Рабочая пргорамма
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Элективный курс “Русский язык и культура речи” для обучающихся 10 класса нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у учащихся – в разных сферах функционирования русского языка, в устных и письменной его разновидностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_rus.yaz_i_kultura_rechi_10_klass_-_kopiya.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Иваново
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от __ августа 20__ года протокол
Председатель _______ __А.В.Ильин_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ
/элективный курс/
Ступень обучения (класс) среднее общее образование 10 класс
Количество часов 35 ч
Учитель Можаева О.В. (высшая квалификационная категория)
Программа разработана в соответствии
с «Рекомендациям по реализации образовательной программы полного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего полного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
Иваново, 2015
Структура документа
Рабочая программа по элективному курсу "Русский язык и культура речи" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематический план; содержание учебного курса; календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся (приложения к программе); описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу "Русский язык и культура речи" является ориентиром для составления тематического планирования элективного курса учителями русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №2»
Цели, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса «Русский язык и культура речи» - повышение уровня речевой культуры обучающихся как необходимого элемента культуры человека.
Задачи курса:
- воспитание культуры устной и письменной речи; формирование устойчивого представления о владении культурой речи как неотъемлемом качестве современного делового человека.
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о функциональных стилях как разновидности русского литературного языка; языковой норме и качествами «хорошей» речи: правильностью, чистотой, богатством и выразительностью; различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.
- научить распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих в соответствии с нормами устной и письменной речи русского литературного языка;
- овладение умениями грамматически верно строить устные и письменные высказывание разного характера, используя специальные речевые клише; развивать коммуникативную сторону общения; отрабатывают приемы рационального речевого поведения.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа курса по выбору "Русский язык и культура речи» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы полного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу полного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
Обоснование выбора программы
Курс “Русский язык и культура речи” нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у учащихся – в разных сферах функционирования русского языка, в устных и письменной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Определение места и роли учебного курса
Несмотря на то, что школьной программой по русскому языку предусмотрено первоначальное знакомство с элементами разных функциональных стилей, элементами речевых и грамматических норм, данные сведения не носят системного характера и явно не достаточны.
Актуальность данной темы объясняется следующими обстоятельствами. Учитывая требования современной жизни, выпускники школы должны владеть навыками грамотного, литературно-нормированного письма.
Выпускники школы, которым в скором будущем предстоит занять рабочие
места на фабриках, заводах, в сельхозпредприятиях, предприятиях бизнеса, банках, на радио и телевидении, государственных учреждениях, должны быть готовы к устному и письменному общению.
Данный курс по выбору призван готовить учащихся к будущей служебной деятельности. Но он полезен и тем, кто не будет непосредственно связан со служебной деятельностью, так как в современной жизни с оформлением различных документов так или иначе сталкивается любой человек.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Курс по выбору занимает место регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации и предусматривает изучение элективного курса по русскому языку на этапе полного общего образования в объеме 35 часов.
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2» г. Иванова предусматривает ежегодную корректировку количества часов, отводимых на изучение литературы, согласно годовому календарному учебному графику.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусматривается проведение уроков различных типов: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.
На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: беседа, объяснение, работа с текстом, тренировочные упражнения, подготовительные работы перед написанием бумаг различных жанров функциональных стилей.
Урок закрепления может включать такие формы как: устный опрос, практикум, самостоятельная работа, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ.
На уроках проверки знаний возможны текстовые задания, самостоятельные работы, опросы. Выбор форм зависит и от темы урока, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Домашнее задание подразделяется на письменное и устное. К устным относится усвоение или повторение пройденного материала, заучивание опорного конспекта и т.д.; к письменным - написание бумаг разных функциональных стилей.
Технологии обучения
Уроки по курсу "Русский язык и культура речи" призваны реализовывать данную концепцию через такие технологии обучения как:
- технология проблемного обучения
- технология использования опорных конспектов
- технология игрового обучения
- технология дифференцированного обучения
- диалоговые технологии
- компьютерные технологии
Формирование ключевых компетенций обучающихся
Содержание курса "Русский язык и культура речи" структурировано на основе компетентностного подхода: взаимосвязано развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковедческая (лингвистическая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах общения, соответствующих опыту учащихся.
