Как я работаю над сочинениями малых жанров
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Сорокина Лариса Ивановна
Из опыта моей работы над сочинениями-миниатюрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ya_rabotayu_nad_sochineniyami_maloy_formy.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

                  Как я работаю над сочинениями малой формы

         Работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность мышления, развивать свою речь и готовиться к предстоящей выпускникам итоговой аттестации.

        Но общеизвестно, что дети не очень любят писать сочинения, да и учителю порой приходится читать бесцветные и скучные опусы учеников, к тому же списанные с Интернета. Как же сделать так, чтобы родной язык стал средством самореализации, творческим проявлением своего «я»?

        Пересмотрев множество методической литературы, я нашла методику обучения написание сочинений малой формы. И теперь такую форму работы я применяю с 5-го класса.

       Сочинения малой формы – миниатюры имеют следующие преимущества: небольшой объем (0.5 страницы тетради на 7-10 минут в начале или в конце урока), характер содержания: обычно это отклик на что-то.

       Охарактеризую сочинения по степени их завершенности. Во-первых, зарисовки (набросок) – небольшой текст, создаваемый обучающимися с целью приобретения речевых умений. Внимание, при этом, фиксируется на каких-то определенных сторонах наблюдаемого объекта. Например, «Снег» - внимание сосредоточено на отдельной детали этого явления.

         Во-вторых, этюд – сочинение небольшого объема, текст которого составит часть будущего большого сочинения. Например, «Снег» - тема этюда как речевого высказывания, которое стало частью большого сочинения-описания на тему зиму.

         В-третьих, миниатюра – небольшое сочинение, которое предусматривает завершенный характер. Например, тема «Снег» - предполагает завершенный текст, который дети пишут по своим личным наблюдениям.

         Такие сочинения могут быть как классными, так и домашними. У каждого свои преимущества: первые интересны спонтанностью высказывания, вторые дают возможность совершенствовать текста. Моим ученикам больше нравится работа, которая проводится в классе, да и мне интересно читать их импровизации, в которых раскрывается их индивидуальность.

         Результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции обучающихся. Для уроков, на которых школьники пишут сочинения малой формы, характерен широкий познавательный фон: дети пристальнее присматриваются к окружающему миру, посещают библиотеку.

         Эти уроки обеспечивают ролевое разнообразие в учебной деятельности, т.к. при работе над текстом миниатюр их роли меняются: то они творцы (когда пишут сами), то слушатели (когда слушают сочинения одноклассников), то рецензенты или критики (когда высказывают свое мнение о сочинении товарища).

         Важен каждый этап в работе над сочинениями: настрой на творчество, создание текста, прочтение, рецензирование. Активность школьников на всех этапах – показатель интеллектуального их развития.

         Расскажу о некоторых приемах, которые я использую в своей работе над сочинениями-миниатюрами.

          Прием сотрудничества. Задана определенная тема, текст создается всеми вместе. Получается коллективное сочинение. При этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы.. По завершении работы текст выразительно прочитывается. Преимущество коллективного сочинения в том, что оно помогает найти школьнику форму самовыражения. Если одному трудно передать словами то, что он увидел и почувствовал, то помогут товарищи.

Задания для коллективной работы:

  1. Рядом с дорожкой, по которой дети идут в школу растет клен. Как он красив осенью.
  2. Из окон школы видны два памятника (А.С. Пушкину и В.В. Маяковскому). Предлагаю ученикам описать, о чем могут думать поэты, заглядывая в окна кабинета.
  3. По окнам неожиданно забарабанил сильный дождь (пошел первый снег). Обращаем на него внимание – какой дождь? Дети рассказывают о нем
  4. Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они увидели во дворе школы.
  5. Скоро весна, все тает, с крыши свесились сосульки. Ученики описывают, какие они, что думают, о чем разговаривают. И т.п.

          Монологический рассказ-импровизация – следующий прием, который особенно нравится моим ученикам. Предлагаю им «одушевить» предмет, рассказать о себе от 1-го лица. Лаконичная форма такого рассказа  помогает найти «изюминку», которая вызывает общий интерес. Пятиклассники охотно фантазируют на темы природы: «Я лопух», «Я ромашка», «Я крапива», Я сосулька», «Я лист клена» и т.п. Пример сочинения: «Я ромашка, такая беленькая, чистенькая, с солнышком посередине, которое греет мои лепестки. У меня высокий крепкий стебелек и резные листики. С виду я, может, и не красавица, зато добрая  простая». Дети с интересом пишут на такие темы и с интересом слушают.

         В 6-8 классах удачными бывают сочинения по первой сроке писателя. Условие такой работы – соответствие указанному фрагменту из произведения мастера. В качестве текстов полезны миниатюры  К. Паустовского, М. Пришвина о природе. Например, такие:

  1. Все цветет.
  2. Время летит, моргнуть не успел
  3. Вошел в мокрый лес.
  4. Осенью в листопад глаза разбегаются
  5. Ночью выпал снег.
  6. Опять блистательное утро.
  7. Сирень цветет.
  8. Никогда не поздно посадить дерево.

       После написания прочитываются 2-3 работы обучающихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста.

         В заключение хочу сказать, что такие творческие работы – экономное, многофункциональное и эффективное средство  формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся. Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из путей усиления речевой направленности уроков русского языка. К чему нас, учителей, и нацеливают федеральные государственные стандарты 2-го поколения.

                                                         Сорокина Л. И., учитель русского языка и литературы

                                                         МБОУ «СОШ №5» города Донской Тульской области

                                                                                                                                         2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....

Работа с малыми жанрами на уроках литературы

Особенности загадки, работа с ней на уроке....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...

Самостоятельная работа на тему "Малые жанры фольклора"

Небольшая проверочная работа на 2 варианта, которую рекомендуется проводить на 3 уроке по литературе в 5 классе, после изучения данной темы....

Контрольная работа_Малые жанры фольклора_Литература_5кл

Контрольная работа по теме "Малые жанры фольклора"...