Диалектизмы
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Медведева Юлия Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._dialektizmy_6_klass.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема урока: Диалектизмы – словесный мусор или наше наследство?

Тип урока: урок рефлексии.

Цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Оборудование: «чудо- дерево», выставка словарей, выставка старинных книг, CD диск, презентация.

Этапы урока:

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

V. Этап реализации построенного проекта.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уважение к минувшему – вот черта,

отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин.

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! У нас сегодня с вами необычный урок. Я хочу пожелать вам удачи. Запомните, с малой удачи начинается большой успех! Ваша удача – наша радость!

1) Чтение учеником стихотворения А. Яшина «Родные слова».

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Вопросы:

  • О чём грустит поэт? Есть ли в стихотворении непонятные для нас слова? Как мы их назовём?
  • Почему вводит эти слова в стихотворение? Как относится автор к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять «милые с детства» слова и как относится к этому «наследству»?

- На эти и другие вопросы мы ответим с вами в течение урока.

Думаю, что вы сумели понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о диалектных словах и их роли в нашей жизни)

- Запишем тему урока «Диалектизмы – словесный мусор или наше наследство?»

- А с какой целью мы обратились к этой теме? (интерес к родному языку, сохранение языка, гордость за свой язык).

- Запишем эпиграф.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

2) Сценка «Внук в гостях…»

Вопросы:

  • А в этой сценке вам всё ли понятно? На каком языке бабушка с дедушкой разговаривали? (на исконно русском)
  • Вспомните, как назывался наш проект в прошлом году. («Музей русского слова»)

- Эти слова, как драгоценные жемчужины, отыскали для нашего проекта. Поэтому они вам близки, понятны.

-Люди живут в разных географических условиях: одни – лесистой местности, другие – в степной; одни – в горах, другие – на равнине. Это накладывает отпечаток на их жизнь, опыт и язык. Поэтому наряду с литературным языком существуют русские говоры: северные, южные, среднерусские. И если мы хотим знать историю своего народа, то должны знать и особенности его речи. Поэтому продолжением проекта стали поиски таких слов в нашей местности.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

 Презентация коллективного проекта «А как у нас говорят?»

V. Этап реализации построенного проекта.

 Игра «Сажаем чудо-дерево». Условие: называю слова диалектные слова. Задача: распределить слова  по тематическим группам – ветка.

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо…

Диалектное…

1-я ветка - дом/ хозяйственные постройки: изба, калда, упечь, ларь.

2-я ветка – домашняя утварь, предметы обихода: заступ, батог, корчик, крынка, отымалка.

3-я ветка – название кушаний: курник, мурцовка, кокурки, дрожалка, обабок.

4-я ветка – название обуви, одежды: малахай, бахилы, коты.

5-я ветка – природа и её явления: вёдро, шурга, морось, мочажина.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

  • Как вы думаете, почему мы именно так расположили свои листья-слова?

- Народные говоры – свидетели русской истории.

Физминутка. «Вспоминаем устаревшие слова»

Очи-глаза

Уста – губы

Ланиты – щёки

Рамена – плечи

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

Перст - палец

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Употребление диалектизмов в художественной литературе.

Чтение учеником стихотворения С.Есенина «В хате».

Задание: выписать незнакомые слова (драчёнами, дёжке, паз, ухватами, махотке, квохчут, кудлатые).

  • Что придают эти слова стихотворению Есенина? (ассоциации)
  • Что мы видим? (крест, изба, труд, семья)
  • Что чувствуем? (уют, тепло, гармонию)

Проверка домашнего задания (мини исследование «Диалектизмы в лирике С.Есенина» зачитываются с комментариями)

- В каких произведениях мы ещё встречались с диалектизмами? (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

- В дальнейшем мы услышим диалектизмы в произведениях В. Астафьева, М.А. Шолохова, В. Шукшина.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

 –С чего всё начиналось? Кто первый? (Сообщение ученика)

- Ребята, многие из вас, наверное, что-то любят коллекционировать? А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собираю слова?

Сообщение о В.И. Дале читает ученик.

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Ребята, давайте попробуем вернуться к началу урока и ответить на поставленные вопросы.

