Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сложное предложение
Цели урока:
познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте.
Ход урока
1) Организационный момент.
2) Повторение изученного о предложении.
Дайте определение: что такое предложение?
3) Актуализация знаний.
Без чего не может существовать предложение?
Запись на доске:
-без второстепенных членов;
-без однородных членов
-без грамматической основы
4.Определение целей урока.
Исходя из темы урока, определите цель нашего урока?
Целью нашего урока будет узнать, что такое сложное предложение, а также познакомиться с видами сложных предложений, научиться ставить в сложном предложении запятую.
5) Изучение новой темы.
Простые предложения соединяются в сложное при помощи интонации и союзов. Составим схемы сложных предложений.
[– =], [– =].
Дождь кончился, дети пошли гулять.(Бессоюзное сложное предложение)
[– =], и [– =].
Дождь кончился, и дети пошли гулять.(Сложносочинённое предложение)
(Когда – =), [– =].
Когда дождь кончился, дети пошли гулять.(Сложноподчинённое предложение)
6) Закрепление изученного.
а)Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Укажите союзы, которые связывают простые предложения. Укажите вид предложения. Будьте внимательны! Все ли предложения сложные?
Земля освежилась, и буря промчалась.
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.(А. Пушкин)
Мы вернулись домой, когда лучи солнца уже скрывались за лесом.
б)Творческая работа в группах.
Продолжи предложения, чтоб вначале оно было с однородными членами, а потом сложное.
1группа. Апрельский дождь прошёл и ….Апрельский дождь прошёл, и….
2 группа. Солнце выглянуло из-за туч и ….
Солнце выглянуло из-за туч, и…
3 группа. Прилетели птицы и ….
Прилетели птицы, и….
(Проверка в классе)
Работа в тетрадях с карточками.
Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы.
1) Дядя Федор спрашивал а кот из сумки отвечал.
2) Синицы ссорились трещали и этот треск сливался в веселую мелодию.
3) Элли взяла бессильного Тотошку на руки и путники пошли через лес.
Жила в болоте лягушка ловила она комаров и мошек весной громко квакала со своими подругами.
Дождик моросил по ее пестренькой спинке и капли стекали с ее боков.
Осенью лягушки не квакают, и наша лягушка примолкла.
1) Роща пылает кострами берез а земля светится россыпями золота.
2) В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба желтые и рыжие обрывистые берега красноватые ветки кустарника.
3) Осенний воздух свеж и прозрачен.
д).Контрольная работа (тестирование).
Выполняется в рабочих тетрадях. Пишут номера заданий и букву правильного ответа.
1.Какое это предложение?
Светило солнце, но прохладно.
Ответы: а) простое,
б) сложное.
2.Сколько простых предложений в составе сложного?
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле дует,
Дождик моросит.
Ответы: а)1, б)2, в)3, г)4,д)5.
3.Есть ли в этом предложений определение?
Закружилась листва золотая.
Ответы: а) да, б) нет.
4.Определи предложение по схеме(1), и (2).
А) Опустели поля, огороды.
Б) Осень наступила, и высохли цветы.
7. Итог урока.
– Итак, ребята, вам понравилось работать на уроке? Что мы узнали нового?
Какие предложения называются сложными?
2. Как доказать, что предложение сложное?
3. На какие виды делятся сложные предложения по способу связи?
4. На какие виды подразделяются союзные сложные предложения?
5. Для чего важно уметь отличать сложные предложения от простых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....