задания по русскому языку по подготовке к ОГЭ 9кл.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Гришина Марина Николаевна

Даны четыре варианта заданий по русскому языку с ответами. Можно использовать для проведения пробных диагностических работ в 9 и 8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probnyy_4_varianta_otvety_informatsiya_dlya_eksperta.docx56.59 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.   

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 Часть 2

Прочтите текст и выполните задания  2-14

(1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шёл я по улице, поскользнулся  и упал... (3)Упал неудачно,  хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4) Было это примерно в семь часов вечера. (5) В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. (6) Решил повернуть назад, домой.

(7)Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь; шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. (8) Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (9) Народу на улице было много. (10) Навстречу прошла женщина с девочкой,  какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина,  молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (11) Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

(12) Позже я раздумывал над этой историей. (13) Могли ли люди принять меня за пьяного? (14) Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (15) Но даже если бы и принимали за пьяного... (16) Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударился, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (17) 3начит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

(18) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (19) А нравственность... она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.

(20) Одно из таких чувств — чувство милосердия. (21) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (22) Нечто свойственное лишь прежним временам. (23) «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(24) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (25) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (26) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (27)  Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (28) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (29)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...

(30)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (31)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (32)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д. Гранин, русский советский писатель и общественный деятель)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении даётся ответ на вопрос «Из чего состоит нравственность»?

1) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер.

2) А нравственность... она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.

3) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.

4) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим.

 3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече.
  2. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
  3. А нравственность... она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
  4. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?

4. Из предложений 11—13 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от звонкости/глухости первого согласного корня.

5. Из предложений 26-30 выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените книжное слово изъять в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание «животному сообществу», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Из предложения 25 выпишите грамматическую основу.

9. Среди предложений 7-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Вроде бы нет,(1) вряд ли я производил такое впечатление. Значит,(2) пройти мимо, (3) не ввязываться, (4) не тратить времени,(5) сил, (6) «меня это не касается» стало чувством привычным?

К сожалению, (7) наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне,(1) спросил,(2) что со мной,(3) не нужно ли помочь.

Примеры,(4) они есть,(5) и тем не менее мы ощущаем,(6) и давно уже, (7) убыль милосердия в нашей жизни.

13. Среди предложений 7—11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным  подчинением  придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1—11 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.


Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните  на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:  15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами  М.Е.Салтыкова-Щедрина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 26-го предложения текста «Как же так получилось, что чувство милосердия у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

Врачиха

(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похожа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опилок. (4)Работа была самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё — и расползётся доска на две части.

(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.

(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшься—и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, кто из наших ребят пострадал, всё хотел побежать и не мог...

(23)А в ушах звенело: (24)«Убило! (25)Убило! (26)Убило!..»

(27) Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (28)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:

(29)- Кто же это в нашей жизни хнычет, а?

(30) Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (31)Я от испуга переставал плакать.

(32)Я стал поправляться. (33)Иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати. (34)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое. (35)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:

(36)— Отца с матерью нет? (37)А где жил? (38)Папиросами торговал... (39)Да, гадко. (40)А вот учиться надо.

(41)Нет, всё-таки я её очень боялся. (42)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.

(43)— Она хорошая. (44)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (45)А она вон басит, как будто ничего и не было...

(46)Скоро меня выписали. (47)Сама врачиха вышла меня проводить. (48)Она курила папиросы и говорила резковато:

(49)— В детдоме будешь жить, я договорилась. (50)Учись. (51)Это нужно.(52)Может, я когда зайду-. — (53)Она осеклась.

(54)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (55)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: (56)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»

(А. Приставкин, русский писатель)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему дети боялись врачиху»?

  1. Она ощупывала нас железными пальцами, курила и пригова-
    ривала грубо...
  2. Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.
  3. Она трогала меня руками, от которых пахло табаком.
  4. Иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати.

A3. Укажите предложение, в котором нет метафоры.

1) И от этого солнышка бежали золотые лучи опилок.

2) Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо...

3) Яне заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам.

4) Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху.

4. Из предложений 5—14 выпишите слово(-а), приставка в котором(-ых) имеет значение «присоединение, приближение».

5. Из предложений 1-6 выпишите слово(-а), в котором(-ых)правописание НН определяется правилом «В суффиксе -ЕНН- имён прилагательных пишется две буквы НН».

6. Замените разговорное слово врачиха в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «говорила резковато», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.  Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

9. . Среди предложений 49-56 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Нет,(1) всё-таки я её очень боялся.
Может,(2) я когда зайду...

Я посмотрел и впервые увидел, (3) что она совсем не страшная,(4) эта наша врачиха...

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я не заметил,(1) как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, (2) и обожгло, (3) и ударило по глазам. И хотел тоже узнать,(4) кого же это убило,(5) всё хотел побежать и не мог...