Языковедческая (лингвистическая) компетенция - овладение нормами русского литературного языка, систематизация языковых средств в соответствии с тем, в какой ситуации определенного стиля или жанре они используются; расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
- проектная деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля
Курс опирается на следующие виды деятельности:
-определять функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-проводить различные виды анализа языковых единиц;
-строить связное аргументированное высказывание по материалу, изученному на уроках;
-составлять деловые бумаги;
- составлять конспекты.
Формы контроля: устный и письменный опрос, текстовые задания, самостоятельная работа. Предусматривается итоговый контроль.
Планируемый уровень подготовки выпускников
В ходе изучения курса “Русский язык и культура речи" обучающиеся должны не просто укрепить знания в области культуры речи, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.
Рубрика «Знать/понимать» включает перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний.
Рубрика «Уметь» включает перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Информация об используемом учебнике
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2012.
Раздел II. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен
знать:
- фонемы, особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложений;
- правила правописания;
- функциональные стили литературного языка
уметь:
- пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;
- определять лексическое значение слова;
- использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;
- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (резюме, реферат, расписка, заявление и т.д.) в соответствии с требованиями;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Последовательность изучения разделов рабочей программы
Содержание курса ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Количество контрольных работ | Кол-во уроков Р/р |
Раздел 1. Основные разделы русского языка. Культура речи. Нормы русского литературного языка (21 ч.) | ||||
1. | Понятие культуры речи и речевого общения. Языковая норма. | 1 | ||
2 | Нормы устной речи | 1 | 1 | 1 |
3 | Лексические и лексико-стилистические нормы. | 1 | 1 | |
4 | Фразеологические и фразеолого-стилистические нормы. | 1 | 1 | |
5 | Словообразовательные нормы | 1 | ||
6 | Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения | 5 | 1 | |
7 | Синтаксические нормы. Пунктуация. | 4 | 1 | 1 |
Раздел 2. Практическая стилистика. Функциональные стили речи (8 ч.) | ||||
8 | Текст. Основные виды работы с текстом. | 1 | ||
9 | Функциональные стили речи | 5 | 2 | |
Раздел 3. Повторение (2 ч) | ||||
10 | Повторение | 2 | ||
11 | Резерв | 4 | ||
Итого: 35 ч | 26 | 4 | 5 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Понятие культуры речи и речевого общения. Языковая норма.
Понятие речи. Соотношение понятий язык и речь. «Культура речи» как дисциплина об употреблении языковых средств в речи, ее различные аспекты и направления. Литературный язык: устная и письменная разновидности. Языковая норма. Классификация норм. Словари норм русского литературного языка. Критерии правильной речи.
Тема 2. Нормы устной речи.
Функции звуков в языке и речи. Звукопись как фонетическое средство языковой выразительности.
Орфоэпические нормы. Основные правила современного русского произношения. Произношение заимствованных слов. Орфоэпические словари.
Акцентологические нормы. Основные тенденции развития норм ударения. Словари ударений русского литературного языка. Колебания ударений у существительных, прилагательных и у глаголов. Акцентологические ошибки и их устранение.
Интонационные нормы. Основные правила интонирования в русском литературном языке. Понятие логического ударения.
Контрольная работа
Тема 3. Лексические нормы.
Лексические нормы. Смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости и незнание лексического значения слова как основные причины нарушения лексических норм. Способы устранения лексических ошибок.
Лексико-стилистические нормы. Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка как основная причина возникновения лексико-стилистических ошибок. Основные типы лексико-стилистических ошибок: плеоназм, тавтология, неуместное употребление стилистически окрашенной лексики и т.д.
Тема 4. Фразеологические и фразеолого-стилистические нормы.
Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов: нарушение лексического и грамматического состава фразеологизма, неоправданное сокращение или расширение фразеологизма, смешение фразеологизмов.
Фразеолого-стилистические нормы. Смешение книжных и разговорных фразеологизмов как основная причина фразеолого-стилистических ошибок. Способы их устранения.
Контрольная работа
Тема 5. Словообразовательные нормы русского языка.
Словообразовательные нормы. Понятие окказионализма. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.
Словообразовательно-стилистические нормы. Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка как основная причина возникновения словообразовательно-стилистических ошибок. Словообразовательно-стилистические ошибки и способы их устранения.
Тема 6. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении
различных частей речи и способы их устранения.
Морфологические нормы. Колебания в падежных формах существительных (в формах родительного падежа на -а (-я), в формах именительного и родительного падежа множественного числа. Нормы употребления кратких прилагательных на
-ен, производных и составных числительных сравнительной и превосходной степеней сравнения полных качественных прилагательных, образование глагольных форм. Морфологические ошибки и способы их устранения.
