Дидактический материал по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Дидактический материал по подготовке к написанию сжатого изложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_russkiy.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Автор составитель:  преподаватель русского языка и   литературы

                                    Кириллова Светлана Георгиевна

        Дидактический материал по русскому языку в 9 классе.

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе (тексты для изложений). Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2013.

        Данное методическое пособие включает различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу для подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку в новой форме в 9 классе.

        Тексты пособия – готовый материал для подготовки и написанию сжатого изложения.

Методический материал по русскому языку

 в 9 классе (сжатое изложение).

Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2013

Кириллова С.Г.

353740 станица Ленинградская,

Краснодарского края,

улица Западная, дом № 36,

кабинет № 338

2013 год

С.Г. Кириллова

Дидактический материал

по русскому языку в 9 классе

(тексты для изложений)

Подготовка к государственной итоговой аттестации - 2013

ст. Ленинградская

2013 г.

Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе (написанию сжатого изложения).

На протяжении нескольких веков изложение остается одним из самых распространенных видов работы. Без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приемов, который используется не только для развития речи, но и для определения уровня речевого развития человека.

  1. Готовить ребят к государственной итоговой аттестации нужно с начальной школы. С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно разобраться, выбрать главное, уяснить суть материала. Поэтому надо систематически упражняться в написании сжатого изложения.
  2. Учить ребят правильно понимать и передавать основную мысль текста, выделяя логически завершенные микротемы, абзацы данного текста.
  3. Работать над сжатием текста, умением выделить главное в тексте, отбросить второстепенное, мало значащее.
  4. Написать текст без искажений, передавая в собственном высказывании содержание исконного текста.
  5. Передать текст орфографически  правильно, соблюдая стилистические, синтаксические и речевые нормы языка.

Текст 1.

____________________________________________________________

… Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает седее оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой… Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом…

        А в чем самая большая цель жизни? Я думаю – увеличивать добро в окружающем нас. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком  задачу, которую надо уметь решать. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности …

        Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы.

        Заметили вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается? … Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

        Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забывать о своих интересах, о себе …                     (Д. Лихачев)

1. Прочитайте и озаглавьте текст.

2. Тема текста _______________________________________________

____________________________________________________________

3. Основная мысль текста ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Составьте план текста _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 2.

____________________________________________________________

Я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для воспитания красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красив, глубок …

        Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека …,        Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого молодого возраста … Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности мозг человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным.

        Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа … Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро …

                                                (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста _______________________________________________

6. Тип текста ________________________________________________

7. Найдите в тексте и выпишите метафоры _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найдите в тексте и выпишите краткие прилагательные, определите их синтаксическую роль ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в тексте и выпишите предложения с обособленными определениями ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов) ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Текст 3.

__________________________________________________________

Известно, что талант – это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник и певец, поэт и ученый – словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто хороший токарь.

        Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, может быть, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

        В жизни случается всё: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями, верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду. И понимать надо всю ответственность за свою жизнь, за жизнь других.

        Все ценности связаны неразрывно, это то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью к жизни.

                                                (Р. Фраерман)

1. Озаглавьте текст.

2. Озаглавьте каждую микротему текста _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите в каждом абзаце предложение, в котором заключена  главная мысль._______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Кратко перескажите каждую микротему текста.

5. Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.

6. Найдите и выпишите из текста слова с ь знаком. Объясните написание ь знака в словах. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста слова с не , объясните слитное и раздельное написание слов на эту орфограмму. _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. _____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Текст 4

________________________________________________________

        Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но … каждый специалист, каждый инженер, каждый врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.

        А для всего этого нужны знания, нужна интеллектуальность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте  литературу путешествий, мемуары, литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом – и будете душевно богаты …

        Научная история дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого …

        Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследований или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать  и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.                                  (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста ______________________________________________

3. Стиль текста _____________________________________________

4. Тип текста _______________________________________________

5. Найдите и выпишите предложения с однородными членами. Объясните расстановку знаков препинания в этих предложениях. ___

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите в тексте сложные предложения, выпишите грамматические основы этих предложений. Укажите вид сложных предложений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. Объясните написание этих слов. __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите сжатое изложение. Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком. _______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Текст 5.

______________________________________________________

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения …

        Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо не ясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы … Если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые  пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает противник.

        Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную и частичную правоту противника. Этим вы показываете как дорога вам истина …

        Конечно, признать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов … Человек должен уметь с достоинством принять победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента.                                     (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста. _______________________________________________

3. Стиль речи. ________________________________________________

4. Тип речи. _________________________________________________

5. Выпишите из каждого предложения грамматическую основу. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3. Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне __________

___________________________________________________________

4. Подберите синонимы к слову пропитан ______________________

___________________________________________________________

5. Замените словосочетание «В пушкинском заповеднике»  (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи согласование синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание _______________________

6. Найдите и выпишите предложения с обособленными определениями ______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

7. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста и соблюдая абзацы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 6

________________________________________________________

        Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно  верует в животворящий, полный разума русский язык.

        Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными …

        Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими … Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть не что поверхностное. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным, птицам и растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь …

Надо уметь чувствовать, даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего открыться нового.

                                                (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите количество грамматических основ в каждом предложении.

____________________________________________________________

3. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных предложений. ____________________________________________________________

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным. ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Основная мысль текста _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кратко перескажите текст.

7. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста. _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 7

__________________________________________________

        Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя … .

        Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом … . Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках … Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии … . Они не болтливы и не лезут с откровенностями когда их не спрашивают.

        Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие … . Они не играют га струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьет на дешевый эффект

        Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со  знаменитостями…

        Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал , недостаточно прочесть Пиквика … . Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.

                                                                (А.П. Чехов)

1. Озаглавьте текст.

2.Составьте план текста. _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите слова на «Правописание н, нн в разных частях речи», Объясните правописание н, нн в словах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите из теста глаголы, укажите их спряжение. _____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста местоимения. Устраните неоправданный  повтор. _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кратко перескажите текст.

7. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста и соблюдая абзацы. _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Текст 8

________________________________________________

        Счастье творчества… Думаю, что чувство это многообразно: творец не только художник (писатель, ученый или конструктор), но и тот, кто прикасается к созданному произведению, постигает его смысл и красоту.

        Из всех видов искусства литература и музыка по-прежнему требуют наибольшей активности человека, активности фантазии, воображения, мысли…

        Наука и искусство ныне имеют куда больше точек соприкосновения, чем раньше. Человек стал образованнее, он мыслит более научно и более логично. В свою очередь, более научно мыслит и художник. Значит, не следует разделять непреодолимой перегородкой рациональное и эмоциональное. Знания не убивают эмоции…

        Нет истинно художественных произведений, убивающих добро, коверкающих человеческую душу. Гений и талант устроены так, что направлены на благо человеку. Научный поиск всегда сопряжен с нравственным выбором. И Нравственный опыт ученого не менее важен, чем его открытия. Моральные качества великих ученых имеют не меньшее значение для поколений, чем их чисто интеллектуальные достижения. Нравственное величие Энштейна, Розерфорда, Бора, Жолио-Кюри, Ломоносова, Циолковского, Вавилова, Курчатова, Королева имеет самостоятельную ценность, создавая критерии служения науке и людям.

        …Научно-технический процесс и искусство, его нравственное содержание-два крыла для человека. В их соединении, во взмахе обоих крыльев – равновесие, гармония человеческой души.                (Д. Гранин)

1. Озаглавьте текст.

2. Основная мысль текста _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова _________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите слова с приставкой при-, определите её  значение

________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите из текста слово на тему «Правописание дефиса в наречиях».___________________________________________________

7. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. __________________

____________________________________________________________

8. . Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста. ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 9.

_____________________________________________________

        1. … Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. 2. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата.

 3. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит обогащаться духовно. 4. Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают… 5. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. 6. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет его потомкам. 7. Он начинает учиться ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое не менее важно, чем нам…  8. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем.                                                 (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Основная мысль текста. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Объясните лексическое значение слов

  среда ______________________________________________________

____________________________________________________________

потомки ____________________________________________________

____________________________________________________________

5. Укажите количество букв и звуков в каждом слове (предложение 8)

____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________6. Кратко перескажите каждый абзац текста.

7. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста и соблюдая абзацы. _____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 10

_____________________________________________

        Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома …  Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее воспоминание при нас остается в сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение…

        Какой-то ненормальный я человек: иногда так убиваюсь по родной стороне, что места себе не нахожу. Весь свет клином на Алтае сошелся, и самое яркое окошко – мои Сростки…  И чего бы, кажется, помнить? Военное лихолетье, холод да голод, безотцовщина, работа двужильная… А вот поди ж ты! Нет ничего милее родного края, и краше, и святее… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…

        Уверуй, что все было зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого…  Мы умели жить. Помни это. Будь человеком…                                 (В. Шукшин)

1. Озаглавьте текст.

2. Основная мысль текста ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите слова на тему «Правописание з, с в приставках.

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите первое предложение, укажите вид предложения и вид  связи придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Озаглавьте каждый абзац текста и кратко перескажите текст по плану, передавая основную мысль исходного текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), соблюдая орфографические, синтаксические, стилистические, речевые нормы языка. Соблюдайте абзацы. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Текст 11

______________________________________________________

        1.Начнем с того, что явление это – интеллигентный человек  - редкое. 2.Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия- «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: 3. «Что есть правда?», гордость…  4. И – сострадание судьбе народа. 5.Неизбежное, мучительное. 6.Если все это в одном человеке – он интеллигент.

