Методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс) на тему
ТЕМА УРОКА: «А зачем русским понадобилось отчество?»
( о формах обращения в русском речевом этикете)
Цель: обучение учащихся традиционным формам обращения в русском речевом этикете, воспитание уважительного отношения к старшим,
возбуждение интереса к своей родине, к русской речи.
1. Интеллектуальная разминка.
1) К скольким людям относятся приведенные выше обращения?
(на доске заранее)
- Товарищ Семенов!
- Семенов!
- Александр Александрович!
- Сан Саныч!
- Саша!
- Шура!
- Саня!
- Лекса!
- Лексаша!
- Аля!
( к одному человеку, мужчине – Александру Александровичу Семенову)
2) Какие две формы обращения приняты в русской речи?
( на «ты» и на «вы»)
3) Какие из приведенных выше обращений ( см. № 1) соответствуют
обращению на «вы» ( первые четыре ). Какие на «ты»? ( остальные )
4) Как обращался к своему дядьке П.А.Гринев – герой повести «Капитан-
ская дочка»? ( Савельич)
5) Как называл свою няню Митрофанушка из комедии « Недоросль»
Фонвизина? ( Еремеевна )
2. Обращение в русском речевом этикете.
1) Беседа с учащимися;
-Ребята, скажите пожалуйста, сколько раз за сегодняшнее утро вы поздоровались или обратились с вопросом к кому – либо?
- А за целый день, как вы думаете ?...Да, обращение – это самая употребительная единица языкового этикета.
- А как вы думаете, обязательно при обращении называть имя собеседника? ( да, конечно )
- Как же мы обращаемся друг к другу? ( см. на доске –
по фамилии, имени-отчеству, имени)
Итак, формы обращения в русской речи очень разнообразны.
Узнать о том, как они образовались, когда, в каких ситуациях употребляются – задача урока.
2) История обращения «ты» и «вы» в русской речи ( сообщение учащегося).
Вплоть до 17 в. обращение на «ты» в России было всеобщим, повсеместным. Оно адресовалось и князю, и царю, и холопу, и крестьянину, старшему и младшему.( «Тако и ты, княже, господине, не
воздержи зла и сребра. Тебе, княже, кланяемся, не ходи к нам» )
В Петровскую эпоху вежливое «вы», ставшее к тому времени международной этикетной формой, из дипломатической переписки постепенно проникло и в другие сферы общения. Под влиянием иностранных образцов рождались новые галантные стереотипы обращения в частных письмах: к вашему изволению; ваш, моего высокопочтенного господина отца, послушный сын; что вы изволите, государь батюшка).
Постепенно в бытовом общении закреплялось исконно русское
«ты» при близости и сердечности говорящих, а «вы» все настойчивее становилось строгим знаком официальной вежливости. В.И.Даль в
« Толковом словаре…» отмечает ,что местоимение «вы» употребляется при разговоре « с одним лицом, из вежливости , как бы относясь к человеку, который один стоит многих».
- Итак, ребята, когда употребляется форма обращения на «ты» , а когда
на «вы»? ( дети делают выводы )
3.Закрепление темы.
1) - А теперь я предлагаю решить вам одну задачу.
Почему герои данного отрывка по-разному называют своих знакомых?
- Мне нужно видеть Астафьеву.
- Она на втором этаже,- сказал вахтер.—Тетя Катя! – крикнул он поднимавшейся по лестнице пожилой женщине.- Передайте Елене Александровне, что к ней пришли.( Г.Бочкарев, Ю.Красик « Самый жаркий месяц»).
- Когда Елена Александровна пришла, мог ли пришедший к ней обратиться: « Астафьева, я пришел к Вам по делу»? ( нет, это обращение невежливое, недозволительное в деловой обстановке. Это фамильярность. Подобное обращение допустимо по отношению к ученику со стороны преподавателя).
- Почему вахтер называет Астафьеву по имени-отчеству, а пожилую женщину – тетя Катя? ( подобное обращение типично по отношению к пожилой женщине, занимающейся несложным трудом вспомогательного характера; обращение « Елена Александровна» - соблюдение субординации как к старшей по положению).
2) Ребята, как вы думаете, для различения людей достаточно имени и фамилии? (да) Зачем же мы произносим еще и отчество? (эвристический вопрос )
- Если бы сегодня предложили кому-нибудь в награду за подвиг называть его по имени-отчеству, он бы согласился? ( нет, рассмеялся бы)
А вот в 17-18 в. Отчества на –вич превратились в особую награду. Например, Петр 1 разрешил подписываться этим отчеством Якову Долгорукову, той же почести он удостоил Строгонова, который стал именоваться Григорием Дмитриевичем. При Екатерине 2 были составлены списки лиц, которым позволено было добавлять данный суффикс. Простонародье, конечно, этого права не имело.
- Таким образом, что означает величание человека по имени-отчеству?
(проявление величайшего уважения к нему). Поэтому мы так обращаемся к старшим, учителям, малознакомым и т.д..Такова традиция русского народа.
- А когда русские обращаются к знакомым только по отчеству, например:
Алексеич, Петрович, Васильевна ? ( среди пожилых людей, преимущественно в деревне, это просторечная форма).
-А как же Савельич, Еремеевна? В 19 в. так обращались к дворовым людям старшего поколения.
3) –Ну, а теперь попробуем проявить вежливость, знание этикета в следующих ситуациях:
«Кого я вижу!»
