Лингвистическая игра.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Гончаренко Татьяна Николаевна

В занимательной форме предлагаю расширить и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания в предложениях. Лингвистическая игра знкомит учеников с этимологией ряда синтактических терминов и с историей развития пунктуации как раздела науки о языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа №24

муниципальное образование Кореновский район

Тема: «Точка, точка, запятая…»

 

Подготовила: Гончаренко Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2014 г.

Точка, точка, запятая…

(Лингвистическая игра для старшеклассников)

Ключевые слова: пунктуация, знаки препинания, синтаксис, предложение.

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания в предложениях. Познакомить учеников с этимологией ряда синтаксических терминов и с историей развития пунктуации как раздела науки о языке.

Оформление: Плакаты с высказываниями:

  1. Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. (А. Шапиро).
  2. Знаки препинания – ноты при чтении. (А. Чехов).
  3. Что такое вопросительный знак?  

Это состарившийся восклицательный! (М. Светлов).

Плакат с пунктуационным алфавитом (вначале  игры закрыт).

Участники: две команды по 3-4 ученика старших классов или 5 учеников – любителей русого языка.

Ведущий- учитель.

Архивариус – подготовленный ученик старших классов. Сидит за столом с книгами. Текст читает с листа.

Чтецы – подготовленные ученики.

Жюри – 3-5 человек, учителя и старшеклассники.

Зрители – учителя, ученики, родители.

Сценарий игры

Ведущий: Наша лингвистическая игра посвящена предложению и знакам препинания в нем.

Я буду вести игру. Помогать мне будет архивариус, специалист в области русского языка, его роль исполнит ....

Перед вами две команды (или любители русского языка) — ученики .... Им предстоит отвечать на предложенные вопросы. Если они будут затрудняться с ответами, то при решении некоторых вопросов могут воспользоваться подсказками. Зрители тоже могут проявить себя, за правильный ответ они получают жетон. Лучшие из лучших будут награждены ... . Следить за правильностью ответов будут представители жюри ....

Итак, игра начинается. Удачи вам!

Вы хорошо знаете единицы языка. Назовите самую маленькую и самую большую из них.

 {Звук и предложение.)

Сегодня все задания и вопросы будут посвящены предложению. Какие разделы лингвистики изучают предложение? 

(Синтаксис изучает словосочетание и предложение, пунктуация — постановку знаков препинания.)

Архивариус: Синтаксис (учение о строе предложения и сочетаниях слов в нем) — от греческого syntaxis — строй, построение, составление. У греков слово синтаксис употреблялось также в военном деле в значении «строй войск».

Пунктуация — правила расстановки знаков препинания. Термин пунктуация происходит от латинского слова punctum.

Ведущий: Знатоки,' что означает латинское слово рипсtит?

Если вы затрудняетесь с ответом, то можете взять подсказку.

(За ответ без подсказки — 2 балла, с подсказкой — 1  балл.)

Подсказка: Так называется один из знаков препинания.

(Точка. Пунктуация -- буквально «наука о точках».)

Архивариус: Пунктуация изучает постановку знаков препинания. Слово препинание исконно русского происхождения. Помимо синтаксического термина оно употребляется в значении «препятствие». Тот же корень в слове запинаться.

Ведущий: Назовите знак препинания, в основе которого такой же корень, как и в словах. препятствие, препинание. (Запятая, запинаться и препинание — слова одного корня.)

«Знаки препинания» — так называется стихотворение С. Я. Маршака, которое для вас приготовили ученики младших классов.

(Участники в школьной форме; у каждого, кроме автора, на груди табличка с большим знаком препинания, роль которого он исполняет.)

Автор: Маршак — «Знаки препинания».

У последней

Точки

На последней строчке

 Собралась компания

 Знаков препинания.

Прибежал

Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Восклицательный знак:

- Ура! Долой!

Караул! Разбой!

Автор:

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

 Вопросительный знак:

-  Кто? Кого?

 Откуда? Как?

 Автор:

Явились - запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

 Прискакало двоеточие,

И прочие,

И прочие,

И прочие...

Заявили запятые:

Запятые:

-  Мы — особы занятые,

 Не обходится без нас

 Ни диктовка, ни рассказ.

 Автор:

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой:

Точка с запятой:

-  Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой!

Автор:

Двоеточие, мигая,

Закричало:

Двоеточие:

-  Нет, постой,

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

 Больше точки одноглазой,

 В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Автор:

Но сказало многоточие,

Еле глазками ворочая:

Многоточие:

-  Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...

Автор:

Вопросительный знак

Удивился:

Вопросительный знак:

-  То есть как?

