Орфоэпическая культура учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Речевая культура, знание норм литературного языка, владение ими становится общественной необходимостью в связи с существенными изменениями в современном обществе, возрастанием значимости уровня культуры его граждан. Хорошее владение речью, умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта. Отступление же от норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпическая культура учащихся

В последние годы заметно повысился интерес говорящих на русском языке к проблемам культуры устной речи: особенностям произношения отдельных звуков и их сочетаний в словах, акцентологическим нормам, т. е. правилам постановки ударения, интонирования и т. п. Знание норм литературного произношения, владение ими становится необходимостью. Отступление от норм русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.

Работа над повышением произносительной культуры предполагает:

  • освоение правил русского литературного произношения;
  • формирование умения слушать свою речь и речь окружающих;
  • развитие умения слушать и изучать образцовое литературное произношение;
  • формирование умения анализировать свои ошибки и недочеты;
  • формирование умения совершенствовать произносительную сторону своей речи путем постоянной тренировки.

Современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную, развивающуюся и совершенствующуюся систему, которую составляют нормы произношения гласных, согласных звуков, нормы постановки словесного ударения (акцентологические нормы).

Технология организации орфоэпической работы в школе.

В школе должна проводиться систематическая работа по предотвращению орфоэпических ошибок в зависимости от интеллектуального уровня класса, степени повторяемости тех или иных ошибок, различных влияний на речь учащихся, степени проявления причин орфоэпических ошибок и т. п.

На уроках русского языка использую упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отвожу упражнениям, требующим устной формы работы.

Упражнения провожу планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка.

Работая с орфоэпическими заданиями, учащиеся должны уметь пользоваться орфоэпическим словарём.

 Для этого познакомлю их: 1) с нормативной характеристикой слов;

2) со структурой словаря (слова даются в  алфавитном порядке с пометами грамматических форм, частей речи и др.); 3) с произносительными пометами; 4) подачей частей речи.

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является разное звучание гласных звуков в ударном и безударном слогах: в безударных слогах гласные подвергаются редукции — ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания:

Задание 1. В качестве упражнения в артикулированиии гласных звуков прочитайте скороговорки, пословицы и поговорки.

1. Ученье без уменья — не польза, а беда.

2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

3. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

4. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

5. Осип охрип, Архип осип.

6. У осы не усищи, а усики.

7. Грамоте учиться — всегда пригодится.

Задание 2. Произнесите слова в соответствии с нормой, обращая внимание на ударный гласный ([о] или [э]) в словах. 

Безнадежный, белесый, блеклый, бытие, желчь, истекший, маневр, местоименный, недоуменный, никчемный, обнесший, одновременность, одноименный, опека, острие, отыменный, планер, платежеспособный, поблекший, подсекший, решетчатый.

 В русской речи при произношении согласных звуков действуют законы ассимиляции (уподобления рядом стоящих согласных), оглушения звонких согласных на конце слова и др.

Задание 1. Читайте вслух скороговорки и стихотворные строки, готовя свой артикуляционный аппарат к отчетливому, правильному произношению каждого звука любого устного высказывания.

А. 1. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. 2. У гусыни усов ищи — не ищи — не сыщешь. 3. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. 4. Человек наученный что топор наточенный.

Б. 1. У ёлки иголки кОлки. 2. ПлачУ — плАчу, а горе прЯчу. 3. Маланья-болтунья молоко болтала, выбАлтывала, да не вЫболтала. 

Задание 2. Произнесите слова в соответствии с нормой произношения согласных звуков.

1. Булочная, взяточник, горчичники, Ильинична, конечно (вводное слово), сердечный, скворечник, скучно, яичница, булавочный, двоечник, Никитична, молочный, подсвечник, прачечная, пустячный, сливочный, Наталья Кузьминична, троечник, порядочный, нарочно, нелёгкий, радостный, Одесса, кларнет, дрожжи, что, нечто, ничто.

2. Безжалостный, без жилета, с жилетом, без жира, с жиром, без желания, с желанием, бесшумный, бесшабашный, из шёлка, из шкафа, без шапки, с шапкой, без шофёра, с шофёром, переписчик, приказчик, счёт, рассчитывать.

3. Веселиться, гордиться, гордится, драться, дуется, здороваться, знакомиться, обниматься, одевается, решиться, смеяться, смотрится, улыбаться, умывается, целоваться.

 Задание 3. Прочитайте аббревиатуры, учитывая их буквенное или звуковое произношение.

АТС, АЭС, БДТ, вуз, ГИБДД, ГОМ, ГУВД, РФ, ДТП, ИЧП, МГУ, МХАТ, тюз, США, ФРГ, ФСБ, ЦРУ, ЭВМ.

 Типология упражнений:

1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.

Цель – совершенствование произносительных навыков школьников.

1) Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости - звонкости: дуб, мода, гриб, жёлудь, подлиза,

грипп.

2) Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].

I. Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.

II. Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей неологизм,  пресса, протест, текст.

После ознакомления школьников с теоретическими сведениями о нормах произношения предлагаю им упражнения на закрепление и расширение этих сведений.

2. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.

1) Цель – научиться расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.

1) Задание. Расставьте ударения в данных словах.

1. Агент, айвовый, алфавит, из аэропорта, баловать, буржуазия, бюрократия, верба, вероисповедание, втридорога, дефис, диспансер, дремота, заиндевелый, иконопись, иначе, искра, изобретение, каталог, комбайнер, красивее, кулинария, ломоть, маркетинг, намерение, водопровод, обеспечение, отдали, откупорить, отозвались, понял, приданое, ревень, силос, средство, упрочение, усугубить, ходатайство, христианин, чистильщик, шасси, шофёр.

