Формирование оценки и самооценки в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Горшенина Лилия Петровна

В данной статье предлагается опыт работы по формированию  оценки и самооценки на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.Предлагаются различные формы и методы работы по формированию самооценки (контрольный лист, различные памятки и взаимооценки. Данная статья может быть рекомендована учителям, работающим по ФГОС и молодым специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_2015dokument_microsoft_word.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование оценки и самооценки в условиях реализации ФГОС

 на уроках русского языка

Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития. Поэтому чаще всего на занятиях должен звучать вопрос: "Как у тебя получилось выполнить работу грамотно? Что ты для этого сделал?" Без рефлексии не может быть ученика в настоящем смысле этого слова. Начало формирования этих категорий, безусловно, начинаем с 5 класса. Как показывает опыт, развитию рефлексии у пятиклассников в значительной степени способствует использование карт самонаблюдений. Делая отметки в предложенной карте, ребенок может увидеть, как он выполняет то или иное задание, соблюдает ли все правила выполнения.

Чтобы успешно реализовать формирование самооценки, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям. Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, я формирую следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать критерии оценки. Самый простейший прием «4П»: полно, понятно, последовательно, примеры. Но сначала привожу пример, как правильно нужно оценивать ответ ученика.

Часто использую на уроке карточку- задание. Работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Затем ученик выполняет задание по карточке соседа и оценивает его работу.   Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования

ФИ ученика …………………………

I. Повторение сведений о морфемах.

Выполните задание №1

Вариант №1

Вариант №2

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – ………………………………………………….;

суффиксы и приставки – ……………………...

………………………………………………….; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,

задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,

пров_нился.

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………

……………………………………..…………..,

а какие участвуют в образовании форм слова:        

…………………………………………………?

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик,

барабанщик, учитель, трубач, москвич

Самооценка:

Самооценка:

Проверил ……………. Оценка ……………..

Проверил ……………. Оценка ……………..

Оценочный лист по теме «Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне», 5 класс:

Фамилия, имя _____________________     Класс _________

 

 Критерии

Задания

1. Умение самостоятельно составить схему на изученное правило

1. Изучи в упр. 308 правило, составь опорную схему.

2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм и правильно писать слова с орфограммами «Буквы а-о в корне с чередованием» : а)   -лаг—лож-;

                               б)  -раст- (-ращ-)- рос-;

1.Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы.

а) Прил.гатъ усилия, распол.житься на ночлег,  изл.гать точку зрения, сл.гать стихи.

б)  Р.стительный мир, постепенно разр.стаются, зар.сли тростника, выр.щенные овощи, отр.сль экономики.

3. Умение использовать  слова на изученные офрограммы в творческом задании.

Составь небольшой текст с использованием данных слов, обозначь орфограмму.

Р…стовщик, выр.щивать, возр.ст, выр.щивать, возр.ст, р.сток, заросли, выр…стить                                    подр…сли,      распол..жились, прил..гать, предл..жение,      р.стение, водор.сли, подр.стая

Активное участие пятиклассников в оценке собственной работы возможно при опоре на памятку “Учись контролировать себя”. Применение и обсуждение этой схемы самооценки помогут развить и укрепить стремление учеников к самосовершенствованию, к успешному освоению учебной деятельности. В качестве образца использую ее в 1-ый месяц на уроках, затем переношу и в домашнюю работу.

ПАМЯТКА "Учись контролировать себя” (схема самооценки)

Чем эта схема может быть тебе полезной? Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности. Как пользоваться схемой самооценки? Есть несколько приемов.

Ты можешь: а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть, насколько она тебя удовлетворяет; б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо выполнено тобой задание; в) воспользоваться схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои умения выполнять задания.

Внешний вид твоей работы: 

1. Выглядит ли она аккуратной?

2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

3. Пользуешься ли ты полями?

4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы?

Важные элементы твоей работы: 

1. Легко ли прочесть то, что ты написал? 2. Проверяешь ли ты правильность написания? 3. Проверяешь ли ты знаки препинания? 4. Можешь ли ты сказать, что выполнено аккуратно? 5. Исправляешь ли ты ошибки? 6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?

Совершенствуй себя! За словами “я буду стараться” мало что стоит, надо выяснить, что и как ты станешь совершенствовать. Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь, проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат:

1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?

2. Как я буду это делать?

3. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо. Удовлет- ворительно. Плохо.)

Несомненно, пятиклассник нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки (она очень значима в наших школах) или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Отметка (любая: пяти или пятнадцатибалльная) как основной (чаще, единственный) инструмент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития умений самооценивания. Следующие приемы для самооценки  я использую чаще всего.