Автор :

Восклицательный знак

 Возмутился:

Восклицательный знак:

-  То есть как!

Автор:

И сказала точка,

Точка-одиночка:

Точка:

— Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

Ведущий: Вы посмотрели инсценировку о споре знаков препинания. Как вы думаете, кто из них прав? Какой знак важнее? (Это стихотворение — шутка. Каждый знак важен по-своему.)

Архивариус: Знаки препинания — это своеобразные нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Еще А. С. Пушкин говорил, что знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Ведущий: Знатоки, прав ли был Маршак, когда в своем стихотворении писал о запятых:

Явились запятые,

 Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Всегда ли знаки препинания соответствуют остановкам голоса? Можно ли расставлять знаки препинания только по слуху?

 (Нет, не всегда.)

Приведите примеры, когда мы ставим какой-либо знак препинания, но паузы не делаем, и наоборот, делаем паузу, но не ставим никакого знака препинания.

(Задание письменное.)

Архивариус: Знаки препинания могут о многом рассказать. Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким.

Ведущий: Что написал в ответ Виктору Гюго издатель? («!».)

Считается, что первоначально пунктуация возникла в одной европейской стране. В какой? Какую страну принято считать родиной пунктуации? Выберите один из предложенных вариантов:

а) Англия; 6) Франция; в) Германия; г) Греция; д) Испания; е) Польша.

Подсказка: Имейте в виду, страна должна быть с самой древней культурой.

(Греция.)

Архивариус: Родиной пунктуации принято считать Грецию. Во многих древнегреческих рукописях употреблялись «разделения». Каждая отдельная фраза начиналась с новой строки, поэтому строки были разные по длине и текст приобретал вид неравномерного (белого) стиха. В других языках все слова писались слитно. И в древнерусских рукописях до конца XV века текст писался без промежутков между словами или делился на нерасчлененные отрезки.

Ведущий: Давайте попробуем прочитать текст, не разделенный на слова. Знатоки, прочитайте текст, разделите его на слова, поставьте знаки препинания, определите автора текста.

(Знатокам раздают листки с текстом.)

СрусскимязыкомможнотворитьчудесаНетничеготакоговокружающенасжизниивнашемсознаниичтонельзябылобыпередатьрусскимсловомЗвучаниемузыкиспектралъныйблесккрасокигрусветашумитеньсадовнеясностьснатяжкоегромыханиегрозыдетскийшепотишорохморскогогравия.

русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским, словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. — К. Г. Паустовский.)

Ведущий: Зрители, давайте и мы попробуем прочитать текст, не разделенный на отдельные слова.

(Текст нужно заранее написать на доске и закрыть)

БерегитенашязыкнашпрекрасныйрусскийязыкэтокладэтодостояниепереданноенамнашимипредшественникамивчислекоторыхблистаетопятьтакиПушкинОбращайтесьпочтительносэтиммогущественныморудиемврукахумелыхоновсостояниисовершатьчудесаБерегитечистотуязыкакаксвятыню.

(Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса... Берегите чистоту языка, как святыню. — И. С. Тургенев.)

Архивариус: Жизнь показала, что слова надо писать раздельно. Впервые в истории русского письма слова были напечатаны отдельно в первой печатной книге, выпущенной первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.

Ведущий: Как называлась первая печатная русская книга? («Апостол».)

Когда впервые были сформулированы правила русской пунктуации?

а) 1564 г.; 6) 1596 г.; в) 1644 г.; г) 1755 г. (1596 г.)

Архивариус: До середины XVI века знаки препинания существовали, но не было правил их употребления. Впервые правила русской пунктуации были сформулированы в «Грамматике словенской», написанной Лаврентием Зизанием и изданной в г. Вильно в 1596 году, в главе «Правила употребления точков». Система в употреблении знаков препинания установилась в XVIII веке, после введения гражданской азбуки.

Ведущий: Как вы думаете, какой знак препинания появился первым? (Точка.)

Архивариус: Точка — основной знак препинания. Образовалось это слово от глаголов ткнуть,  тыкать]  точка -след от названия действия  «ткнуть» (чем-либо).

Ведущий: От точки образовались названия некоторых других знаков препинания. Назовите знаки препинания, в названиях которых есть точка. (Двоеточие, многоточие, точка с запятой.)

Назовите еще два знака препинания, в написании которых есть точка. (Вопросительный знак, восклицательный знак.)

