«Диалектизмы»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Разработка рассчитана на урок, связанный с изучением жизни В.И.Даля. Урок сопровождается презентацией и музыкальным оформлением. Очень интересен материал одиалектах Ростовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_6_klassa.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка для 6 класса.

Тема урока: «Диалектизмы»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний    

                       о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении диалектных

                       слов; закрепить навык грамматического разбора.

Задачи:

        а) обучающие – ознакомление учащихся с особенностями диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;
      б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль;
      в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам.

Тип урока: интегрированный.

Методы проведения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. исследовательский;
  3. частично-поисковый.

Оборудование, наглядность:

– портрет В.И.Даля;

-презентация;

– Толковый словарь С.И.Ожегова;

– 4-х томный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля;

– таблицы, художественные тексты, компьютер, проектор, экран.

-музыкальное оформление.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 5 мин.
  3. Инсценирование – 3 мин.
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Самостоятельная работа – 10 мин.
  6. Материал на закрепление – 6 мин.
  7. Подведение итогов – 3 мин.
  8. Домашнее задание – 2 мин..

  Ход урока:

 Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

I. Организационный момент. Сообщение темы, мотивация учения.


II.
Проверка домашнего задания.

    1. Синтаксический разбор предложения.

В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Задание: начертите схему предложения.

    2. Фронтальный опрос:

1. Лексика – это…
-Какие слова называются однозначными?
-Какие слова называются многозначными?
-Какие  слова называются общеупотребительные ?
-Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?

2. Инсценировка.

(Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

Вопросы учителя:

  1. Ребята, почему внук не понял бабушку?
  2. Назовите общеупотребительные слова (Записать слова: щавель, свёкла).
  3. Запишите непонятные вам слова, которые использовала  в своей речи бабушка?

(Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни,).

  1. Можете ли сказать, как называются они?

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

    Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин. Так, например, зная общеупотребительные слова, мы сможем понять, чему учили детей в конце XVIII века.

Задание: Послушайте отрывок из свода правил этикета – «Юности честное зерцало». Какие наставления давали юным преподаватели? Почему же вам понятен смысл этих высказываний?

  Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…

  Дети не имеют без именного приказа родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…

  Когда родители или другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажите, матушка». И не дерзостно отвещать…

  Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

Задание: Назовите слова, которые живут века и понятны всем, говорящим на русском языке?

                (Ответы учащихся: матушка, говорить, дети, отец, родители, юность, вежливо.)

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности,  кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные  или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).


Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Дом.

5.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Изба.

Слабый.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Хата.

Кволый.

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

( Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин;  печурка  углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.

Запись слов в тетради: диалектизмы, диалекты.

 В словарных статьях диалектные слова имеют особую помету – обл. («областное»).

IV. Работа по учебнику. Чтение правила на стр.27.

 V. Рассказ учителя о В. И. Дале.

Учитель: Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова? (Ответы учащихся.)

Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.

В этом году 22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения  великого собирателя слов Владимиру Ивановичу Далю.

Показ презентации и рассказ учителя.

   Даль всю жизнь следовал одному правилу, услышанному  от своей мамы: «Надо зацеплять знание, какое встретится на пути». Он  был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Природа даровала Владимиру Ивановичу Далю много разных талантов, но особенно щедро наградила любовью к русскому слову. На протяжении всей жизни Владимир Иванович собирал слова, народные выражения, басни, притчи и сказки, которые раскрывали различные стороны народной жизни, свидетельствовали о богатстве народного языка. Владимир Иванович близко общался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, И.А.Крыловым, Н.В.Гоголем, Н.М.Языковым и другими.

   В один прекрасный, солнечный день Даль прогуливаясь по Большой Морской улице, на которой проживал А.С.Пушкин, решил зайти к нему в гости. А.С.Пушкин был очень рад гостю и завязался разговор. «Сказка сказкой, - сказал Пушкин, - а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать – надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке. Да нет, трудно, нельзя ещё!»

   Даль слушал,  поражённый пушкинской ясностью выражения мыслей,  которые давно и ему приходили на ум.  Пушкин спросил гостя, над чем он сейчас работает, и  Владимир Иванович рассказал ему, что везде, где он ни ездил, он собирает слова, меткие - выразительные, из самой гущи народной. И таких запасов у него накопилось уже тысяч двадцать.

Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

Ученик: «Так сделайте словарь!»- перебил его  Пушкин, который до сох пор внимательно слушал гостя.  

                «Словарь?»- переспросил Даль. «Да, нам позарез нужен словарь живого разговорного языка! Вы

                сделали треть словаря. Не бросать же вам свои запасы!» Даль  радостно улыбнулся: «Конечно же. Как

                это я не догадался». И Александр Сергеевич продолжил: «Мы словно забыли, что творец языка – народ.

                Есть же у нас свой язык… Вам никак нельзя бросать словарь неизданным надобно довести его до

                конца».  «Непременно доведу,» - согласился Даль. Расстались Пушкин и Даль друзьями.

Учитель: Своё обещание Владимир Иванович сдержал. И по сей день «Словарь живого великорусского языка»

Владимира Ивановича Даля остаётся величайшим памятником русской народной культуры. Словарь

включает в себя 200 слов и 30 пословиц.

        В  словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены  к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.»  Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.

VI. Самостоятельная работа в группах со словарями.

Задание: найти в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.

1 ряд – Б

2 ряд – К

3 ряд - М

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

VII. Самостоятельная работа  (Упр. 63).

Запишите диалектные слова, употребляемые для названия ветра.

VIII . Закрепление полученных знаний:

                                      а). Выборочный диктант.

Задание: выпишите диалектные слова

  

Вы идете по глухому лесу вдоль реки, которая впадает в Белое море. Вдруг из-за глухой елки дедка дружелюбно кричит вам : « Эй, друг! Туда не ходи, там – няша.»

(В любой северной деревне вы узнаете, что няша – это болото.

                        б). «А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул…А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая  моя жизнь хуже собаки всякой…» ( Из рассказа А.П.Чехова «Ванька».)

IX Подведение итогов урока.

Задание: Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Яшина “Родные слова” (листочки с напечатанным текстом на столах у каждого учащегося). Попробуем с вами ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  1. Какую тайну языка вы открыли для себя? (Работа с эпиграфом).
  1. Как вам это удалось?
  2. Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно».

X Домашнее задание. П. 14, упр.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

НРЭО. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Лексика. Диалектизмы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ....

Урок - презентация в 6 классе по теме "Диалектизмы"

Урок может быть использован в 5 классе при изучении раздела "Лексика" учителями, работающими по программе М.М.Разумовской, и в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. Представленный м...

Презентация к занятию по теме: "Диалектизмы" (6 класс)

В основе презентации стихотворение С.А.Есенина "В хате". Слайды содержат разъяснение диалектных слов и иллюстрации....

Исследовательская работа "Диалектизмы в повестях Н.В. Гоголя"

Исследуется самобытная речь в повестях Н.В. Гоголя, использование диалектных слов....

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"...

Диалектизмы в сказах П.Бажова

Тексты для анализа....