Информационная игра «На чистом русском»
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Цели: 1) воспитание культуры речи; 2) развитие творческих способностей учащихся;

3) воспитание интереса к изучению родного языка, умения работать в команде.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (приложение 2), видеоролики( приложения 1,3), раздаточный материал.

В мероприятии принимают участие 2 команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная  игра «На чистом русском»

( для учащихся 8-9 классов)

Цели: 1) воспитание культуры речи; 2) развитие творческих способностей учащихся;

3) воспитание интереса к изучению родного языка, умения работать в команде.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (приложение 2), видеоролики( приложения 1,3), раздаточный материал.

В мероприятии принимают участие 2 команды.

Ход мероприятия:

I.Вступительное слово.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим информационную игру «На чистом русском».Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы разговариваем? Цель нашей игры- задуматься о том, какие проблемы сохранения нашего родного языка существуют. У нас две команды, я предлагаю назвать их, выбрать капитанов. (Капитаны представляют свои команды).

II.Принцип судейства конкурсных заданий.

Ведущий: Позвольте представить жюри (представляет жюри) и объяснить принцип судейства: за каждый правильный ответ – 1 балл; вы можете получить дополнительные «смайлики», ответив на дополнительные вопросы.

III. Игра

Ведущий: Я предлагаю вам посмотреть сюжет знаменитого детского киножурнала  «Ералаш», снятый в 1974 году. (Просмотр видеоролика. Приложение 1) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Возможна ли сегодня подобная ситуация? Всегда ли люди старшего поколения вас понимают?» (Ответы игроков, оценивание ответов).

Приложение 2 (презентация):

1-й слайд: Что засоряет наш язык? Ответы участников (Это сленговые слова и выражения)

1 конкурсное задание «Разминка»:Замените сленговые слова на литературные. (Задания даются поочередно каждой команде).

2 слайд:

1.Прикинь- представь                                              7.Гнать- наговаривать

2.Хавчик-  еда                                                           8. Терки- неприятности

3. Базар- разговор                                                     9.Погоняло- кличка

4. Прикид- одежда                                                    10. Палево- провал дела

5. Предки- родители                                                 11.Косячить- нарушать

6.Кемарить- дремать. Спать                                     12. Тупить-плохо соображать

3-й слайд:Что засоряет наш язык? Ответы участников (Это слова- паразиты).

4- й слайд: «Паразитариум» (представлены слова, которые мы чаще всего используем как лишние).

2 конкурсное задание: каждой команде дано 5 предложений. Отредактируйте их, убрав слова- паразиты:

1.        Ну, это самое, я вот что вспомнил, мы хотели позвонить нашей бабушке.

2.        Вот-вот, я же предупреждал вас об этом, так сказать.

3.        Я сегодня как бы уснул, реально, в половине пятого.

4.        Собственно, так я и знал, что,в общем-то ,все так и получится.

5.        Короче, мы вчера были, блин, в парке.

Пока участники готовятся, ведущий проводит конкурс со зрителями. Свои заработанные смайлики зрители могут отдать той команде, которой больше симпатизируют.

5 слайд:«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». В.Г. Белинский). 

Ведущий: Из подслушанного разговора. Воспитательница в детском саду говорит своим воспитанникам: «Илья Муромец- это былинный супергерой». Еще одна проблема- это проблема заимствований. Что такое заимствованные слова? (Ответы команд).

Ведущий: В самих заимствованных словах нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако, значение заимствованного слова должно быть понятным как говорящему, так и слушающему, а его употребление уместно. Мода на престижные заимствованные слова оборачивается засорением языка.

3 конкурсное задание:отредактировать предложения, заменив иностранные слова русскими:

1. Мой друг работает копирайтером.

2. Дилерам предоставляется возможность для франчайзинга

3. Она отвергла предложение руки и сердца своего бойфренда.

4. Он создал себе имидж делового человека.

5. Дети провели незабываемый уикенд на природе рядом с озером.

6. В Москве множество магазинов, где можно купить всевозможные презенты для любого случая.

 6 слайд:  Словарь-переводчик

Копирайтер- автор рекламных текстов

Дилер- фирма- посредник

Франчайзинг- привилегированные условия для осуществления торговых операций

Бойфренд- друг

Имидж- образ

Уикенд- выходные

Презент- подарок

7 слайд: Что засоряет наш язык?  Ответы участников (Нецензурная брань).

Приложение 3 (просмотр видеоролика шоу «Уральские пельмени»).

Ведущий: Надеемся, что ребята со своими плохими словами будут поступать, как герой этого сюжета.

8 слайд: «За чистоту языка»

4 конкурсное задание: составить из отдельных слов известные поговорки и пословицы:

Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

Сказанное словцо- серебро, несказанное- золото.

Встречают по одежке, провожают по уму.

От одного слова да навеки ссора.

В умной беседе ума набраться, в глупой- свой растерять.

Доброе слово не пропадет даром.

Пока участники готовятся, ведущий проводит конкурс со зрителями. Свои заработанные смайлики зрители могут отдать той команде, которой больше симпатизируют.

IV. Подведение итогов (жюри подсчитывает баллы каждой команды).

Ведущий: В народе говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму». О культуре человека, о качестве его интеллекта можно судить по его речи.

Жюри подводит итог игры.

Ведущий: Надеемся, что вы будете следить за чистотой родного языка. В завершении, мне бы хотелось прочитать стихотворение:

9 слайд: Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!

V. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"

воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...

«НА ЧИСТОМ РУССКОМ».

Данный классный час предлагает ученикам задуматься о роли русского языка в нашей жизни и значении чистоты родного языка....

7 чистых образов Русской Женщины

Драматург Генрих Ибсен писал: «Женщина — самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь».Остается добавить, что могущество русской женщи...

Дистанционное индивидуальное занятие. Русский язык. 6 класс "Весна, весна, как воздух чист..."

Дистанционное обучение. Русский язык. 6 класс. "Весна, весна, как воздух чист..."...

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

Проект "Чистая улица- чистый двор - чистый город"

Цель работы: привлечь внимание населения  к проблеме мусора в городе Партизанске и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.Задачи исследования:1. Изучить материал по теме.2.Узн...