Архивариус: С восьмидесятых годов XV века была введена точка, затем запятая. Постепенно появлялись и другие знаки препинания. В то время они носили другие названия, непохожие на наши современные. В первом учебнике русского языка, «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого, в 1619 году был знак, который назвали вместительным знаком.

Ведущий: Как называется этот знак препинания в современной пунктуации? (Круглые скобки.)

В середине XVIII века появилась книга «Российская грамматика», ставшая первым научным трудом по русскому языку, в том числе по пунктуации. Кто автор этой книги? (М. В. Ломоносов.)

Архивариус: Начало научного изучения было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике», выпущенной в 1755 году. В главе «О знаках» автор приводит перечень знаков препинания. Всего этих знаков восемь. Названия первых четырех не расходятся с современными: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Остальные четыре мы употребляем и сейчас, но называем их по-другому: две точки; удивительный, или г/дивный знак; вместительный знак; единителъный, или единитный знак.

Ведущий: Знатоки, подумайте и дайте современное название этих знаков. (Удивительный, или удивный — восклицательный знак; две точки — двоеточие; вместительный знак — скобки; единительный, или единитный — перенос.)

В XVIII веке появился знак «молчанка», так назвал его А. Барсов, ученик Ломоносова. Какой это знак? (Тире или черта.)

Первым знак «тире» применил известный русский писатель и историк. Назовите фамилию литератора, который первым начал применять тире.

Подсказка: Он является автором исторического романа «Марфа — посадница, или Покорение Новагорода» (Я. М. Карамзин.)

Архивариус: Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полу-точием», кавычки — «пресекательным» или «отменительным» знаком, перенос - «единительным». Был даже такой знак препинания, которого сейчас нет, назывался он «примечательный».

Ведущий: Что это за знак? Имейте в виду, сейчас этого знака нет, да и знаком-то его назвать сложно. Как выглядел этот знак препинания? Пофантазируйте. (Подчеркивание или шрифтовое выделение.)

А сколько знаков препинания существует сейчас в русском языке? Перечислите их. (В русском языке 10 основных знаков препинания: точка, запятая, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, скобки, кавычки, одиночная скобка, знак сноски, двойное тире.)

Архивариус: Лингвисты считают, что знаков препинания больше — 17. Есть даже пунктуационный алфавит.

(Открывается плакат с пунктуационным алфавитом.)

Обратите внимание: у каждого знака препинания есть свое место, порядок при их перечислении, так же как в буквенном алфавите.

Пунктуационный алфавит

1.  Точка (.)

2.  Двоеточие (:)

3.  Многоточие (...)

4.  Точка с запятой (;)

5.  Запятая (,)

6.  Запятые (,,)

7.  Кавычки:

а) лапки (" ")

б)  елочки (« »)

8.  Вопросительный знак (?)

9.  Восклицательный знак (!)

10.  Дефис, или черточка (в пунктуационной роли) (-)

11.  Тире (__  )

12.  Двойное тире (__   __)

13.  Дробная черта (/)

14.  Скобка ( ) )

15.  Скобки ( )

16.  Сноска (*)

17.  Абзац, абзацный отступ.

Ведущий: Вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые знаки даны в пунктуационном алфавите дважды, например запятые (№ 5 и 6). Почему? Что это за знаки? Чем они различаются? (Знаки разделения и выделения.)

Архивариус: Все знаки препинания русского языка делятся на две группы: знаки выделения и знаки разделения.

Знаки разделения служат для разграничения независимых предложений, их частей, однородных членов предложения, а также для указания на тип предложения но цели высказывания, интонации, на перерыв в речи.

Знаки выделения служат для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложение для дополнения, пояснения, поэтому они работают в парах.

Ведущий: Знатоки, назовите знаки выделения. Под какими номерами они находятся в пунктуационном алфавите? (Запятые, тире, кавычки, скобки, сноска; № 6, 7, 12, 15, 16.)

Приведите примеры предложений, в которых используются знаки выделения.

С какой целью введены два вида кавычек? (Встречаются случаи, когда надо употребить кавычки внутри текста, уже заключенного в кавычки.)

Архивариус: Некоторые знаки препинания имеют вариантные названия: кавычки-елочки, кавычки-лапки. В книгах употребляются обычно кавычки-елочки, а в рукописях — кавычки-лапки. В издательском деле используются так называемые марровские кавычки (") (при переводе иностранных слов). Марровские кавычки (по фамилии академика Н. Я. Марра) — парный знак в виде запятых, проставляемый в верху строки для указания, что имеется в виду: инициатива значит "почин1.

Ведущий: Посмотрите внимательно на пунктуационный алфавит. Какой из этих знаков называют астериском?

