то, может быть,  найдёт себе новых. Для того, чтобы оно состоялось, нам понадобится ваше воображение.

Учитель:  Прежде, чем отправиться в путешествие, я хочу предложить вам обратиться к путеводителю по стране Имя Существительное, составленному одной из наших учениц. Аня Фалько  будет нашим гидом в обзорной экскурсии по стране. (Ученица знакомит с презентацией на тему «Имя существительное»). Вам интересно? Тогда – в путь!

Учитель: Какое же путешествие без карты города?  На столах перед вами лежит такая карта. На ней указан маршрут, по которому мы с Вами будем путешествовать. Прежде, чем  начать путешествие по стране, давайте вспомним постоянные и непостоянные  признаки имени существительного. (Дети называют их).

  Учитель:   Итак, путешествие начинается. И начнём мы его с двух городов, расположенных по соседству. Это города Собственный и Нарицательный. (На карте они обозначены цифрами 1,2). Город не может существовать без жителей, и сейчас мы с вами познакомимся с ними. Из названия сказки А.С.Пушкина выберите имена существительные, определив, в каком городе живёт каждый из них. Запишите в тетрадь жителей по группам:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Собственный: Салтан, Гвидон Салтанович, Лебедь. Нарицательный: сказка, царь, сын, богатырь, князь, царевна.)

(Слайд с предложением показывается  на интерактивной доске). Какие слова стали жителями города Собственный? Нарицательный? Отлично! Посмотрите на карту, куда указывает нам путь стрелочка? Правильно! Путь наш лежит в следующие города, также расположенные по соседству. Прочитайте названия этих городов. Мы действительно приближаемся к городам Одушевленный и Неодушевленный. Выпишите из отрывка всем Вам известной сказки «Колобок» жильцов, которые живут в этих городах. Кто хочет поработать у доски? (Двое учеников работают у доски, остальные - в тетрадях.)

(Слайд с отрывком текста  показывается на интерактивной доске).

Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса:

-Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький, румяненький!

А Колобок запел:

-Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешан,

Да в масле пряжен,

Да на окошке стужён;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, лиса, и подавно уйду!

Учитель: Правильно ли ваши товарищи распределили жителей? Почему в городе Одушевлённый  у Вас поселился Колобок? Молодцы, ребята. Продолжим путешествие. Стрелка ведет нас в следующие города. Как они называются? Правильно: Мужской, Женский, а между ними располагается Средний. Придумайте, запишите  по три жильца, которые могли бы жить в каждом из этих городов. Как вы определили,  кто где живёт? Задание мы выполним по вариантам. Ученики, сидящие в 1-ом ряду, запишут существительные  женского рода, сидящие во втором - мужского, сидящие в 3 ряду – среднего рода. Дети записывают слова. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Молодцы!

  Учитель: Посмотрите, ребята, перед нами ещё одна группа жителей. Все они такие разные:

Умница, рёва, задира,  сластёна, грязнуля, зазнайка, тихоня, плакса.

( Следующий слайд – указанные выше слова). Какого рода эти слова? В какой город мы могли бы поселить их?  Как он должен называться? Правильно, это жители  города  Общий. Обозначьте этот город на карте там, где у вас имеется свободный кружок.

   Учитель:  Пора двигаться дальше. Посмотрите, ребята, перед нами два живописных озера.  В маленьком озере всех обитателей по одному, а большом – обитатели, которых много. Наверное, вы уже догадались, что это озера Единственного и Множественного числа. Определите, кто из обитателей, в каком озере живет (слайд с ниже перечисленными словами):

Карась, щуки, лягушки, уж, сом, сазаны, утки, цапля.

Умницы! Справились с задачей.

Учитель: Давайте продолжим нашу прогулку. Какая замечательная  набережная на берегу озёра. Она называется  «Несклоняемая». Хорошее название, правда? Никакая буря, шторм, ураган не смогут её разрушить. Но набережная – это место прогулок горожан и гостей города, а она пустынна. Подумайте, какие жители  могут находиться на ней? (Следующий слайд) Записать на доске нужные слова.

Море, песок, кофе, скамья,  катер, метро, дети, пальто, дерево, небо.

Учитель: Молодцы, ребята! Нравится Вам наше путешествие? Тогда продолжим его. Посмотрите, какая  старинная лестница перед нами. Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки-падежи. Напишите название  каждой ступеньки (падежи) в тетрадь и укажите вопросы,  которые употребляются падежи. Кто быстрее справится с заданием? (Дети читают написанное, исправляют ошибки, если они есть).

