Притяжательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок в 6 классе по теме "Притяжательные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazhatelnye_mestoimeniya.docx24.39 КБ
Файл tetrad.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

6 класс

  1. Здравствуйте, садитесь.

Оргмомент

1 мин

  1. Для начала повторим. Тему урока мы определим позже. Работаем устно. Внимательно прочитайте задание, для ответа поднимайте руку. Свой ответ объясняйте. Учтите, что ответ может быть только один.
  1. В каком ряду местоимения пишутся раздельно?
  1. кое(у)кого, ни(перед)кем
  2. кто(нибудь), (кое)кто
  3. (не)кто, (ни)кто    
  4. (о)нём, (не)чего
  1. Отметь ряд, в котором все слова пишутся через дефис.
  1. что(то),(ни)кто,
  2. (ни)(о)чём, кто(либо),
  3. (кое)кто, (что)нибудь,
  4. (чем)нибудь, (не)(с)кем
  1. В каком ряду местоимения пишутся слитно?                                                            1) не(с)кем, как(то)                                                                                                   2) (не)кем, (ни)кому

3) (кое)кто, (за)ним

4) кто(нибудь), (ни)кто

           4. Отметь предложение, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

                1) Н…кто не сомневался в победе.                                                                          

                 2) Н…что не предвещало шторма.

                 3) Ему н…кого винить .

                 4) Мы н…кем не могли заменить ушедшего товарища.

           

           5. Укажи личное местоимение.

                1) кто?

                2) вами

                3) кто-нибудь

                4) никакой

6. Укажи ошибочную морфологическую характеристику.

               1) себя – возвратное местоимение

               2) кое-кто – неопределённое местоимение

               3) нас – личное местоимение

               4) некто – относительное местоимение

Фронтальный опрос.                           Устная работа.

10 мин

  1. Хорошее  произведение воспитывает наши чувства,  формирует характер. 

Назовите слово, которое указывает на принадлежность. Слово НАШИ. Какая это часть речи? Местоимение. Какой разряд, как вы думаете? Притяжательное. Сооответветственно, тема нашего урока?

Откройте учебник. Выясним, что же считают учёные. Либо подтвердите, либо опровергните

Что мы должны сделать на уроке?

ПОЗНАКОМИТЬСЯ…с новым разрядом местоимений.

НАУЧИТЬСЯ…находить в тексте, определять их.

НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ…от других разрядов.

Формулирование темы.

НАУЧНОСТЬ

Целеполагание.

2 мин.

  1. Подготовили рабочее поле. Записали дату. Классная работа. Тема сегодняшнего урока.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

   Указывают

на

 принадл.      Вопросы   Грамм.катег.     Синт.роль

                 Чей?

                 Чья?        Род         определение

                  Чьё?        число

падеж

Кластер заполняется в процессе работы с предложениями.

2 мин

  1. Возле нашего (                          ) дома растут яблони.
  2. Думаем о своём (                            ) здоровье.
  3. Мои (                              ) оценки радуют маму.
  4. С вашей (                           )сестрой приятно общаться.
  5. В твоей (                            )тетради только пятёрки!
  1. Перед вами 5 предложений. Прочитаем их и найдем притяжательные местоимения.

В 1 предл… Докажи.

Определи грамматические категории местоимений (род, число, падеж).как у прилаг! Определи синтаксическую роль (подчеркнуть). ЗАПОЛНИЛИ КЛАСТЕР.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Грамматические категории

Род

Число

Падеж

Указывают на

принадлежность

чего-либо лицу или предмету

     

Вопросы

Чей?

Чья?

Чьё?

Чью ? и т.д.

Синтаксическая роль

Определение

Обобщили правило.

Коллективная работа

8 мин

  1. Работа в группах с карточками.

Разграничение притяжательных и личных мест.

1 группа:

 Мы не слышали его.

 Мы познакомились с его другом.

2 группа:

Я не знаю её.

С её причёской всё в порядке.

3 группа: Их песня прозвучала громко. Я не познакомил их.

4 группа: Его вопрос очень интересный. Спросите у него.

5 группа: Её книжка у меня. Я заступился за неё.

6 группа: У их дома огромная лужа. За них ответит Дима.  

Задание группам:

Прочитайте предложения. Задайте вопросы к выделенным местоимениям. Каков разряд выделенных местоимений? Докажите.

Ответы представителей групп. Общий вывод: личные местоимения могут выступать в роли притяжательных.

Работа в группах.

3 мин.

  1. ФИЗМИНУТКА

Если я называю притяжательное местоимение, вы хлопаете. Если личное – поднимаете руки вверх.

Увидел её.

У неё спрошу.

Его портфель.

Наш дом.

Его сестра.

Её картина.

К вам пойду.

Наша картина.

Руки мой – глагол. (Как называются такие слова? Омоформы)

2 мин

  1. Работа с текстом.

Читаем. Работа с тестом самостоятельно.

Проверяем в парах.

(1)Здравствуйте, мама и папа!(2)Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. (3)Вы спрашиваете про мальчика дядю Фёдора.(4)Вы про него ещё заметку в газете писали. (5)Мальчик живёт у нас.(6)Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. (7)А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. (8)Посмотрите, ваша ли это пуговица.(9)Если пуговица ваша, то и мальчик ваш.  

.

Тест.

Задания 1-5 выполни на основе прочитанного текста. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер выбранного ответа выпиши в прямоугольник.

  1. Определи тему текста.
  1. Чаепитие в Простоквашино.
  2. Дядя Фёдор нашёлся.
  3. Отрезанная пуговица.
  4. Горе родителей.
  1. Определи тип речи.
  1. Повествование и рассуждение.
  2. Описание.
  3. Рассуждение.
  4. Повествование.
  1. Укажите номера предложений, в которых используются притяжательные местоимения.
  1. 2,4
  2. 6,7
  3. 8,5
  4. 8,9

Дети прочитали.