Подсказка: Астериск образовано от греческого слова аз(ег, что значит «звезда». Астериск — знак, похожий на звезду. (Знак сноски *.)

Ведущий: Сейчас вы хорошо знаете знаки препинания. Прослушайте стихотворение В. Хотомской «Кризис жанра» и помогите чтецу. В ходе чтения он будет показывать знаки препинания, а вы хором называйте их.

Чтец: Ванда Хотомская - «Кризис жанра».

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто,

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей — тире, в остальных — многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Свой письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в (),

Также частенько и этак, и так

Использует он !

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится ?

В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит -

Порою « », порой :

И не жалел для концов  —

Ведущий: Есть в синтаксисе такое понятие, как логическое ударение.

Архивариус: Один из крупнейших режиссеров К. С. Станиславский назвал логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово во фразе или в такте.

Логическое ударение уточняет речь, что чрезвычайно важно для нашего общения. Поэтому надо уметь точно находить и выделять главные по смыслу слова.

Ведущий: Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы поедем зимой на экскурсию в музей?

(Вопрос нужно дать в письменном виде или прочитать предложение медленно.) (5 ответов.)

Произнесите вопрос и ответ.

(1. Поедем. 2. Нет. 3. Да, мы. 4. Да, на экскурсию. 5. Да, в музей.)

Прочитайте предложения дважды, вкладывая в них разный смысл.

(Предложения написать на доске.)

В эту ночь холодную печь растопили.

На утес одинокий орел садится.

Как обрадовали его успехи товарища.

Назовите художественный прием, который используется в этих предложениях. (Инверсия, обратный порядок слов.)

Расставьте шестью разными способами знаки препинания в предложении:

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

А сейчас отдохнем и послушаем рассказ А. Каневского «О пользе знаков препинания».

Чтец: А. Каневский — «О пользе знаков препинания».

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал так он разучился мыслить и дошел до точки.

Ведущий: Знатоки, в каком году увидели свет «Правила русской орфографии и пунктуации»?

а) 1917; б) 1956; в) 1991; г) 2002. (В 1956г.)

Архивариус: В 1956 году Академией наук СССР был выпущен полный свод орфографических и пунктуационных правил — «Правила русской орфографии и пунктуации». Это пособие служит обязательным руководством при составлении учебников, словарей русского языка, энциклопедий и справочников. Сейчас идет подготовка нового свода правил.

Ведущий: Пунктуация так же, как и любая наука, развивается. Что ждет ее в будущем? Послушаем архивариуса.

Архивариус: В конце XX века в России, как и в Западной Европе, выдвигалось несколько проектов реформы пунктуации. Предлагалось увеличить количество знаков препинания; как в испанском языке, ставить вопросительный и восклицательный знаки не только в конце, но и в начале предложения (в перевернутом виде), чтобы читатель заранее знал, с какой интонацией следует произносить предложение. Предлагалось ввести особые знаки обозначения гнева, симпатии, сочувствия, антипатии, иронии, удовлетворения, колебания. Но, как видите, реформам не суждено было сбыться.

Ведущий: А нам, ученикам, учителям и всем русским людям, нужно знать правила постановки знаков препинания и беречь их.

Вот и подошла к концу наша игра. Сейчас члены жюри будут подсчитывать баллы, подводить итоги. А вы, участники и зрители игры, послушайте рассказ Антона Павловича Чехова «Восклицательный знак».

(Чтец выразительно читает рассказ с листа.)

Подведение итогов.  Награждение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации: книга для учащихся. - М., 1986.
  2. Истрин В. А. Возникновение письма. - М., 1965.
  3. Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И. и др. Беседы о русском слове. - М., 1976.
  4. Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры : кн. для внекл. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М., 1987.
  5. Мете Н. А., Акишина А. А. Русский язык в часы досуга: учеб. пособие. -М., 1993.
  6. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку: пособие для учителей. -М., 1980.
  7. Рейнке И. Н., Шапкин В. И. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся. - Л., 1971.

                                                                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок

Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Лингвистические игры.(Игровые творческие задания)

Пользуясь данным материалом, можно показать ребятам, что кроме трудного сочинительства есть игровое словотворчество, развивая таким образом их  речевую изобретательность....

Лингвистическая игра "Полиглот"

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся среднего звена, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению языков, учит внимательному отношению к слову....

Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...

лингвистическая игра "Русский бой" для 8 класса

Презентация по русскому языку для 8 класса  включает в себя задания по следующим разделам: фонетике, лексике, морфологии, стилистике, морфемике, синтаксису. Можно использовать как ...