Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Подготовка к ЕГЭ Шалагинова Анжела Юрьевна А 5. НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Слайд 2

Построение предложений с однородными членами. Чаще всего в задании А5 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки : предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово . В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово.

Слайд 3

Рассмотрим на примере: Раскольников придумал и восхищается своей теорией . Сказуемые «придумал» и «восхищается» имеют одно зависимое слово « теорией » , которое стоит в Т.п. Но глагол «придумал» не может управлять Т.п. ( придумал ( кем?чем ?)… ), следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Раскольников придумал ( кого?что ?) свою теорию и восхищается ( кем?чем ?) ею.

Слайд 4

предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами : не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:

Слайд 5

1) части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения , но и для его читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей .

Слайд 6

В первом предложении союз соединяет слова « не только главным.., но и для читателей », а они не являются однородными членами предложения. Следовательно , этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: « не только для создателя.., но и для читателей » .

Слайд 7

2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение « Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей» , так как союза «не только.., а также..» нет .

Слайд 8

предложения с обобщающим словом при однородных членах . Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. В данном предложении обобщающее слово «русских классиков» стоит в форме Р.п ., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» − в форме Им.п . Следовательно , данное предложение построено неверно. Правильный вариант : Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого .

Слайд 9

Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание. пропуск предлога при однородных членах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» , так как это слово не употребляется с предлогом «на» . Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах .

Слайд 10

смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

Слайд 11

употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».

Слайд 12

Употребление имен собственных в предложении. Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п .

Слайд 13

Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения: 1) В картине ( П.п .) «Спящий пастушок» ( Им.п .) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» ( П.п .) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине ( П.п .) «Спящем пастушке» ( П.п .) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п .

Слайд 14

Построение предложений с причастным оборотом. В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты : согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже. Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово «образ» стоит в Им.п ., ед.ч ., м.р . , а причастие «созданные» − в Им.п ., мн.ч . Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта - пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

Слайд 15

определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве» , следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве . Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера .

Слайд 16

необходимо правильно найти определяемое слово. Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору. В данном предложении определяемым является слово «сына» , а не «лицо» , следовательно, верный вариант : Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.

Слайд 17

Построение сложноподчиненных предложений. Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

Слайд 18

предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто» . Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п. Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч . При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Все , кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуются ( мн.ч . вместо едч .) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все , кто интересуется театром, знает ( ед.ч . вместо мн.ч .) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.

Слайд 19

неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский . При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский ». Правильный вариант: В письме говорилось, что в город , которым управляет Сквозник-Дмухановский , едет ревизор.

Слайд 20

нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, котор ым ведут герои. Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.

Слайд 21

неверное соединение с помощью союза «и» причастного аппарата и придаточной части. Я пил кофе, /приготовленный барменом/ и (в который добавили виски). В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил / приготовленный барменом/ кофе, (в который добавили виски) .

Слайд 22

Трудные случаи управления. Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:

Слайд 23

употребление предлога «по» . В значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п ., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п . ( по приезд е в Москву = после приезда в Москву; по истечени и срока = после истечения срока и т.п ). По прибыти и домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

Слайд 24

употребление предлога «благодаря» . Предлог «благодаря» управляет Д.п . Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию. употребление предлога «согласно» . Предлог «согласно» также управляет Д.п . Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

Слайд 25

6. Построение предложений с косвенной речью. 1) Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье» . Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

Слайд 26

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.

Слайд 27

Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов : «В человеке должно быть все прекрасно» . Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов , «в человеке должно быть все прекрасно».

Слайд 28

Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи. Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…». Правильный вариант: Сенат же постановил, что « челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Слайд 29

Переходим к тесту


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Грамматическая синонимия. Русский язык Подготовка к ЕГЭ Шалагинова Анжела Юрьевна

Слайд 2

1.Сказуемое выражено формой будущего времени; Мы хотим поехать на Олимпийские игры, которые будут проходить в Пекине. Приходи на мой концерт, ко­торый состоится в нашей школе. Замена придаточных предложений причастными оборотами невоз­можна , если в придаточном определительном:

Слайд 3

2. В главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того); Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало. 3.Сказуемое выражено формой условного наклонения (т.е. при сказуе­мом есть частица бы); Нашему российскому футболу нужны опытные тренеры, которые научили бы спортсменов играть интересно, в полную силу.

Слайд 4

4.Если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом. Обратите внимание! Чаще всего этот случай используется в заданиях ЕГЭ! Она без памяти любила сына, в кото­ром видела черты своего покойного мужа. Летчик , о котором писали га­зеты, стал гостем телестудии. Из-за ближайшей избы выехали всадники, на которых было надето то-то невооб­разимое.

Слайд 5

Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна , если в главной части сложноподчиненного предложения есть указатель­ное слово (тот, того и т.д.): Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.

