Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: коллективная работа с текстом .Научиться применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии Формирование познавательного интереса
Образовательные: познакомить с понятием «комплексный анализ»,формировать навыки анализа текста, умение конструировать текст по образцу и самостоятельно, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить все виды разбора, речеведческие понятия.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;
- расширять кругозор; развивать умение применять знания на практике;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим, наблюдательность.
Оборудование: рисунки учащихся, компьютер, проектор, презентация.
Урок - исследование с комплексным повторением знаний.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент | Запись темы, эпиграфа: Видеть, чувствовать, размышлять! | Запись эпиграф видеть, чувствовать , размышлять | Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | А что такое эпиграф? Как вы его понимаете? В эпиграфе заключена и цель нашей работы – видеть особенности текста, чувствовать слово, размышлять о прочитанном. Учитель: Расшифруем тему. Что значит «комплекс, комплексный»? (После ответов открывается слайд 2) Какая тема урока? Какие цели урока? | Эпи́граф — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
4. Выявление места и причины затруднения | Сделать комплексный анализ текста – значит, исследовать его, используя знания всех разделов языка. Назовите их. (слайд 3) Запись текста (И. Шмелев «Мой Марс»), 1 абзац. Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугристой корой его прячется душистая золотистая мякоть (слайд 4) Учитель: Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас.,правоп .прист.,жи-ши,--тся-ться,оло-ла) -Докажите, что это текст. (
| Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке. В зависимости от литературных и общественных настроений Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название) | |
5. Построение проекта выхода из затруднения |
-Какова связь между предложениями? ( -Определите тему абзаца, главную мысль. ( Определите стиль и тип речи ( -Дайте характеристику 1 предложения ( -Почему такое предложение в начале текста? (Выражена настоятельная просьба, обращенная ко всем, поэтому нет лица, используется повелительное наклонение) -Какое значение имеет слово «ВЗГЛЯНУТЬ»? ( - При таком взгляде мы увидим только внешность: шишковатый, толстокожий. Характеристика не очень приятная. Сравните: толстокожий человек. Какой он? - С помощью чего автор смягчает эту характеристику? ( -Почему третье предложение начинается союзом «а»? (Противопоставляются внешность и внутреннее содержание. Союз «а»- противительный.) -Понравился вам текст? Почему? Какие художественные средства использует автор? Для чего они используются? -Все это позволило избежать однообразия, многословия, повторов - основных ошибок ваших сочинений. Итак, мы проанализировали первую микротему.
| Цепная. Средства связи- местоимение и союз) Ананас. Внешность обманчива) Художественный стиль, описание. Докажите.) Побудительное, восклицательное, односоставное) (слайд5) посмотреть быстро, мельком) (слайд 6) Суффикс -оват- со
( Эпитеты: толстокожий, золотистый. Олицетворение «прячется», поэтому не видно сразу, что внутри. Синонимы: шишковатый –бугристый; кора- кожа)(слайд7) значением чуть-чуть) | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. Реализация построенного проекта
Самостоятельная работа
| Задание 2. (Слайд8) Из предложений, которые перепутали, составить текст по образцу первого. Эти мягкие хрусталики – его сочные зерна. А внутри притаились крупные розовые слезы. Гранат. Его кожура крепка, как подошва, как усохшая резина. Разбираются по составу слова: хрусталики, притаились – синоним к слову спрятались. Какая мысль объединяет оба абзаца? Что может служить заголовком? -НАРУЖНОСТЬ,внешность ОБМАНЧИВА.
|
Учащиеся записывают текст с красной строки, определяют главную мысль, связь между абзацами, находят новые выразительные средства: метафоры и сравнения. Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. | Познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
7. Первичное закрепление
| Задание3. (Слайд 9)Дан предмет- кактус. Дана подсказка: скромно, неуклюжий, прижался, колючий, как ёж, угрюмый, расцветает. Записать несколько предложений, текст, чтобы он соответствовал главной мысли: внешность обманчива.(5-7 минут). Соответствует ли текст теме? Соблюдается ли композиция? Употреблены ли выразительные средства? Какие и для чего? Учитель сообщает, что автор (И. Шмелёв) в рассказе «Мой Марс» продолжает описание, говоря о внешности и чертах характера человека. А вы встречались с таким явлением в жизни, в природе?
|
Пример текста, составленного учащимися. Вот на окне скромно прижался в уголок кактус. Стоит угрюмый и никому не нужный. Похож кактус на колючего ёжика – колется. Но и у него есть достоинства. Он не требует частого полива, впитывает вредные вещества из воздуха, а однажды порадует вас прекрасным цветком – улыбнется колючий ёж. Внешность обманчива! После чтения нескольких работ учащиеся отвечают на вопросы. (Слайд10)
| Познавательные общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
9.Включение в систему знаний и повторение |
Д.З.-написать небольшое сочинение на тему : «Внешность обманчива». Вспомните изученные сказки: «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Маленький принц»…
| запись дом задания | Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий. Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; |
10.Рефлексия
| Зачем нужно анализировать текст? Помог ли вам анализ в работе над третьим заданием? Интересна ли тема «Внешность обманчива»? Захотелось ли вам прочитать рассказ И. Шмелёва?
| ответы по вопросам | Регулятивные Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : . Комплексный анализ текста Р/р (18.11.2015)
Цели: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: коллективная работа с текстом .Научиться применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии Формирование познавательного интереса
Образовательные: познакомить с понятием «комплексный анализ»,формировать навыки анализа текста, умение конструировать текст по образцу и самостоятельно, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить все виды разбора, речеведческие понятия.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;
- расширять кругозор; развивать умение применять знания на практике;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим, наблюдательность.