В13. . Среди предложений 15—30  найдите сложноподчинённое предложение с однородным  подчинением  придаточных. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 15-21 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

 Используя прочитанный текст, выполните  на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:  15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста С.И.Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».  

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами  С.И.Львовой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финальных  предложений текста  «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей:«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ВАРИАНТ 3

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.   

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 Часть 2

Прочтите текст и выполните задания  2-14

Рисунок

(1)Саша был мой друг и жил через стенку. (2)Я приходил к Саше, когда он, подгоняемый нянькой, лениво доедал красный вишнёвый кисель. (3)Ни киселя, ни няньки у меня не было. (4) Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шёл на послеобеденный отдых.

(5)Однажды взрослые сказали, что Саша заболел опасной болезнью и что приходить к нему нельзя совсем. (6)Приезжал врач с чемоданчиком и, выходя от соседей, качал головой: (7)«Сложно. (8)Очень сложно». (9)Мама Саши прижимала ладони к щекам и смотрела на меня невидящими глазами.

(10)Мне было жаль Сашу. (11)Я пробирался на кухню и слушал, как за дощатой перегородкой с коричневыми обоями раздавался надрывный кашель. (12)Однажды я нарисовал на листе бумаги солнце, траву и себя: кружочек головы, палочка туловища, а от него четыре веточки — две руки и две ноги. (13)Потом я прошёл на кухню и, прислонясь к перегородке, прошептал:

(14)—        Саша, ты болеешь?

(15)—        ... олею, — донеслось до меня.

(16)—        На, держи. (17)Для тебя нарисовал. —(18)Я сунул в щель листок. (19)С той стороны листок потянули.

(20)—        ... сибо!..

(21) Кашлятьза стеной перестали. (22)Кто-то смеялся. (23)Ну конечно, смеялся Саша. (24) В тёмной комнате с занавешенным окном он понял по моему рисунку, что на улице солнце и тёплая трава. (25)И что мне очень хорошо гулять. (26)Потом я услышал, как он позвал маму и потребовал карандаш. (27)Скоро из щели высунулся белый уголок. (28)Я побежал в свою комнату. (29)В моём рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой — кружок головы, палочка туловища, а от неё четыре веточки... (30)Мальчик был изображён красным карандашом, и я понял: это Саша. (31)Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком. (32)Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков — это значит, они держались крепко за руки — и сунул лист обратно.

(А. Приставкин, русский писатель)

 Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос  «Почему герой текста передает через перегородку в кухне рисунок Саше»?

  1. Саша был мой друг и жил через стенку.
  2. Мне было жаль Сашу.
  3. - На, держи.
  4. Для тебя нарисовал.

 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. В моём рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой — кружок головы, палочка туловища, а от неё четыре веточки...
  2. Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шел на послеобеденный отдых.
  3. Ни киселя, ни няньки у меня не было.
  4. Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком.

4. Из предложений 25-30 выпишите слово, в котором написание согласной в приставке зависит от глухости/звонкости первой согласной корня.

5.  Из предложений 21-30 выпишите причастие, написание суффикса которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените слово надрывный в предложении 11 синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание вишнёвый кисель в предложении 2, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение(-я) с обособленным распространённым определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

-Саша, (1) ты болеешь?

-На, (2) держи.

-Ну конечно, (3) смеялся Саша. 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я приходил к Саше,(1) когда он,(2) подгоняемый нянькой,(3) лениво доедал красный вишнёвый кисель.

13. Среди предложений 5-11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 21-30 найдите сложное(-ые) предложение(-я)  с разными видами связи — союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 


Часть 3

 Используя прочитанный текст, выполните  на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:  15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя Л.Н.Толстого: « Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». 

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами  Л.Н.Толстого. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста «Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков — это значит, они держались крепко за руки — и сунул лист обратно».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.   

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 Часть 2

Прочтите текст и выполните задания  2-14

(1)— Я не могу идти к автобусу, — обратился Витя к старику.

(2) Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

(3)— Оставайтесь здесь, — сказал он Олегу и Вадиму, — и никуда от него не уходите. (4) Я иду на дорогу ловить машину.

(5) Остановить машину ему с ходу не удалось. (6) Он возбуждённо размахивал руками, но машины проносились мимо. (7) Старика поразило абсолютно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.

(8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге ухоженные машины — по другую. (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом. (10) Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

(11) Собрав силы, старик вознёс над головой тяжёлую, неуклюжую руку, чтобы установить контакт между миром своей старости, долины, реки и гор и миром скоростным, который не замечал его...

