Лексика ограниченного употребления
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Разработка урока по теме "Лексика ограниченного употребления" в 6 классе с использованием регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_ogranichennogo_upotrebleniya_6_klass.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Бородина Наталья Николаевна, Камчатский край, г.Елизово

Тема урока: Лексика ограниченного употребления

Класс: 6

Цель урока: познакомить учащихся с лексикой ограниченного употребления.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с диалектной  и устаревшей лексикой как особым пластом русского языка.

2. Развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

3. Выяснение причины устаревания слов, их роль в художественных  произведениях.

4. Формирование  представления учащихся о различиях между архаизмами и историзмами.

5. Воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

6. Расширение познаний учащихся по истории родного края.

Эпиграф:  «Потерять слова – это значит

потерять для науки, для истории нашего народа

значительную часть языка.

 Вот почему наш долг, наша святая обязанность

сохранить эти неоценимые сокровища

живой народной речи»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Присаживайтесь.

- Ребята, вы, наверное, удивились, почему  я к вам так обратилась.

- А кто может объяснить?

  1. Формулировка темы и цели урока.

- Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?

Прослушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате»:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелищ,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко

- Все ли слова вам были понятны? Какие слова вы не поняли?

- Выделим на доске эти слова.

- Каким словарем нужно воспользоваться, чтобы определить лексическое значение слова?

-  Разделитесь на три группы. Вам необходимо найти лексическое значение выделенных слов (1 группа: работа с первым четверостишием; 2 – со вторым, 3- с третьим).

Самостоятельная  работа учеников со словарем В.И.Даля, отчет о проделанной работе.

- Какие пометы вы увидели,  работая со словарем? (устар., тмб, твр, ряз и т.д.)

- На что указывают эти пометы?

- Итак, какую лексику использовал Сергей Есенин в своем стихотворении?

- Как назовем сегодняшний урок?

- Сформулируйте цели урока.

  1. Актуализация знаний.

- Для чего человеку, живущему в современном компьютеризированном мире, человеку, шагнувшему далеко по дороге прогресса, изучать такую лексику?

Да, вы правы. Эта лексика – свидетель русской истории. Она сохранила названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий  труда и т.п.

Диалектная лексика свойственна определенной местности. Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия: южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственное акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково (акно, карова). Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной  части Волгоградской области. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: окно, корова. Диалекты изучает раздел лингвистики, называемый диалектологией.

- Обратимся к словам с пометой «устаревшие» из стихотворения С.Есенина. Определим,  есть ли в современной жизни предметы, обозначенные этими словами.

- Поэтому всю устаревшую лексику делят на историзмы и архаизмы. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета. Архаизмы – слова, вышедшие из употребления, но замененные современными синонимами.

  1. Закрепление материала.

При чтении стихотворения Есенина С. возникает образ старой русской избы. Но мы живем на Камчатке, где свои особенности, свой уклад жизни.

- Какие слова помогут передать своеобразие нашего края?

Разделитесь на две команды. Перед вами две избы: русская и коренных народов Камчатки и два перечня слов без толкования. Ваша задача: найти соответствие между словами и предметами быта (возможно два изображения разных изб с предметами или только изображение самих предметов).

 

Русская изба

Камчатская изба

Корневатка  (корзина из корней деревьев)

Кононы (посуда)

Ночва (корытце, лоток)

Чашечник (посудное полотенце)

Возилка (большая ложка)

Слепач (керосиновая лавка)

Бердыш (широкий топор)

Аромкач (берестяной короб)

Ручник (полотенце)

Черпулька (половник)

Рубель (утюг)

Туясок (берестяная корзинка)

Каталка (утюг)

Топарулька (маленькая лопатка)

Дёжа (кадка, в которой квасят тесто)

Тохланок (салфетка из ткани)

Самостоятельная работа команд.

Обсуждение результатов, правильное толкование слов, запись лекисического значения слов.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было для вас сложным?

7. Домашнее задание.

- Придумайте небольшой рассказ с использованием диалектных или устаревших слов.

(или)

- Составьте кроссворд или викторину с использованием диалектных или устаревших слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика ограниченного использования

Кратко и для 5-6 классов. Понятные всем примеры....

Нецензурная лексика: причины употребления и способы борьбы

Проблема употребления нецензурной лексики относится к проблемам экологии языка. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего нашего языка. Экологическую катастрофу легче предотврат...

Методическая разработка по теме "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы"

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у обучающихся I курса по профессии 190631.01 Автомеханик при изучении темы «Лексика ограниченного употреблени...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...

Тестовые задания по теме «Лексика ограниченного употребления»

Контрольно-измерительные материалы по разделу "Лексикология"...