Морфолого-стилистические нормы. Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка как основная причина возникновения морфолого-стилистических ошибок.
Контрольная работа
Тема 7. Синтаксические нормы. Пунктуация.
Синтаксические нормы. Колебания в управлении и согласовании, изменения в управлении предлогов. Основные типы синтаксических ошибок: нарушения в управлении и согласовании, неправильное употребление деепричастного оборота, нарушение порядка слов, способы их устранения.
Основы русской пунктуации. Типы знаков препинания в русском языке. Основные правила употребления знаков препинания.
Контрольная работа
Тема 8. Текст. Основные виды работы с текстом.
Текст. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Виды сокращений текста (план, тезисы, конспект).
Тема 9. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи.
Функциональные стили речи русского литературного языка. Социально-содержательные особенности и речевые черты как основные параметры, по которым происходит выделение функциональных стилей.
Разговорный стиль речи: сфера применения, цели, функции, содержание речи, языковые средства. Жанры устной разговорной речи: разговор, беседа, рассказ.
● Написание отредактированного рассказа разговорного стиля в соответствии с нормами русского литературного языка.
Тема 10. Научный стиль речи.
Научный стиль речи: сфера применения, цели, функции, содержание речи, языковые средства. Жанры письменной научной речи: статья, аннотация, рецензия и т.д. Работа с научными текстами. Написание аннотации.
Тема 11. Официально-деловой стиль речи.
Официально-деловой стиль речи: сфера применения, цели, функции, содержание речи, языковые средства. Жанры письменной деловой речи: расписка, доверенность, заявление, резюме и т.д. Принципы оформления документации.
● Написание заявления, расписки.
Тема 12. Публицистический стиль речи.
Публицистический стиль речи: сфера применения, цели, функции, содержание речи, языковые средства. Жанры письменной и устной публицистической речи. Публичное выступление.
● Подготовка текста публицистического характера (предлагается на выбор
несколько тем: «Что дают человеку знания?», «Я выбираю жизнь», «Люби и охраняй природу» и т.д.)
Тема 13. Художественный стиль речи.
Художественный стиль речи: сфера применения, цели, функции, содержание речи, языковые средства. Жанры художественного стиля.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение и т.д.
Стилистические фигуры художественного стиля: анафора, градация, оксюморон и т.д.
Тема 14. Повторение
Цель: проверка знаний и умений, полученных учащимися при изучении курса «Русский язык и культура речи».
Раздел V. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
(приложение к программе)
Раздел VI. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ В КАБИНЕТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиапроектор.
- Принтер лазерный.
- Экран навесной.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В ИНТЕРНЕТЕ
а) http://www.gramota.ru. Справочно-информационный портал «Русский язык»
б) www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
в) www.slovari.ru Электронные словари.
Список литературы:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: методические рекомендации / Т.М. Воителева. – 2-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.М. Воителева. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. – Учебник. – М., 2008.
4. Русский язык и культура речи под редакцией Л.И.Введенской. – Учебник. – М., 2009.
5. Орфографический практикум по русскому языку: Русский язык и культура речи: интерактивное учебное пособие. - М., 2004. – 1 электр.опт. диск (СД – КОМ)
6. Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: интерактивное учебное пособие. - М., 2005. – 1 электр.опт. диск (СД – КОМ)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей филологов СШ № 2 от ___________ 20__ года № ___ ________ _______________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ __________ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая пргорамма по МДК.01.02.06 "Автомобильные перевозки"
Рабочая пргорамма по МДК.01.02.06 "Автомобильные перевозки"...
Методическая разработка "Рабочая пргорамма кружка "Театральная студия"
Программа рассчитана на 34 ч. Аудитория: 5-7 классы. В составленной программе кружка «Театральная студия» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного резуль...
Пргорамма внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
Пргорамма внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" разработана для учащихся 11-12 лет. Срок реализации-2 года....
Рабочая пргорамма по Всеобщей истории 5-9кл. ФГОС
Настоящая рабочая программа по Всеобщей истории для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения среднего (полного) общего образован...
Рабочая пргорамма
Рабочая программа “Мировая художественная культура” для обучающихся 10 - 11 классов нацелена на формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в историческ...
рабочая пргорамма 3 класс
Данная рабочая программа предназначена для работы в 3 классе по Биболетовой...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...