Оценочные листы (листы самооценки)

Привлекая учащихся к оценке собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока отводим на формулирование критериев оценки того или иного вида работы, например:

1. Для творческой работы

Содержание:

  • Соответствие теме
  • Глубина раскрытия темы
  • Наличие собственного мнения
  • Доказательность собственного мнения
  • Знание текста, правильность цитирования

Композиция:

  • Соответствие композиции работы заявленному жанру
  • Правильное членение текста на абзацы

Грамотность:

  • Количество орфографических ошибок
  • Количество пунктуационных ошибок
  • Количество грамматических ошибок
  • Количество речевых ошибок

Этот лист оценивания мы с учащимися изготавливаем как карточку и используем при выполнении творческих работ. Заметьте, что это практически критерии творческой работы ЕГЭ.  

2. Для текущей работы на уроке

Фамилия, имя_________________________

Класс _____         Дата __________________

Тема _________________________________

______________________________________

УУД 1

УУД  2

УУД 3

УУД 4

УУД 5

Итого

Оценка

Как перевести баллы в текущие оценки?

За каждый вид учебной деятельности  учащиеся получают баллы:

2 балла – нет ошибок

1 балл – 1 ошибка

0 баллов – больше одной ошибки.

К концу урока учащиеся считают баллы и получают отметку, а я получаю обратную связь и накопляемость оценок. Листочки я собираю и могу проанализировать один из критериев, что является для меня сигналом: усвоен материал - не усвоен. Баллы переводим так:

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов – «3»

Здесь есть свои нюансы: как проверить каждый вид деятельности?

Как проверить объективность выставленного бала и т.п. Для этого использую взаимопроверку. Все это не так просто, т.к. поначалу очень много шума, взаимных обид, разногласий, но постепенно эта работа отлаживается. Бывает, что мы один из видов работы не успеваем сделать, тогда я прошу взаимно оценить работу каждого в паре или в группе, ведь коммуникативные действии я мы тоже должны разивать.

  

Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.

Также я использую контрольные работы с самопроверкой.  

           Традиционно контрольная работа предлагается в конце темы с целью выявления уровня владения изученным материалом. Учитель проверяет работу, исправляет ошибки, выставляет оценку. Если же мы ставим цель сформировать действия самоконтроля и самооценки, то работу необходимо организовать иначе. На уроке учащиеся пишут традиционный  контрольный диктант,  содержание и объём которой соответствуют возрасту, теме, особенностям предмета. Затем эта работа проверяется самими учащимися, При проверке диктанта я не снижаю оценку за исправленные учащимися ошибки. Результаты бывают разными, но к концу 5 класса уже больше исправленных ошибок, что является положительным моментом.

Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок – рефлексия).

Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

·        Что нового мы узнали сегодня на уроке?

·        Что из запланированного осталось узнать?

·        Как мы действовали?

·        Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?

·        Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?

·       Что было самым трудным?

При изучении нового материала:

ЗНАЛ

УЗНАЛ

НЕ ПОНЯЛ,
ЕСТЬ ВОПРОС

Графа заполняется перед изучением материала, до работы с новой информацией

В эту графу учащиеся заносят новую для себя информацию, полученную на уроке

В этой графе фиксируются возникшие вопросы

При изучающем чтении использую прием     «ИНСЕРТ»

 

Приём используется при работе с текстом

1 этап – индивидуально

 «V» - это я знаю или думаю, что знаю

« - » - я думал иначе

« + » - новая информация для меня

« ? » - непонятно, есть вопрос

 

2 этап – фронтально

  «V»

 

«-»

«+»

«?»

 

 

 

 

 

 

Таким образом, оценка учителя является для школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. Поэтому в пример детям я ставлю не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Использую прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со «вчерашним днем». Это укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Поощряю малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика.

В процессе работы над перечисленными приемами у учащихся формируется  объективная самооценка. У детей не складываются комплексы неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей, дети принимают участие не только в оценивании своих успехов, но также и во взаимооценке. Учащимся проще выстраивать отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для нового (людей, знаний), для любого общения, они толерантны и владеют способностью к коммуникации. В конечном счете, поменялась самооценка личности. У ребят появился интерес к собственной познавательной деятельности. Повысилась активность и работоспособность на уроках. Все это повлияло на заинтересованность в формировании объективной самооценки школьников.

                                                

Рабочий лист по теме

«Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования»

ФИ ученика …………………………

I. Повторение сведений о морфемах.

Выполните задание №1

Вариант №1

Вариант №2

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень– ………………………………………………….;

суффиксы и приставки – …………….; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,

задр_жать, д_лёкий, прибл_жение

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ………………………………………..…………..,

а какие участвуют в образовании форм слова:        

…………………………………………………?

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик,

барабанщик, учитель, трубач, москвич

Самооценка:

Самооценка:

Проверил ……………. Оценка ……………..

