Лексика ограниченного употребления
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока по теме "Лексика ограниченного употребления" в 6 классе с использованием регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_ogranichennogo_upotrebleniya_6_klass.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Бородина Наталья Николаевна, Камчатский край, г.Елизово
Тема урока: Лексика ограниченного употребления
Класс: 6
Цель урока: познакомить учащихся с лексикой ограниченного употребления.
Задачи: 1. Ознакомление учащихся с диалектной и устаревшей лексикой как особым пластом русского языка.
2. Развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
3. Выяснение причины устаревания слов, их роль в художественных произведениях.
4. Формирование представления учащихся о различиях между архаизмами и историзмами.
5. Воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
6. Расширение познаний учащихся по истории родного края.
Эпиграф: «Потерять слова – это значит
потерять для науки, для истории нашего народа
значительную часть языка.
Вот почему наш долг, наша святая обязанность
сохранить эти неоценимые сокровища
живой народной речи»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Присаживайтесь.
- Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась.
- А кто может объяснить?
- Формулировка темы и цели урока.
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?
Прослушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелищ,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко
- Все ли слова вам были понятны? Какие слова вы не поняли?
- Выделим на доске эти слова.
- Каким словарем нужно воспользоваться, чтобы определить лексическое значение слова?
- Разделитесь на три группы. Вам необходимо найти лексическое значение выделенных слов (1 группа: работа с первым четверостишием; 2 – со вторым, 3- с третьим).
Самостоятельная работа учеников со словарем В.И.Даля, отчет о проделанной работе.
- Какие пометы вы увидели, работая со словарем? (устар., тмб, твр, ряз и т.д.)
- На что указывают эти пометы?
- Итак, какую лексику использовал Сергей Есенин в своем стихотворении?
- Как назовем сегодняшний урок?
- Сформулируйте цели урока.
- Актуализация знаний.
- Для чего человеку, живущему в современном компьютеризированном мире, человеку, шагнувшему далеко по дороге прогресса, изучать такую лексику?
Да, вы правы. Эта лексика – свидетель русской истории. Она сохранила названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда и т.п.
Диалектная лексика свойственна определенной местности. Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия: южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственное акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково (акно, карова). Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: окно, корова. Диалекты изучает раздел лингвистики, называемый диалектологией.
- Обратимся к словам с пометой «устаревшие» из стихотворения С.Есенина. Определим, есть ли в современной жизни предметы, обозначенные этими словами.
- Поэтому всю устаревшую лексику делят на историзмы и архаизмы. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета. Архаизмы – слова, вышедшие из употребления, но замененные современными синонимами.
- Закрепление материала.
При чтении стихотворения Есенина С. возникает образ старой русской избы. Но мы живем на Камчатке, где свои особенности, свой уклад жизни.
- Какие слова помогут передать своеобразие нашего края?
Разделитесь на две команды. Перед вами две избы: русская и коренных народов Камчатки и два перечня слов без толкования. Ваша задача: найти соответствие между словами и предметами быта (возможно два изображения разных изб с предметами или только изображение самих предметов).
Русская изба | Камчатская изба |
Корневатка (корзина из корней деревьев) | Кононы (посуда) |
Ночва (корытце, лоток) | Чашечник (посудное полотенце) |
Возилка (большая ложка) | Слепач (керосиновая лавка) |
Бердыш (широкий топор) | Аромкач (берестяной короб) |
Ручник (полотенце) | Черпулька (половник) |
Рубель (утюг) | Туясок (берестяная корзинка) |
Каталка (утюг) | Топарулька (маленькая лопатка) |
Дёжа (кадка, в которой квасят тесто) | Тохланок (салфетка из ткани) |
Самостоятельная работа команд.
Обсуждение результатов, правильное толкование слов, запись лекисического значения слов.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было для вас сложным?
7. Домашнее задание.
- Придумайте небольшой рассказ с использованием диалектных или устаревших слов.
(или)
- Составьте кроссворд или викторину с использованием диалектных или устаревших слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика ограниченного использования
Кратко и для 5-6 классов. Понятные всем примеры....
Нецензурная лексика: причины употребления и способы борьбы
Проблема употребления нецензурной лексики относится к проблемам экологии языка. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего нашего языка. Экологическую катастрофу легче предотврат...
Методическая разработка по теме "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы"
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у обучающихся I курса по профессии 190631.01 Автомеханик при изучении темы «Лексика ограниченного употреблени...
«Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Разработка урока...
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...
Тестовые задания по теме «Лексика ограниченного употребления»
Контрольно-измерительные материалы по разделу "Лексикология"...