        7.Нам бы про душу не забыть. 8.Нам бы немножко добрее быть…  9. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. 10.Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее… 11. Если мы в чем–нибудь сильны, по настоящему сильны, по настоящему умны, так это в добром поступке.

        12.Меня больше интересует история души, и ради её выявления я сознательно и много опускаю из внешней жизни человека, чья душа меня волнует… 13.Суть дела в жизни такова, что книга работает медленно, но глубоко и долго…  14. Настоящая проза крепко стоит и долго живет, она остается жить во времени, в душах людей.

                                                                (В. Шукшин)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста _______________________________________________

____________________________________________________________

3. Основная мысль текста. _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Объяснить расстановку знаков препинания в каждом предложении.

5. Замените словосочетание «в душах людей ( 14 предложение),  построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите из каждого  предложения грамматическую основу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кратко перескажите каждый абзац текста, передавая основную мысль исходного текста.

8. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), соблюдая орфографические, синтаксические, стилистические, речевые нормы языка. ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 12

_______________________________________________

1. В пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него даже в пасмурные дни…  Свет лежит золотыми пятнами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженная в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, для девичьего смеха и шутливых признаний…

        Михайловский парк – приют отшельника…  Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой…

        А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками…

(К. Паустовский)

1. Озаглавить текст.

2. Выпишите из текста:

метафоры __________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

эпитеты ____________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3. Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне __________

___________________________________________________________

4. Подберите синонимы к слову пропитан ______________________

___________________________________________________________

5. Замените словосочетание «В пушкинском заповеднике»  (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи согласование синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание _______________________

6. Найдите и выпишите предложения с обособленными определениями ______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

7. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста и соблюдая абзацы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 13

_______________________________________________

        1.Более 150 лет назад родился замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. 2.В своих произведениях он коснулся самых тонких, самых потаенных струн души человека. 3.Вспомним лишь названия их: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин», «Шестая симфония», и – сразу возникает целый мир прекрасных картин, переживаний.

        4.Простота и задушевность характера для музыки Чайковского, но особенно она проявляется в сочинениях для детей. 5.Для Чайковского детство – это мир волшебных превращений, и в этом мире нет границ между явью и вымыслом, в этом мире куклы могут оживать, а ёлка вырасти до небес. 6. В 16 песнях Чайковского для детей есть рассказ о детях-сиротах, о больном землепашце, о цветке, расцветшем для узников в темнице, наконец, о младенце Христе, раздавшем все розы из своего сада и оставившем себе шипы.

         7.Умению видеть чужую боль и сострадать её в семье Чайковского учили делами и словами. 8.Сам композитор считал боль познания чужих бед необходимой для человека, и потому в его произведениях часто светлые мотивы сменяются грустными. 9. Для Петра Ильича в обращении были характерны доброта и сердечность.

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сострадать» (7 предложение). _________________________________

3. Верно ли суждение? В слове «потаенных» количество букв и звуков совпадает. ___________________________________________________

4. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне (предложение 5)

____________________________________________________________

5. Укажите количество грамматических основ во 2 предложении. ____________________________________________________________

6. Выпишите сложносочиненные предложения, укажите их грамматические основы. _______________________________________

 ____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кратко перескажите текст, передавая его основную мысль.

8. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста и соблюдая абзацы. _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 14

_____________________________________________________

        1.В уставшем от зимней тяготы лесу, когда еще не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросли, когда голые ветки еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донесся запах …  2.Еле-еле заметный, но это – запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный… 3. Смотрю вокруг, – оказалось, что рядом стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный, первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. 4.Но для каждого – и счастливого и несчастного – он сейчас – украшение жизни.

        5.Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные», «маленькие», нос большой душой. 6. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. 7.Так и подснежник кажется капелькой неба на земле

                                                        (Г. Троепольский)

1. Озаглавьте текст.

2. Объяснить расстановку знаков препинания в каждом предложении.

3. Выписать слово на правило «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –енн-, пишется две буквы н». _________________

___________________________________________________________

4. Заменить словосочетание «от зимней тяготы» в 1 предложении , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с однородным подчинением

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста. _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 15

_____________________________________________________

        1.Чуду этому удивляются и радуются уже более пятисот  лет. 2. И все-таки не могу не удивляться ему.

        3.Чудо это можно класть на стол или ставить на полку. 4.Носить в портфеле и даже в кармане. 5.Невелико это чудо, но в нем может поместиться весь мир, солнце с планетами и звездами.

6.У чуда этого нет ни крыльев, ни мотора, ни колес.

7. Но оно может облететь этот мир, заглянуть в тысячи окон, постучаться в миллионы сердец.

        8.Чудо это, если ты подружишься с ним, расскажет тебе, о чем думали, как жили люди тысячи лет назад, как искали дорогу к счастью.