Оборудование: рисунки учащихся, компьютер, проектор, презентация.
Урок - исследование с комплексным повторением знаний.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент | Запись темы, эпиграфа: Видеть, чувствовать, размышлять! | Запись эпиграф видеть, чувствовать , размышлять | Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | А что такое эпиграф? Как вы его понимаете? В эпиграфе заключена и цель нашей работы – видеть особенности текста, чувствовать слово, размышлять о прочитанном. Учитель: Расшифруем тему. Что значит «комплекс, комплексный»? (После ответов открывается слайд 2) Какая тема урока? Какие цели урока? | Эпи́граф — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
4. Выявление места и причины затруднения | Сделать комплексный анализ текста – значит, исследовать его, используя знания всех разделов языка. Назовите их. (слайд 3) Запись текста (И. Шмелев «Мой Марс»), 1 абзац. Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугристой корой его прячется душистая золотистая мякоть (слайд 4) Учитель: Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас.,правоп .прист.,жи-ши,--тся-ться,оло-ла) -Докажите, что это текст. ( | Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке. В зависимости от литературных и общественных настроений Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название) | |
5. Построение проекта выхода из затруднения |
-Какова связь между предложениями? ( -Определите тему абзаца, главную мысль. ( Определите стиль и тип речи ( -Дайте характеристику 1 предложения ( -Почему такое предложение в начале текста? (Выражена настоятельная просьба, обращенная ко всем, поэтому нет лица, используется повелительное наклонение) -Какое значение имеет слово «ВЗГЛЯНУТЬ»? ( - При таком взгляде мы увидим только внешность: шишковатый, толстокожий. Характеристика не очень приятная. Сравните: толстокожий человек. Какой он? - С помощью чего автор смягчает эту характеристику? ( -Почему третье предложение начинается союзом «а»? (Противопоставляются внешность и внутреннее содержание. Союз «а»- противительный.) -Понравился вам текст? Почему? Какие художественные средства использует автор? Для чего они используются? -Все это позволило избежать однообразия, многословия, повторов - основных ошибок ваших сочинений. Итак, мы проанализировали первую микротему. | Цепная. Средства связи- местоимение и союз) Ананас. Внешность обманчива) Художественный стиль, описание. Докажите.) Побудительное, восклицательное, односоставное) (слайд5) посмотреть быстро, мельком) (слайд 6) Суффикс -оват- со ( Эпитеты: толстокожий, золотистый. Олицетворение «прячется», поэтому не видно сразу, что внутри. Синонимы: шишковатый –бугристый; кора- кожа)(слайд7) значением чуть-чуть) | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. Реализация построенного проекта Самостоятельная работа | Задание 2. (Слайд8) Из предложений, которые перепутали, составить текст по образцу первого. Эти мягкие хрусталики – его сочные зерна. А внутри притаились крупные розовые слезы. Гранат. Его кожура крепка, как подошва, как усохшая резина. Разбираются по составу слова: хрусталики, притаились – синоним к слову спрятались. Какая мысль объединяет оба абзаца? Что может служить заголовком? -НАРУЖНОСТЬ,внешность ОБМАНЧИВА. |
Учащиеся записывают текст с красной строки, определяют главную мысль, связь между абзацами, находят новые выразительные средства: метафоры и сравнения. Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. | Познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
7. Первичное закрепление | Задание3. (Слайд 9)Дан предмет- кактус. Дана подсказка: скромно, неуклюжий, прижался, колючий, как ёж, угрюмый, расцветает. Записать несколько предложений, текст, чтобы он соответствовал главной мысли: внешность обманчива.(5-7 минут). Соответствует ли текст теме? Соблюдается ли композиция? Употреблены ли выразительные средства? Какие и для чего? Учитель сообщает, что автор (И. Шмелёв) в рассказе «Мой Марс» продолжает описание, говоря о внешности и чертах характера человека. А вы встречались с таким явлением в жизни, в природе? |
Пример текста, составленного учащимися. Вот на окне скромно прижался в уголок кактус. Стоит угрюмый и никому не нужный. Похож кактус на колючего ёжика – колется. Но и у него есть достоинства. Он не требует частого полива, впитывает вредные вещества из воздуха, а однажды порадует вас прекрасным цветком – улыбнется колючий ёж. Внешность обманчива! После чтения нескольких работ учащиеся отвечают на вопросы. (Слайд10) | Познавательные общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
9.Включение в систему знаний и повторение | Д.З.-написать небольшое сочинение на тему : «Внешность обманчива». Вспомните изученные сказки: «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Маленький принц»… | запись дом задания | Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий. Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; |
10.Рефлексия | Зачем нужно анализировать текст? Помог ли вам анализ в работе над третьим заданием? Интересна ли тема «Внешность обманчива»? Захотелось ли вам прочитать рассказ И. Шмелёва? | ответы по вопросам | Регулятивные Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522597-1415643397.jpg)
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522597-1415643397.jpg)
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655481-1439976696.jpg)
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189924-1574093458.jpg)
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33828.jpg)
Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)
На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-1242911-1590230295.jpg)
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...