Специфика работы в 5 классах по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Рассматриваются проблемы,задачи и цели,стоящие перед учителем при составлении рабочей программы по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
специфика работы в 5 классах по русскому языку при переходе на ФГОС | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Сформулировать общие направления преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования
Проблемы: Составление программы, а именно структура: форма и содержание Методика построения и проведения урока Разработка технологических карт к урокам русского языка и литературы Организация внеурочной деятельности по предмету русский язык Составление программы, а именно структура: форма и содержание Методика построения и проведения урока Разработка технологических карт к урокам русского языка и литературы Организация внеурочной деятельности по предмету русский язык Составление программы, а именно структура: форма и содержание Методика построения и проведения урока Разработка технологических карт к урокам русского языка и литературы Организация внеурочной деятельности по предмету русский язык
Задачи: Обобщить полученный опыт Поделиться опытом
Учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами. Обучение русскому языку в 5 классе в образовательном учреждении реализуется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, разработанной и утвержденной образовательным учреждением.
Целевые установки и цели изучения русского языка в школе, обозначенные в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» и «Примерной программе по русскому языку для 5-9 классов», определяют следующие приоритетные направления в его преподавании: формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, форме выражения национальной культуры, национальном достоянии русского народа; освоение лингвистических понятий , особенностей функционирования языковых и речевых явлений; усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения; развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из различных источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста и др.).
содержание языкового образования При отборе содержания учебного предмета «Русский язык» в 5 классе следует ориентироваться на «Фундаментальное ядро содержания общего образования», Примерную программу по русскому языку, программы курса «Русский язык» к действующим УМК. В курсе русского языка в основной школе четко выделяются 3 содержательные линии: сознательное формирование навыков речевого общения (содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции); устройство языка и особенности функционирования его единиц (содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций); раскрытие связи языка с культурой народа, с национальной системой ценностей (содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции). Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова . – М.: Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023147-3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб . – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025243-0
При составлении программы необходимо обратить внимание, что по сравнению с базисным учебным планом 2004 года на ступени основного общего образования количество часов на изучение русского языка не изменилось . В 5 классе на изучение курса русского языка отводится 170 часов (из расчета 5 часов в неделю).
Выбор учебника для 5 класса осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «27» декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» ( http://минобрнауки.рф/ ) . В соответствии с федеральным перечнем учебников по предмету «Русский язык» в 5 классе может использоваться 10 учебно-методических комплектов, входящих в завершенные предметные линии, содержание которых соответствует ФГОС ООО.
При составлении рабочих программ и тематического планирования по русскому языку в 5 классе важным является выделение часов по развитию речи и часов для итогового контроля. Количество специальных часов по развитию речи в 5 классе определяется выбранным учебно-методическим комплектом и авторской программой к данному УМК. Вместе с тем развитие речи является обязательным компонентом, пронизывающим всю систему обучения русскому языку, следовательно, на каждом уроке русского языка должны создаваться условия для развития речи обучающихся, формирования коммуникативной компетентности.
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти (триместра) и учебного года . Ее цель – оценить уровень знаний, сформированность предметных и метапредметных умений и навыков за определенный учебный период. Рекомендуем в 5 классе проводить в год следующее количество итоговых контрольных работ (см. таблицу 1).
Рекомендуемое количество итоговых контрольных работ в 5 классе Ключевое слово – рекомендуемый. Предложенный материал должен обязательно соотноситься с конкретной программой, по которой ведётся преподавание русского языка в 5 классе. Тип работы Диктант Изложение Сжатое изложение Сочинение Контрольное тестирование Количество – не менее 3 2 1 2 1
Используемое количество итоговых контрольных работ в 5 классе Ключевое слово – рекомендуемый . Предложенный материал должен обязательно соотноситься с конкретной программой, по которой ведётся преподавание русского языка в 5 классе. Тип работы Диктант Изложение Сжатое изложение Сочинение Развитие речи Контрольное тестирование Количество – не менее 4 6 4 9 Соч.-миниатюр-2 Соч.-рассужд.-2 Соч.-пов.-2 Соч.-опис.-2 Соч.-редактирование по картинке 1 33 4
текущий тематический и итоговый контроль. уже в 5 классе рекомендуется увеличить долю сжатых изложений, сочинений-рассуждений по прочитанному тексту, сочинений-миниатюр, тестов разного вида и др. При этом контролирующие задания должны обязательно (хотя бы частично) ориентироваться на работу с текстом. Для оценки работ творческого характера (сочинений, сочинений-миниатюр) уже в 5 классе рекомендуем применять критериальный подход к оцениванию , взяв за основу методические письма, размещенные на сайте www . fipi . ru : Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом; Методические рекомендации для экспертов территориальных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Формирование УУД При организации процесса обучения русскому языку в 5 классе рекомендуется обратить внимание на следующее. Каждый урок русского языка должен целенаправленно развивать универсальные учебные действия (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные). Обозначенные УУД формируются и развиваются на конкретном предметном содержании, поэтому необходимо проанализировать потенциал упражнений и заданий учебника на предмет формирования и развития УУД.
Рекомендации на каждый урок В своей практике я широко использую на разных этапах урока : 1.Работа в парах, при изучении и закреплении нового материала, Работу в группах удобно практиковать на уроках обобщения закрепления, полученных ЗУН., причём важно, чтобы все участники группы были включены в учебный процесс и получили оценки.
Работа в группах Работа в группах МБОУ СОШ №11 Работа в группах Лицей 408
Нестандартные уроки Нестандартные уроки
Игровые технологии nshrtal . ru
Где искать : http://nsportal.ru/avagina-elena-nikolaevna ,
Тематические недели Фонетический марафон Морфологический биатлон
Проектная деятельность Работа в группах Индивидуальный проект
Здоровьесберегающие технологии Весёлые зарядки
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы в классе общего фортепиано с учащимися струнного отделения.
Доклад раскрывает основные методы работы педагога с учащимися струнного отделения....
Анализ контрольной работы 5 класс по русскому языку за 1 полугодие 2017-2018 учебного года.
Анализ контрольной работы за 1 полугодие 2017-2018 учебного года....
Анализ контрольной работы 6 класс по русскому языку за 1 полугодие 2017-2018 учебного года.
Анализ контрольной работы 6 класс по русскому языку за 1 полугодие 2017-2018 учебного года....
Контрольная работа 8 класс по русскому языку за 1 четверть
Контрольная работа предназначена для учащихся 8 класса как итоговая за 1 полугодие. Предложены 2 варианта работы, система оценивания и ключи. Работа...
Тестовая работа 7 класс по русскому языку
Тестовая работа по теме "Категория состояния"...
Специфика работы в классах раздельно- параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся
Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых спос...
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...