Проверил ……………. Оценка ……………..

Оценочный лист по теме «Правописание слов с чередующимися гласными а-о  в корне».

Фамилия, имя _____________________     Класс _________

 

Критерии

Образец задания

Само

оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.Умение находить орфограмму «Буквы а-о в корне с чередованием» и правильно их писать:

а)   -лаг—лож-;

б)  -раст- (-ращ-)- рос-;

в) -гар   гор-;

г) -зар- зор-.

1.Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы.

а) Прил.гатъ усилия, распол.житься на ночлег,  изл.гать точку зрения, сл.гать стихи.

б)  Р.стительный мир, постепенно разр.стаются, зар.сли тростника, выр.щенные овощи, отр.сль экономики.

в)  Дог.рать в облаках, заг.релый юноша, ог.рок свечи, сг.рсвший куст, обг.реть на солнце.

г) Оз.рять лес, утренняя з.ря, сверкают з.рницы, оз.рённый солнцем, з.рька алая.

2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм

См. учебник, стр. 17, 18, 19

Лист самооценки

Фамилия, имя_________________________

Класс _____         Дата __________________

Тема _________________________________

______________________________________

УУД 1

УУД  2

УУД 3

УУД 4

УУД 5

Итого

Оценка

ПАМЯТКА "Учись контролировать себя” (схема самооценки)

Чем эта схема может быть тебе полезной? Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности. Как пользоваться схемой самооценки? Есть несколько приемов.

Ты можешь: а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть, насколько она тебя удовлетворяет; б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо выполнено тобой задание; в) воспользоваться схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои умения выполнять задания.

Внешний вид твоей работы: 

1. Выглядит ли она аккуратной?

2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

3. Пользуешься ли ты полями?

4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы?

Важные элементы твоей работы: 

1. Легко ли прочесть то, что ты написал? 2. Проверяешь ли ты правильность написания? 3. Проверяешь ли ты знаки препинания? 4. Можешь ли ты сказать, что выполнено аккуратно? 5. Исправляешь ли ты ошибки? 6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?

Совершенствуй себя! За словами “я буду стараться” мало что стоит, надо выяснить, что и как ты станешь совершенствовать. Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь, проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат:

1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?

2. Как я буду это делать?

3. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо. Удовлет- ворительно. Плохо.)

Приемы рефлексии

Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

·        Что нового мы узнали сегодня на уроке?

·        Что из запланированного осталось узнать?

·        Как мы действовали?

·        Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?

·        Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?

·       Что было самым трудным?

При изучении нового материала:

ЗНАЛ

УЗНАЛ

НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОС

Графа заполняется перед изучением материала, до работы с новой информацией

В эту графу учащиеся заносят новую для себя информацию, полученную на уроке

В этой графе фиксируются возникшие вопросы

ПАМЯТКА "Учись контролировать себя” (схема самооценки)

 Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности. Внешний вид твоей работы: 

1. Выглядит ли она аккуратной?

2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

3. Пользуешься ли ты полями?

4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы?

Важные элементы твоей работы: 

1. Легко ли прочесть то, что ты написал? 2. Проверяешь ли ты правильность написания? 3. Проверяешь ли ты знаки препинания? 4. Можешь ли ты сказать, что выполнено аккуратно? 5. Исправляешь ли ты ошибки? 6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?

Совершенствуй себя! За словами “я буду стараться” мало что стоит, надо выяснить, что и как ты станешь совершенствовать. Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь, проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат:

1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?

2. Как я буду это делать?

3. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо. Удовлет- ворительно. Плохо.)

ПАМЯТКА "Учись контролировать себя” (схема самооценки)

Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют ставить перед собой цели по улучшению своей деятельностиВнешний вид твоей работы: 

1. Выглядит ли она аккуратной?

2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

3. Пользуешься ли ты полями?

4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы?

Важные элементы твоей работы: 

1. Легко ли прочесть то, что ты написал? 2. Проверяешь ли ты правильность написания? 3. Проверяешь ли ты знаки препинания? 4. Можешь ли ты сказать, что выполнено аккуратно? 5. Исправляешь ли ты ошибки? 6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?

Совершенствуй себя! За словами “я буду стараться” мало что стоит, надо выяснить, что и как ты станешь совершенствовать. Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь, проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат:

1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?

2. Как я буду это делать?

3. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо. Удовлет- ворительно. Плохо.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД при работе с таблицами на уроках русского языка в 6-8 классах

В методической разработке представлены  возможности поэтапного формирования навыка работы с таблицами, необходимого учащимся для структурирования и обобщения изучаемого материала...

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Оценка предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка.

Материалы для оценки предметных и метапредметных результатов...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»...

Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Формирование успешности каждого ученика не...