Внедряя ФГОС. 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
В 2015-2016 учебном году работаю по внедрению ФГОСа в пятых классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvenost.doc | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Преемственность начального и основного общего образования в условиях ФГОС
Слайд 2
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.
В Федеральном законе «Об образовании» говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ.
Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов
Образовательные стандарты должны обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации
- преемственность основных образовательных программ
⎫начального общего
⎫основного общего
⎫среднего (полного) общего
⎫начального профессионального
⎫среднего профессионального
⎫высшего профессионального образования
Слайд 3
Обратимся к определению, которое можно найти в словаре Ожегова С.И. слова: преемство - это передача, переход чего-либо, от предшественника к преемнику; преемственный – идущий в порядке преемства, последовательности от одного к другому.
- Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации
- Преемственность в обучении - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения; понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям, умениям и УУД учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению.
. Преемственность – это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. (Из ФГОС).
Слайд 4
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
Слайд 5
Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни работников образования, ни учителей. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети могли успешно сдавать мониторинги, ГИА в 9-ом классе, потом ЕГЭ, а на данном этапе они испытывают большие затруднения.
Слайд 6
Преемственность новых стандартов
Новые стандарты образования направлены на то, чтобы воспитывать и развивать у учащихся, прежде всего самостоятельность. Новые стандарты предполагают развитие школьников, и их социализацию. Это значит, что ученик начальной школы должен легко адаптироваться, переходя в пятый класс, выпускник основной школы не должен испытывать проблем, начав обучение в десятом классе, ну а выпускник старшей школы - успешно поступить и адаптироваться к новым условиям при поступлении в ВУЗ.
Сегодня ФГОС касается каждого – не только потому, что вопрос успешности ученика в жизни, это естественно и очень важно, но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её процветания и мирного развития
Слайд 7
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
- Федеральный
- государственный
- образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный
- государственный
- образовательный стандарт основного общего образования
Слайд 8
Закон «Об образовании»
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
- ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
- Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
- 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
- 3) результатам освоения основных образовательных программ
Слайд 9
Основой для преемственности в достижении успешного результата образования является реализация требований ФГОС
ФГОС - это требования к …
РЕЗУЛЬТАТАМ СТРУКТУРЕ УСЛОВИЯМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения …
ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования
Личностные
Метапредметные
Предметные
Слайд 10
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Личностные результаты
ФГОС НОО
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию,
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
- социальные компетенции,
- личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности
ФГОС ООО
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
- ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
- социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
Слайд 11
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Предметные результаты
ФГОС НОО
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
- опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
- его преобразованию и применению,
- а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
ФГОС ООО
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
- его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 12
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Предметные результаты
ФГОС НОО
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
- опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
- его преобразованию и применению,
- а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
ФГОС ООО
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
- его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 13
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 14
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Портреты выпускников
Начальная школа
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Основная школа
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Слайд 14
Основные результаты начального образования
- Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в школе;
- Воспитание умения учиться- способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития-эмоциональной, познавательной саморегуляции.
Основные результаты начального образования
- Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в старшей школе;
- Подготовка к осознанному и обоснованному выбору дальнейшей образовательной траектории.
- Опыт проектирования и организации эффективной учебной и социально-творческой деятельности
- Приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей
- Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Слайд 16
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Методическая работа
Изучение личности выпускника начальных классов (кл. рук., психолог, зам. дир. по УВР).
Цель: выявление детей «группы риска».
2.Изучение подготовленности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене:
- контрольные срезы,
- административные контр. работы,
- независимый контроль,
- проверка техники чтения.
3. Посещение уроков учителей начальных классов.
Работа с родителями
Родительские собрания, публичные отчеты по теме «Модель выпускника начальной школы»,
консультации психолога.
Работа с обучающимися
Организация работы с одаренными детьми, олимпиады, интеллектуаль-ные марафоны, различные формы работы со слабо успевающими учащимися.
Слайд 17
Процедура внедрения технологии
1) Вводный семинар по внедряемой технологии
2) Проведение уроков с использован-ием технологии (ее элемента).
3) Открытые уроки для коллег по метод.объе-динению.
4) Итоговый семинар по внедрению данной технологии
Слайд18
Осуществление алгоритма «Преемственность»
в образовательной организации
- 1.Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
- 2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
- 3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
- 4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
- 5.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл.
- 6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения.
- 7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов.
- 8.Определение эффективности – диагностика, анализ
Слайд 19
«Успешные» технологии
Проблемный диалог - вместо объяснения темы …
– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками
Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…
- вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста
Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками
с помощью отметок…
- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений
Слайд 20
Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Технология преемственности
ЦЕЛИ – действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
ТЕХНОЛОГИИ. Проблемный диалог. Продуктивное чтение. Оценивание учебных успехов.
СОДЕРЖАНИЕ. воспитание
Обучение по предметам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок
Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....
Презентация урока математики ФГОС класс
Презентация к уроку математики ФГОС 5 класс...
План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3
В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....
Рабочая программа по Информатики и ИКТ ДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА
Рабочая программа по Информатики и ИКТДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА...
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...
Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")
Разработка технолоических карт к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....