Учитель: Не будем задерживаться, ребята. Переместимся в следующий город - Склонение. В нём  есть несколько площадей, связанных названием с изменением имён существительных.  Как Вы думаете, сколько площадей в городе? Как они называются? (1 Склонения, 2 Склонения, 3 Склонения, Разносклоняемая).  Кто же должен находиться на каждой из этих площадей? (Следующий слайд).

Толпа(1), народ(2), племя(р), животное(2), птица(1), мышь(3), время(р), дочь(3).

Учитель: А теперь нам предстоит, на мой взгляд, одна из самых интересных экскурсий в город, который называется Знатоки языка. (Дифференцированное задание. Работа в группах). (Работа по карточкам в группах по 3 человека). На листочках у Вас, ребята, напечатано по одному слову (слова «невежа» и «невежда»). Задание одинаковое. Вам надо найти нужную словарную статью и  записать её на листочек (для этого перед вами лежат толковые словари), сделать его морфологический разбор,  составить  с ним простое  предложение, подчеркнуть в нём имена существительные как члены предложения (распределить задания между детьми).

      Остальные путешественники тоже не будут скучать. На доске  вы видите таблички, на которых написаны слова с разным лексическим значением. А какие лексические значения могут быть у имён существительных? (Предмет, признак, лицо, явления природы, действия).  Вам предстоит  найти имена существительные, соответствующие их характеристике:

- имя существительное неодушевленное, нарицательное, женского рода,1 склонения, единственного числа, обозначает предмет; (полка)

- имя существительное одушевленное, нарицательное, мужского рода,  2 склонения, единственного числа, обозначает лицо; (брат)

- имя существительное неодушевленное, нарицательное, среднего рода, 2 склонения, единственного числа, обозначает явление природы; (утро)

- имя существительное неодушевленное, нарицательное, женского рода,1 склонения, единственного числа, обозначает признак; (краснота)

- имя существительное одушевленное, нарицательное мужского рода,  2 склонения, единственного числа, обозначает действие; (бег)

 Работы знатоков проверяет эксперт.

Учитель: Чуть позже, когда мы вернёмся из путешествия, наш эксперт назовёт ту группу, участники которой достойны жить в городе Знатоков языка. А мы с вами будем собираться домой. Наше путешествие подходит к концу. Немного жаль, правда? Но оно не последнее. Впереди нас ждут неоткрытые острова, неизведанные страны, загадочные встречи.

Я хочу предоставить слово нашему эксперту. (Эксперт называет группу – победителя). Поздравляем победителей. И ещё, чтобы у вас в памяти сохранилось наше путешествие, я хочу подарить каждому из вас памятку об имени существительном.

      Все Вы потрудились хорошо, и мы обязательно обсудим  наш урок, и каждый из вас получит оценку за свою работу. Но сейчас на уроке я хочу огласить оценки тех, кто наиболее активно работал, выполнял сложные задания. Это Аня Фалько и команды, участники которых достойны жить в городе Знатоков (перечислить фамилии, назвать оценки).

     А поскольку мы вернулись домой, Вас ждет домашнее задание. Я хочу предложить его в  двух вариантах. Первое  – для тех, кто уверен  в своих знаниях,  второй – для тех, кто, всё-таки  совсем чуть-чуть,  в них сомневается. Какой из вариантов вы выберете- зависит только от вас. Запишите домашнее задание:

1 вариант. Написать сочинение – повествование о нашем путешествии.

2 вариант. Написать 6 предложений о нашем путешествии.

                                                                                                  Приложения к уроку

     ПОЛКА

       

        БРАТ

       

         УТРО

  КРАСНОТА

          БЕГ

ГОРОД ЗНАТОКОВ ЯЗЫКА.    

КОМАНДА 1

ЗАДАНИЯ:

  1. По толковому словарю определить и записать лексическое значение слова НЕВЕЖА.
  2. Сделать его морфологический разбор.
  3. Составить с ним  и записать простое предложение, подчеркнуть в нём имена существительные как члены предложения.

ГОРОД ЗНАТОКОВ ЯЗЫКА.    

КОМАНДА 2

ЗАДАНИЯ:

  1. По толковому словарю определить и записать лексическое значение слова НЕВЕЖДА.
  2. Сделать его морфологический разбор.
  3. Составить с ним  и записать простое предложение, подчеркнуть в нём имена существительные как члены предложения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" 5 КЛАСС

Презентация включает материал для повторения постоянных и непостоянных признаков ссуществительного, занимательные задания, применяется с использованием интерактивной доски....

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)

Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)

Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Открытый урок по теме "Имена существительные, которые имеют только множественное число"

Технологическая карта урока по теме "Имена существительные, которые имеют только множественное число" в 5 классе по ФГОС...

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное" для обучающихся коррекционной школы...

Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс...