Урок русского языка в 6 классе. "Мастерство М.М. Пришвина-пейзажиста"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе. Развитие речи. "Мастерство М.М. Пришвина-пейзажиста". Анализируя миниатюры М.М.Пришвина, учащиеся раскроют тайны мастерства писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 6 классе. Развитие речи. "Мастерство М.М. Пришвина-пейзажиста" | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-ом классе. Развитие речи.
Тема: «Мастерство М.М.Пришвина-пейзажиста».
Цели урока:
1. Обобщение знаний о тексте (стиль, тип, жанр текста, его тема и идея).
2. Наблюдение над мастерством Пришвина-пейзажиста (выявление авторского мироощущения, осмысление особенностей пейзажных зарисовок М.М.Пришвина).
3. Развитие речевых способностей и эстетического вкуса учащихся.
4. Воспитание внимания к художественному слову, любви к родной природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение темы и задач урока.
Эпиграфы к уроку (сопровождаются показом на экране или доске):
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».
«Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были. Вот это новое надо заметить и людям открыть».
«Надо помнить, что лицо природы только тогда покажется в поэме, если согласуешь с ней показ души человека».
3. Чтение и анализ миниатюры М.М.Пришвина «Разговор деревьев» (коллективная работа):
Разговор деревьев.
Почки распускаются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи…
Ветер тёплый, и такая тишина, словно что-то в такой тишине должно случиться. Вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку – осинку, помахивая веточкой, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнивать – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.
4. Работа над текстом.
1) Выразительное чтение миниатюры учителем.
2) Задания к тексту:
а) определите стиль и тип текста;
б) о каком маленьком открытии в мире природы рассказывается в миниатюре?
в) каким настроением пронизана картина?
г) какие языковые средства использует писатель для создания словесной картины и передачи своих мыслей и чувств?
5. Повторение литературоведческих терминов.
Что такое эпитет, олицетворение, сравнение?
Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо..»
Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ: «Вьюга злилась».
Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Н.В.Гоголь: «Чёрт поджаривал… грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».
Задание: найти эти выразительные средства в миниатюре М.Пришвина.
6. Обобщение:
Деревья, как люди, общаются друг с другом, но не звуками, а запахами. Автор любуется распускающимися деревьями, наслаждается ароматом почек и размышляет о жизни деревьев, о том, как они перекликаются запахами. М.М. Пришвин рассказывает о своём маленьком открытии с любовью и нежностью. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: «хвостики, клювики, веточка, осинка» - подтверждают это.
Кроме того, деревья представляются в миниатюре живыми существами, поэтому часто используются олицетворения: «деревья начинают шептаться», берёзы «перекликаются», осинка «зовёт» другую осинку, черёмуха «подаёт» ветку.
В тексте имеется и сравнение деревьев с людьми (в третьем абзаце).
7. Чтение эпиграфов к уроку.
Как эпиграфы соотносятся с содержанием миниатюры?
8. Подготовка к выразительному чтению миниатюры.
Как нужно прочитать текст, чтобы передать настроение, мысли и чувства писателя?
(Темп чтения – замедленный, тон – задушевный, проникновенный)
9. Выразительное чтение миниатюры учащимися.
10. Самостоятельный анализ миниатюр (действие по аналогии; работа в парах).
Текст №1: Иван-чай.
Вот и лето настало, в прохладе лесной заблагоухала белая, как фарфоровая, «ночная красавица», и у пня стал на солнцепёке во весь свой великолепный рост красавец наших лесов – иван-чай.
Текст №2: Ель и берёзка.
Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда её обычная чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью. А берёзка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике.
Текст №3: Осинкам холодно.
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Текст №4: Деревья в снегу.
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет.
Текст №5: Прозрачный лёд.
Хорошо смотреть на тот прозрачный лёд, где мороз не наделал цветов и не закрыл ими воду. Видно, как ручей под этим тончайшим льдом гонит огромное стало пузырей и выгоняет их из-подо льда с большой быстротой, как будто они где-то ему очень нужны и надо успеть их всех согнать в одно место.
Текст №6: Пасмурно.
Утро пасмурное. Небо сплошь серое, а потом всё светлеет, яснится, как будто спящий после тяжёлого сна глаза открывает и радуется: то был сон…
Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открыть.
Текст №7: Среди дубов.
В лесу много дубов, но каждый дуб окружён берёзками и осинками.
Любо смотреть, какой независимый и самостоятельный стоит дуб. Только липа не умаляется и стоит рядом с ним женственная, как осина с берёзкой, но независимая, ничем не уступающая дубу.
Текст №8: Река.
Каждый день хожу на берег реки, и чуть небо закроется - такая она холодная, страшная. А когда небо засветится – как она теперь отвечает радости!
Текст №9: Лесное зеркало.
В лесной луже на дороге более холодные частицы воды при остывании поднимались на поверхность, и мороз сколотил из них белую плёнку и наузорил на ней какие-то неведомые тропические цветы.
Разве поймёшь, для чего у мороза цветы? А по себе если судить, так всё понятно: мороз замечтался о далёкой тропической стране…
Текст №10: Первый цветок.
Думал, случайный ветерок шевельнул листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах зарябило, а это показался первый цветок.
11. Обсуждение результатов парной работы учащихся.
Выразительно прочитав текст миниатюры, учащиеся дают краткий анализ миниатюры по вопросам к тексту, проанализированному коллективно.
Учитель дополняет ответы учащихся (в процессе самостоятельной работы над текстом учитель консультирует учащихся по вопросам, вызывающим затруднения).
12. Обобщение наблюдений учащихся.
Каждая миниатюра М.М.Пришвина – это маленькое открытие в мире природы. Для писателя природа – изменчивая, вечно обновляющаяся стихия. Чтобы заметить эти перемены, нужно быть внимательным и чутким человеком. Свои маленькие открытия писатель объясняет действием «сосредоточенного внимания».
Миниатюры М.М.Пришвина кратки, лаконичны, но полны смысла и поэзии. Они читаются как стихи. Образные определения (эпитеты), необычный порядок слов(инверсия) создают лиричность миниатюр. Сравнения, сопоставления мира природы с миром человека делают природу ближе, понятнее, роднее читателю. Писатель также часто использует олицетворение, чтобы показать неразрывную связь всего живого.
Сам М.М.Пришвин говорил о своих произведениях так:
«Мои книги – это бесконечная радость маленьких открытий».
13. Творческая работа учащихся (по выбору):
а) напишите о своём маленьком открытии в мире природы;
б) напишите изложение по прочитанной вами миниатюре;
в) подберите самостоятельно и выучите наизусть одну из миниатюр М.М.Пришвина;
г) иллюстрируйте понравившиеся миниатюры.
14. Подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...