"Смысловые группы наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovye_gruppy_narechiy.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. "Смысловые группы наречий" (7-й класс)
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Работа по развитию речи : употребление наречий для более точного выражения мыслей.
Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.
Оборудование и материалы: таблица, карточки, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент Сейчас раннее зимнее утро. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало
2.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»
- Четвертая буква в слове кузНец
- Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
- Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р
- Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ
- Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
- Эта буква пишется в корне слова собИрались
- Эта буква пишется в окончании слова борЕтся
- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи.
А для начала небольшая лингвистическая работа
3. Тест
- Наречие относится к самостоятельным частям речи? (да)
- Наречие обозначает признак действия?(да)
- Наречие отвечает на вопросы? Где? Куда? Откуда? Почему? Как? (да)
- Неизменяемость - главный морфологический признак? (да)
- Наречие чаще всего примыкает к глаголу? (да)
- В предложении наречие является подлежащим? (нет)
Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум.
В начале лета было жарко. Вначале разговор не клеился.
Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов? Выпишите словосочетания с наречиями. На какие вопросы отвечают эти наречия?
- Исследовательская работа. Актуализация нового материала
По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).
Разряд | Вопросы | Примеры |
Образ действия | Как? Каким образом? | Громко, быстро, шёпотом |
Место | Где? Куда? Откуда? | Внизу, направо, издалека |
Время | Когда? С каких пор? До каких пор? | Утром, допоздна, завтра |
Цель | Зачем? | Назло, нарочно, специально |
Причина | Почему? | Сгоряча, впопыхах, сослепу |
Мера и степень | В какой мере? В какой степени? | Очень, слишком, чересчур |
- Упражнения на закрепление
Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм | Наречие | Разряд |
Положа руку на сердце | честно | Образа действия |
У чёрта на куличках Битый час | далеко долго | наречие места наречие времени |
Бок о бок | рядом | Наречие места |
Душа в душу | дружно | наречие образа действия |
Кот наплакал | мало | наречие меры и степени |
Ни свет ни заря | рано | наречие времени |
Рукой подать | близко | наречие места |
Черепашьим шагом | медленно | наречие образа действия |
Упражнения на закрепление
Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)
- На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
- Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
- (где?) Дома и стены помогают.
- Едет не скоро, да (как?) споро.
- Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
- На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.
Выполнение упражнения 205 (по цепочке)
Подведение итогов урока.
-На какие группы делятся наречия?
-Назовите определительные наречия
-Назовите обстоятельственные наречия.
Д/з №35 (выучить разряды и группы наречий), упр. 228
Итоговая оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Смысловые группы наречий" , 7 класс
Особенностью урока являются авторские стихотворные переходы от одной части урока к другой....
Смысловые группы наречий.
Урок русского языка в 7 классе по программе М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. Первый урок по теме....
Тестирование "Смысловые группы наречий"
Тестирование представляет собой материал по различным группам наречий.Тесты предназначены для учащихся 7 класса....
Учебная презентация "Смысловые группы наречий"
Презентация составлена к теме "Смысловые группы наречий". Наглядное представление значений, выражаемых наречиями, и их примеры будут способствовать пониманию учащимися этого сложного языкового материа...
Наречие. Смысловые группы наречий.
Дать понятие о наречии и его смсыловых группах....
Смысловые группы наречий
Материал для самостоятельной работы...
смысловые группы наречий
тренинг...