  • Для чего А. Яшин вводит такие слова в стихотворение и просит их сохранять?

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного мне наследства.

  • Для чего сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов?
  • Вернёмся к теме урока и ответим на вопрос.

 Диалектизмы – это всё-таки наше наследство, наше прошлое. Не уважать своё прошлое значит быть дикарём, Иваном, не помнящим родства.

 - Песня В. Мясникова  «О бабушке».

- Итак, проект презентовали, дерево посадили, на все вопросы ответили. А теперь, подводя итог нашему уроку, попробуем оценить свою работу и работу одноклассника.

  • Что для вас было самым интересным на уроке?
  • Какое открытие для себя сделали? Что узнали?

Прием «Плюс-минус-интересно».

Домашнее задание на перспективу: собирать и записывать слова -сорняки.


Сведения об авторе: Медведева Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 п. Ракитное.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Авторы УМК: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Диалектизмы – словесный мусор или наше наследство?

Тип урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: повторить и расширить знания по теме «Лексика», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Самоопределение (Л).

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Слайды №1 - 4

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение                  

учителя

Подготовка обучающихся к работе.  

Чтение стихотворения А. Яшина «Родные слова».

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

  • О чём грустит поэт? Есть ли в стихотворении непонятные для нас слова? Как мы их назовём?
  • Почему вводит эти слова в стихотворение? Как относится автор к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять «милые с детства» слова и как относится к этому «наследству»?

Отвечают  на вопросы.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

 Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).

  • А в этой сценке вам всё ли понятно? На каком языке бабушка с дедушкой разговаривали?
  • Вспомните, как назывался наш проект в прошлом году.

Слайды №5

1. Сценка «Внук в гостях…»

2. Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения задания.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).    

Слайды №6

Презентация коллективного проекта «А как у нас говорят?»

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Моделирование, построение логической цепи (П).

 Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К).

Слайды №7

Игра «Сажаем чудо-дерево».

Распределяют слова  по тематическим группам.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оценка деятельности;  саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).  

  • Как вы думаете, почему мы именно так расположили свои листья-слова?

Физминутка. «Вспоминаем устаревшие слова»

Очи-глаза

Уста – губы

Ланиты – щёки

Рамена – плечи

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

Перст - палец

Обучающиеся отвечают на вопрос,  выполняют задание.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:  интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).  

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).    

Слайды №8

  • Что придают эти слова стихотворению Есенина?
  • Что мы видим?
  • Что чувствуем?
  • В каких произведениях мы ещё встречались с диалектизмами?

Чтение стихотворения С.Есенина «В хате».

Выписывают диалектные слова.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Личностный результат УУД:

- осознание эстетической ценности русского языка;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

- Многие из вас, наверное, что-то любят коллекционировать? А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собираю слова? 

Слайды №9, 10

  • Для чего сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов?
  • Вернёмся к теме урока и ответим на поставленный в начале урока вопрос.

Сообщение о В.И. Дале.

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной)  деятельности.

Личностный результат УУД:

- способность к самооценк.

Оценка деятельности;  саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).  

Слайды №11

Песня В. Мясникова  «О бабушке».

  • Что для вас было самым интересным на уроке?
  • Какое открытие для себя сделали? Что узнали?

Прием «Плюс-минус-интересно». Слайды №12

Домашнее задание: собирать и записывать слова сорняки

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

«Диалектизмы»

Разработка рассчитана на урок, связанный с изучением жизни В.И.Даля. Урок сопровождается презентацией и музыкальным оформлением. Очень интересен материал одиалектах Ростовской области....

НРЭО. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Лексика. Диалектизмы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ....

Урок - презентация в 6 классе по теме "Диалектизмы"

Урок может быть использован в 5 классе при изучении раздела "Лексика" учителями, работающими по программе М.М.Разумовской, и в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. Представленный м...

Презентация к занятию по теме: "Диалектизмы" (6 класс)

В основе презентации стихотворение С.А.Есенина "В хате". Слайды содержат разъяснение диалектных слов и иллюстрации....

Исследовательская работа "Диалектизмы в повестях Н.В. Гоголя"

Исследуется самобытная речь в повестях Н.В. Гоголя, использование диалектных слов....

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"...