(12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

(13) Мальчики поняли: ждать опасно. (14) Витя страдал от боли. (15) Ему становилось хуже. (16) Чего ждать? (17) Мальчики знали: в таких случаях надо действовать. (18) Это знают, конечно, все. (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих. (20) Мальчики входили в малый, решающий процент. (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми. (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

(23) Они решили как мужчины: немедленно идти на дорогу. (24) Старик сказал, что нельзя, но они решили идти. (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

(26) До асфальта они добрались быстро. (27) Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида». (28) Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель:

— Надо ехать?

(29)— Вите плохо, он упал с обрыва, — сказал Олег.

(30)— Где он? — спросил водитель.

(31)— Он лежит в долине, здесь недалеко.

(32)— Вы здесь одни? — спросил водитель, открывая высокую тяжёлую дверцу.

(33)— На дороге дедушка, он тоже останавливает машину.

(34)— Пошли, — сказал водитель и спрыгнул с подножки на землю.

(35) Через несколько минут Витя был уже на его руках. (36) Руки были мощные, как рычаги. (37) Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали. (38)Рядом со стариком он притормозил и прокричал: «Я его отвезу в больницу!»

(39)— Отвези, сынок, — проговорил охрипшим голосом старик, наблюдавший из своего мира за действиями водителя.

(40) «Колхида» направилась в город, а старик пошёл по обочине дороги навстречу мальчикам, которые шли навстречу ему.

(41)Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда.

(По Г. Бочарову)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему машины проносились мимо старика?»

  1. Остановить машину ему с ходу не удалось.
  2.  Старика поразило абсолютно  конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.
  3. Два разных мира даже не соприкасались друг с другом.
  4.  В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

3.Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

  1. Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.
  2. Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель: «Надо ехать?»
  3. Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида».
  4. Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали.

4. Из предложений 35—41 выпишите слово(-а), приставка в котором(-ых) имеет значение «неполнота действия».

5. из предложений1-9 выпишите слово,  правописание НН в котором определяется правилом: «Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н»?

6. Замените слово вознёс в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание размахивал возбуждённо (предложение 6), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
9.Среди предложений 26—34 найдите предложение с
обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Это знают,(1) конечно,(2) все. Но действует,(3) как правило,(4) лишь малый процент от ста процентов знающих.

 11.Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Два разных мира не нуждались друг в друге,(1) а между ними,(2) на узкой полосе под высоким небом,(3) находился мальчик,(4) который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

 13. Среди предложений 5—11 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 35—41 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:                                

Часть 3

 Используя прочитанный текст, выполните  на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:  15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя В.Г.Короленко:  «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами  В.Г.Короленко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Информация для эксперта

(проверка сочинения 15.1)

Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко

Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой

Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.

Употребление форм имени существительного и глагола.

Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.  В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Функции знаков препинания (выделительная и разделительная).

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое  явления, обоснование пунктограммы.

Текст изложения

«Добрые чувства»

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
              Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.

Микротемы текста

Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными. Почему доброта не ставится в этот ряд? Без доброты невозможна душевная красота.

Добрые чувства уходят корнями в детство и рождаются в труде и заботах об окружающем мире; их можно воспитать только в детстве, потому что они утверждаются одновременно с познанием родной речи.

Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. Школа сердечности – это дружба, товарищество, братство. Подлинная любовь рождается в сердце ребёнка, заботящемся о судьбе другого человека.

Ответы к тестам

Зад.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

2

2

1

2

3

3

4

4

2

2

4

раздумывал

Приезжала

Изменение

Притормозил

5

запущенным

Огненный

Занавешенным

Возбужденно

6

убрать (забрать исключить вынуть)

Врач (доктор)

Сильный

поднял

7

сообществу животных

Говорили с резкостью

Кисель из вишни (вишен)

Размахивал в возбуждении

8

чувство свойственно

Пила была похожа

Было жаль

Два мира не соприкасались

9

7

54

2

32

10

27

2

3

1234

11

3

2

3

3

12

5

145

1

1

13

11

22

5

11

14

310

21

2930

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ

Тесты содержат несколько вариантов заданий частей А и В экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ...

Тестовые задания по русскому языку для подготовки к ГИА (ОГЭ, 9 класс)

Тестовые задания по текстам детского писателя Юрия Яковлева "Рыцарь Вася", "А Воробьёв стекло не выбивал", "Он убил мою собаку"...

Тестовые задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

Тесты по русскому языку для учеников 11 класса, содержащие вопросы по всем разделам русского языка....

Тестовые задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

Тесты по русскому языку для учеников 11 класса, содержащие вопросы по всем разделам русского языка....

Тренировочные задания по русскому языку для подготовки к промежуточной аттестации

Задания по русскому языку для подготовки к промежуточной аттестации...

Задания по русскому языку для подготовки к ВПР (5 класс)

Задания по русскому языку для подготовки к ВПР (5 класс)...

Задания по русскому языку для подготовки к ОГЭ (устная часть)

Задания по русскому языку для подготовки к ОГЭ (устная часть)...