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте у соседа. Если ответ правильный, поставьте плюс. Если нет, то минус.

5 мин

  1. Сочинение-рассуждение.

Задание 3.

Напиши сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А.Реформатского: «Местоимения - слова-заместители: они как «запасные игроки» выходят на поле вместо знаменательных слов».  Аргументируя свой ответ, приведите один пример из прочитанного текста.

Зачитываем сочинения. Сразу оценить.

Самостоятельная творческая работа

10 мин

  1. Домашнее задание: упр./ написать сказку о том, как поспорили личные и притяжательные местоимения / составить тест.
  2. Итог урока.

Помните цели, которые мы ставили в начале урока? Все ли мы сделали, что мы планировали? КЛАСТЕР

На доске обратной

ПОЗНАКОМИТЬСЯ…с новым разрядом местоимений.

НАУЧИТЬСЯ…находить в тексте, определять их.

НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ от других разрядов.

Поднимите руки те, кто сегодня не понял ничего.

Поднимите руки те, кто понял, но ему нужно повторить.

Поднимите руки те, кто понял и может объяснить  тем, кому требуется повторение. Это я учту в подготовке к следующему уроку.

Молодцы, наш урок прошел успешно.

Рефлексия

2 мин

  1. Оценки за сочинение тем, кто прочитал. Остальные получат оценки, когда сочинения будут проверены.

 



Предварительный просмотр:

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Синтаксическая роль

Грамматические категории

Указывают на

 

Вопросы

     

Задание 1.

  1. Возле нашего (                          ) дома растут яблони.
  2. Думаем о своём (                            ) здоровье.
  3. Мои (                              ) оценки радуют маму.
  4. С вашей (                           ) сестрой приятно общаться.
  5. В твоей (                            ) тетради только пятёрки!

Задание 2.

(1)Здравствуйте, мама и папа!(2)Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. (3)Вы спрашиваете про мальчика дядю Фёдора. (4)Вы про него ещё заметку в газете писали. (5)Мальчик живёт у нас. (6)Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. (7)А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. (8)Посмотрите, ваша ли это пуговица.(9)Если пуговица ваша, то и мальчик ваш.  

Тест.

  1. Определи тему текста.
  1. Чаепитие в Простоквашино.
  2. Дядя Фёдор нашёлся.
  3. Отрезанная пуговица.
  4. Горе родителей.                                              Ответ:
  1. Определи тип речи.
  1. Повествование и рассуждение.
  2. Описание.
  3. Рассуждение.
  4. Повествование.                                                Ответ:  

           

  1. Укажи предложение, в котором содержится ответ на вопрос «Откуда почтальон Печкин узнал, что мама и папа разыскивают Фёдора?»
  1. 5                  
  2. 6
  3. 7
  4. 4                                                                          Ответ:  
  1. Какое предложение является сложным?
  1. 1
  2. 6
  3. 3
  4. 7                                                                            Ответ:  
  1. Выпиши грамматическую основу предложения 1.

         

   Ответ:

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Синтаксическая роль

Определение

Грамматические категории

Род

Число

Падеж

Указывают на

принадлежность

чего-либо лицу или предмету

Вопросы

Чей?

Чья?

Чьё?

Чью ? и т.д.

     

  1. Возле нашего (                          ) дома растут яблони.
  2. Думаем о своём (                            ) здоровье.
  3. Мои (                              ) оценки радуют маму.
  4. С вашей (                           )сестрой приятно общаться.
  5. В твоей (                            )тетради только пятёрки!

Задание 2.

(1)Здравствуйте, мама и папа!(2)Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. (3)Вы спрашиваете про мальчика дядю Фёдора. (4)Вы про него ещё заметку в газете писали. (5)Мальчик живёт у нас. (6)Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. (7)А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. (8)Посмотрите, ваша ли это пуговица.(9)Если пуговица ваша, то и мальчик ваш.  

Тест.

  1. Определи тему текста.
  1. Чаепитие в Простоквашино.
  2. Дядя Фёдор нашёлся.
  3. Отрезанная пуговица.
  4. Горе родителей.
  1. Определи тип речи.
  1. Повествование и рассуждение.
  2. Описание.
  3. Рассуждение.
  4. Повествование.
  1. Укажи предложение, в котором содержится ответ на вопрос «Откуда почтальон Печкин узнал, что мама и папа разыскивают Фёдора?»
  1. 5                  
  2. 6
  3. 7
  4. 4
  1. Какое предложение является сложным?
  1. 1
  2. 6
  3. 3
  4. 7
  1. Выпиши грамматическую основу предложения 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по модульной технологии "Притяжательные местоимения"

Подрбранные задания помогут организовать учебное время эффективно...

Конспект урока немецкого языка по теме: «Притяжательные местоимения», 5 класс

Главная дидактическая цель урока - выработать умение применять знания склонений притяжательных местоимений, используя игру «Бинго», развитие коммуникативных способностей, мыслительных умений, по...

Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"

Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения. Карточка для тренировки употребления притяжательных местоимений для 5 класса....

притяжательные местоимения и притяжательный падеж в английском языке (2 кл)

Пример контроля усвоения грамматического материала по английскому языку учениками 2го класса (Уч. Starlight 2). Тема "Притяжательные местоимения, притяжательный падеж"...

Possessive Pronouns and Possessive Case/ притяжательные местоимения и притяжательный падеж

Задания различного типа и уровня подготовки по теме "Притяжательные местоимения и притяжательный падеж" подходит для учеников начальной школы....