2. Аналог, багроветь, безудержно, ветеринария, водопровод, во-первых, газопровод, гастрономия, досуг, жалюзи, закупорить, знамение, каучук, клеить, корысть, медикаменты, мусоропровод, начатый, облегчить, озорничать, отчасти, пихта, под шкафом, позвонишь, понявший, приговор, призывник, принудить, приобретение, пуловер, ракушка, сабо, свекла, случай, созыв, таможня, танцовщица, туфля, уведомить, украинский, щавель.

 2) Задание. Данные глаголы изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

 Принял — приняло — приняли — приняла.

Брал — брало — брали — брала.

Начал — начало — начали — начала.

Занял — заняло — заняли — заняло.

Подал — подало — подали — подала.

Прибыл — прибыло — прибыли — прибыла.

Продал — продало — продали — продала.

3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

Цель – учить школьников различать эмоциональную окраску слов в словосочетаниях и предложениях.

Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.

Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня испугали. Голубое небо.

В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок можно предложить ряд упражнений аналитического характера:

1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.

Цель – развитие артикуляционно-произносительных навыков.

Задание: а) Произнесите несколько раз подряд сочетания расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо.

б) Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.

в) Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория, параллелограмм и т. д. Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.

Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?

Цель – научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(ирис)

2. Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

(атлас)

2. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

Цель – учиться читать текст (предложения) с заданной интонацией, различать и анализировать ошибочное звучание текста (предложений). Учащиеся могут подобрать тексты самостоятельно.

Предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры учащихся.

Тестовые задания

1. Произношения сочетания [ШН] требует норма литературного языка в словах:

1) скучно;

2) нечто;

3) конечно;

4) достаточно.

2. Сочетание «де» произносится твердо в словах:

1) кадет;

2) деканат;

3) орхидея;

4) дефолт.

3. На месте орфографического «чн» произносится [шн] в словах:

1) горчичник;

2) перечный;

3) ничто;

4) Саввична.

4. Согласный перед «е» в соответствии с нормой произносится мягко в слове:

1) свитер;

2) шинель;

3) бижутерия;

4) компьютер.

5. Ударение в русском языке

1) закрепляется за определённым слогом;

2) свободное, разноместное;

3) всегда падает на последний слог;

4) всегда падает на первый слог.

6. Ударение во всех словах падает на 2-ой слог в ряду:

1) агент, гусеница, знамение, начать;

2) аналог, арест, добыча, шасси;

3) балованный, агрономия, генезис, валовой;

4) алфавит, индустрия, искра, начать.

7. Ударение в словах падает на 3 -ий слог в рядах:

1) авансирование, дипломатия, диспансер, статуя;

2) газопровод, изобретение, инструмент, металлургия;

3) обеспечение, осмысление, приговор, револьвер;

4) гегемония, начался, танцовщица, некролог.

8. Ударение во всех словах падает на 1-ый слог в ряду:

1) верование, гусеница, свекла, заговор;

2) завидно, знамение, искра, призыв;

3) столяр, цемент, черпать, умерший;

4) догмат, средства, эксперт, гравер.

9. Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук, в слове

1) водопрОвод; 2) звонИт; 3) каталОг; 4) щавЕль.

Заключение

Речевая культура, знание норм литературного языка, владение ими становится общественной необходимостью в связи с существенными изменениями в современном обществе, возрастанием значимости уровня культуры его граждан. Хорошее владение речью, умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта. Отступление же от норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека. 

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение  мира.

Одним из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека является правильное литературное произношение. Известно, что неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания высказывания, затрудняя обмен информацией, нарушает благозвучие речи. Между тем можно наблюдать снисходительное отношение к нарушению орфоэпических норм. Это связано с тем, что эфир СМИ, занимающих особое место в распространении и закреплении произносительной нормы, насыщен разнообразными ненормативными фонетическими явлениями. К сожалению, в школе орфоэпическая работа не занимает должного места, она нередко отодвигается на второй план по сравнению со словарно-орфографической работой. Между тем все уровни языка – произносительный, лексический и грамматический – взаимосвязаны, и овладение языком как средством общения возможно лишь при условии изучения каждого уровня языка с учетом его связи с другими.

Библиография

1. Аванесов P. И. Беседы о русском литературном произношении .

2. Аванесов Р. И. Нормы русского литературного произношения в их историческом развитии.

3. Адлер Г. В. Как правильно сказать? - М.: АО "Знак".

4. Бернштейн СИ. Назревший вопрос (Русское литературное произношение) // Русский язык в школе.

5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Вопросы речевой культуры.

6.Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. - Л.: Изд-во Ленинградского университета.

7. Виноградов В. В. Задачи современного языкознания // Вопросы языкознания.

8. Володин В. Г. Обучение литературному произношению // Русский язык в школе.

9. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры учащихся

Эта книга - результат работы творческой группы в моей школе. В основе формирования правовой культуры  лежат приёмы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", которые испол...

Развитие орфоэпической культуры речи будущего учителя.

Данная статья рассказывает о использовании малых литературных форм в развитии культуры речи. Показано, как  эта деятельность способствует активизации учебного процесса на занятиях русского языка,...

"Ударение в стихах" - эффективный способ формирования орфоэпической грамотности учащихся

В презентации представлен эффективный способ запоминания постановки ударения в трудных словах. Данный материал можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях в 5-11 классах...

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 3: методика применения периодической таблицы и системного оператора в развитии проектной культуры учащихся

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 3 знакомит педагогов с методикой и примерами реализации ...