        9.Чудо это – не город. 10.Но в нем может жить  множество самых различных людей. 11.И ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из тех, с кем познакомишься.

        12. Если ты будешь всю жизнь заглядывать в это чудо, ты станешь образованным человеком. 13.Это не корабль, не самолет. 14.Но, оставаясь дома, ты можешь при помощи этого чуда узнать, как живут люди в разных странах, заглянуть даже на  дно океана и подняться выше звезд.

        15.Это чудо не радио и не телевизор. 16.Но если ты научишься понимать его, ты услышишь музыку, и бурю, и гром, и пение птиц, и голоса людей. 17.И совсем незаметно ты станешь лучше разбираться в своих собственных мыслях, а сердце твое будет добрым и любящим.

        18.Чудо это может стать лучшим другом, советчиком и помощником.

                                                        (По Л. Кассилю)

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи являются метафоры.___________________________________________

3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мир» (предложение 5).______________________________________________

____________________________________________________________

4. Верно ли суждение, что в слове «удивляются» количество букв и звуков совпадают? ____________________________________________

5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Но,(1) оставаясь дома,(2) ты можешь при помощи этого чуда узнать, (3) как живут люди в разных странах, (4) заглянуть даже на дно океана и подняться выше звезд.

____________________________________________________________

6. Кратко перескажите текст.

7.Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста. ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 16

_______________________________________________

        1.Триста лет назад в маленьком итальянском городе Кремоне на площади святого Доминика, стоял старый двухэтажный дом. 2. Мостовая перед ним всегда была устлана соломой, чтобы заглушить стук проезжавших экипажей. 3. В окне второго этажа утром, днем и вечером можно было видеть погруженного в работу высокого худого человека в кожаном фартуке, с циркулем в руке или ножом в руках. 4. Время от времени человек этот клал на плечо скрипку, проводил смычком по струнам, и тогда из окна лились удивительные звуки: то нежные, то жалобные, то страстные…  5. Прохожие почтительно останавливались перед домом и шепотом говорили друг другу: «Слушай, Страдивари построил новую скрипку».

        6. Это был Антоний Страдивари, величайший скрипичный мастер. Рафаэль скрипичного мастерства, как зовут его потомки. 7. Всю свою жизнь посвятил он скрипкам. 8. Первую он сделал в 13 лет, а последняя датирована 1737 годом, годом смерти Страдивари. 9. Ему тогда было 93 года.

        10. Около трех тысяч инструментов вышло из его мастерской, но среди них не было и двух одинаковых…

        11. Многие мастера пытались проникнуть в «тайну Страдивари». 12. Они в точности копировали его скрипки, но успеха не достигли. 13. Тогда родилась легенда о «душе страдиварии, заключенной в его скрипках».

                                                (По Л. Кафановой)

1. Озаглавьте текст.

2. Замените словосочетание «в итальянском городе» в предложении 5, построенное на основе подчинительной связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание. ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите грамматическую основу 4 предложения. _____________

____________________________________________________________

4. Выпишите сложноподчиненное  предложение с придаточным цели, выделите в нем грамматические основы. _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение _________________________________________________

6. Кратко перескажите текст, передавая основную мысль как каждого абзаца, так и всего текста в целом.

7.  Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста. ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 17

 ______________________________________________________

        1. Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими городами России. 2. Он родился в семье итальянского скульптора. 3. Мальчиком был привезен в Россию. 4. Эта  страна стала его второй родиной.

         5. Творчество Растрелли сыграло исключительную роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.

6. Растрелли строил дврцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастыри (Смольный), особняки в разных городах России.

        7. Прекрасен четырехфасадный массив Зимнего дворца. 8. Тремя выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. 9. Другой двухъярусной колоннадой уходит в пространство набережной Невы.

        10. Много внимания зодчий уделял интерьерам. 11 Он сам составлял к ним рисунки. 12. Как волшебник, он щедро рассыпал по стенам обрамление окон, резные раковины, гирлянды цветов, орнаментальные завитки.

        13. Свой необыкновенный талант и мастерство отдал великий зодчий на прославление русской культуры.

  1. Озаглавь текст.
  2. Выписать из 12 предложения слово на «Правописание  з, с  в приставках»
  3. Найдите в предложении 8 и выпишите слово с неизменяемой приставкой. __________________________________________
  4. Верно ли суждение о том, что в слове «итальянского» (предложение 2) букв больше, чем звуков. _________________

5. Объяснить в каждом предложении текста расстановку знаков препинания.

6. Выписать грамматическую основу  предложения 5.

__________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажите количество грамматических основ в 13 предложении.

_________________________________________________________

9. Выпишите из текста причастия, объясните их правописание.

__________________________________________________________________________________________________________________

10. Кратко передайте основное содержание текста.

11. . Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая основную мысль исходного текста. Соблюдайте абзацы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...