Слайд 6

Переходим к тесту !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ. Односоставные и двусоставные предложения . А-9 Русский язык Подготовка к ЕГЭ Шалагинова Анжела Юрьевна

Слайд 2

C ПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО 1. Именем существительным (в И.п .) Гости приехали утром. 2. Местоимением (в И.п .) Я был в музее. 3. Именем прилагательным (в И.п.) Старшие помогали младшим. 4. Причастием (в И.п.) Желающие могли покататься. 5. Именем числительным (в И.п.) Два да два — четыре. 6. Неопределенной формой глагола Курить — здоровью вредить. 7. Наречием Завтра не наступит никогда. 8. Междометием Га-га-га слышалось на лугу. 9. Синтаксически неделимым словосочетанием. Анютины глазки растут в саду.

Слайд 3

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО Простое глагольное глагол в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматиче­ское значения) Он засыпает. Мы не будем спать. Составное глагольное вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексическо­го) + неопределенная форма глагола (выражает лексиче­ское значение) Дождь перестал шуметь. Составное именное глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) Пьеса была интересной. Мой брат — учитель.

Слайд 4

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ СКАЗУЕМОГО 1. Имя прилагательное Он веселый. Он был веселым. 2. Имя существительное Он весельчак. Весь сад в цвету. 3. Причастие Письмо было задержано. 4. Числительное Два да три будет пять. 5. Местоимение Вишневый сад теперь мой. 6. Наречие Ей туфли впору будут. 7. Синтаксически неделимое словосочетание Он был высокого роста.

Слайд 5

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Тире ставится: 1. Существительное + существительное Лес — друг человека. 2. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину. 3. Числительное + числительное Дважды два — четыре. 4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача — хорошо учиться. 5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком — удовольствие. 6. Это, вот, значит Чтение — вот лучшее учение.

Слайд 6

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Тире не ставится: 1. При сказуемом есть не Старост ь не радость. 2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало. 3. Подлежащее = местоимение Он врач. Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты - лучший человек на свете.

Слайд 7

Двусоставные предложения: подлежащее и сказуемое. Односоставное: или сказуемое, или подлежащее.

Слайд 8

Односоставные предложения Виды Что обозначает главный член предложения Чем выражен глав­ный член предложения (основные случаи) Примеры С глав­ным чле­ном сказуе­мым определённо-личные действие, кото­рое совершает оп­ределённое лицо (я, ты, мы, вы): на него указывает окончание глаго­ла-сказуемого 1) глаголом изъяви­тельного наклонения 1-го или 2-го лица; 2) глаголом повели­тельного наклонения 1) Люблю грозу в нача­ле мая (Тютчев). 2) Зовите, голуби, зови­те к труду и миру на земле!

Слайд 9

неопределённо-личные действие каких-то лиц: они мыслят­ся неопределён­но 1) глаголом 3-го лица множественного чис­ла; 2) глаголом прошед­шего времени множ . числа 1) И на обломках само­властья напишут наши имена (Пушкин). 2) Навеки свергли власть буржуев и дворян.

Слайд 10

обоб­щённо-личные действие, которое может совершать любое лицо (все, каждый) 1) глаголом 2-го лица изъяв. или повел. наклон.; 2) глаголом 3-го лица мн. числа 1) Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. 2) Славу трудом добы­вают.

Слайд 11

без­личные действие или со­стояние, незави­симое от дейст­вующего лица (оно происходит как бы само по себе) 1) безличным глаго­лом или личным в значении безличного; 2) инфинитивом; 3) наречием; составным именным сказ. 4) словами нет, не было 1) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. 2) Вам не видать таких сражений. 3) Человеку холодно без песен. 4) Нет ничего радостнее труда.

Слайд 12

С глав. подлеж назыв­ные только наличие предметов, явле­ний или лиц существительным в именительном падеже Переправа, переправа... Темень, холод... (Твар­довский).

Слайд 13

Обратите внимание! В тексте могут быть предложения, в которых грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого , поэтому повторите односоставные. На улице смеркается. Хочется лечь спать . Ночь, Тишина.

Слайд 14

Неделимые словосочетания, смысл которых нельзя понять из отдель­ных слов, являются одним членом предложения . Обычно это фразеологизмы, крылатые слова и т.п. Мальчонка плакал в три ручья . Простым глагольным сказуемым могут быть синтаксически цельные словосочетания или фразеологизмы, если их можно заменить одним личным глаголом. Следователи ведут расследование (= расследуют) преступления.

Слайд 15

Иногда можно спутать подлежащее и прямое дополнение, т.е. сущест­вительное в винительном падеже: Корабли построили в прошлом ве­ке. В этом, предложении слово «корабли» является дополнением, т.к. их кто-то строил, действие кого-то было направлено на них (по­строили кого? что ?); это неопределенно-личное предложение, в кото­ром нет подлежащего. Или : Настроение испортило неожиданное из­вестие. Не настроение портит известие, а наоборот; неожиданное известие стало причиной плохого настроения.

Слайд 16

Чтобы не спутать подлежащее и дополнение в придаточной части сложного предложения с союзным словом который, подставьте вме­сто этого союзного слова то, что «прячется» за ним. Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча (Что немилосердно жгло мою голову? Солнце. Следовательно это подлежащее). Дама, которой подал руку Евгений, церемонно сошла с трапа парохода. (Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в Им. n .), следовательно, это дополнение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...