«У меня к вам просьба…»
«Разрешите войти»
«Я Вам бесконечно благодарен(на)»
- Подумайте и определите, какую форму обращения нужно применить в этих ситуациях. Обыграйте их по парам, составив диалоги на эти темы(учащимся дается время на подготовку( 2-3 мин.),сразу выбирается 4 пары, а остальные продумывают это задание на месте).
Получится примерно следующее:
Кого я вижу»
- Кого я вижу! Привет, Петя!
-Оля, ты? Сколько лет, сколько зим! Как поживаешь?
- Спасибо, хорошо. Учусь в 9 классе. А ты?
- Я на 1 курсе колледжа.
- Ого, и как успехи?
- По-разному. А у тебя?
-Все отлично!
-Рад за тебя! Ладно, Оленька, звони.
-Пока! Счастливо!
« У меня к вам просьба!»
- Здравствуйте, Игорь Николаевич!
- Добрый день, Алексей.
- Извините, я Вас не задерживаю?
- Нет, пожалуйста, говори,о чем хотел.
-У меня к Вам просьба. Не могли бы Вы дать мне на выходные ту книгу, которую Вы показывали сегодня на уроке литературы? Она меня заинтересовала, хотелось бы почитать.
- С удовольствием, Алеша! Возьми. Похвально, молодой человек!
- Большое спасибо. Я верну ее в понедельник.
- Хорошо. До свидания.
- До свидания, Игорь Петрович.
Так же примерно будут выглядеть другие диалоги. Затем ребята будут инсценировать все у доски, и весь класс обсудит, оценит, сделает замечания по поводу виденного.
4. Итоги урока.
- Подводя итоги нашего урока, я проведу тест на усвоение изученного материала. Представьте ,что есть у вас знакомый Михаил Ильич Курочкин, ему 35 лет, он учитель. Ответьте, как его назовут
- жена…
- дети…
- родители…..
- племянники…
- ученики…
- коллеги по работе…
- в деревне, куда он ездит отдыхать, его называют уважительно…
- когда он учился в школе, его одноклассники называли…
- когда он учился в школе, учителя к нему обращались…
- милиционер остановил машину и, посмотрев водительские права, сказал…
- Молодцы! Вы умеете быть вежливыми, приветливыми, добрыми, уважаете старших. Это хорошо. Оставайтесь такими же!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «А зачем русским понадобилось отчество?»
( о формах обращения в русском речевом этикете)
Цель: обучение учащихся традиционным формам обращения в русском речевом этикете, воспитание уважительного отношения к старшим,
возбуждение интереса к своей родине, к русской речи.
- Интеллектуальная разминка.
- К скольким людям относятся приведенные выше обращения?
(на доске заранее)
- Товарищ Семенов!
- Семенов!
- Александр Александрович!
- Сан Саныч!
- Саша!
- Шура!
- Саня!
- Лекса!
- Лексаша!
- Аля!
( к одному человеку, мужчине – Александру Александровичу Семенову)
- Какие две формы обращения приняты в русской речи?
( на «ты» и на «вы»)
- Какие из приведенных выше обращений ( см. № 1) соответствуют
обращению на «вы» ( первые четыре ). Какие на «ты»? ( остальные )
- Как обращался к своему дядьке П.А.Гринев – герой повести «Капитан-
ская дочка»? ( Савельич)
- Как называл свою няню Митрофанушка из комедии « Недоросль»
Фонвизина? ( Еремеевна )
- Обращение в русском речевом этикете.
- Беседа с учащимися;
-Ребята, скажите пожалуйста, сколько раз за сегодняшнее утро вы поздоровались или обратились с вопросом к кому – либо?
- А за целый день, как вы думаете ?...Да, обращение – это самая употребительная единица языкового этикета.
- А как вы думаете, обязательно при обращении называть имя собеседника? ( да, конечно )
- Как же мы обращаемся друг к другу? ( см. на доске –
по фамилии, имени-отчеству, имени)
Итак, формы обращения в русской речи очень разнообразны.
Узнать о том, как они образовались, когда, в каких ситуациях употребляются – задача урока.
- История обращения «ты» и «вы» в русской речи ( сообщение учащегося).
Вплоть до 17 в. обращение на «ты» в России было всеобщим, повсеместным. Оно адресовалось и князю, и царю, и холопу, и крестьянину, старшему и младшему.( «Тако и ты, княже, господине, не
воздержи зла и сребра. Тебе, княже, кланяемся, не ходи к нам» )
В Петровскую эпоху вежливое «вы», ставшее к тому времени международной этикетной формой, из дипломатической переписки постепенно проникло и в другие сферы общения. Под влиянием иностранных образцов рождались новые галантные стереотипы обращения в частных письмах: к вашему изволению; ваш, моего высокопочтенного господина отца, послушный сын; что вы изволите, государь батюшка).
Постепенно в бытовом общении закреплялось исконно русское
«ты» при близости и сердечности говорящих, а «вы» все настойчивее становилось строгим знаком официальной вежливости. В.И.Даль в
« Толковом словаре…» отмечает ,что местоимение «вы» употребляется при разговоре « с одним лицом, из вежливости , как бы относясь к человеку, который один стоит многих».
- Итак, ребята, когда употребляется форма обращения на «ты» , а когда
на «вы»? ( дети делают выводы )
3.Закрепление темы.
- - А теперь я предлагаю решить вам одну задачу.
Почему герои данного отрывка по-разному называют своих знакомых?
- Мне нужно видеть Астафьеву.
- Она на втором этаже,- сказал вахтер.—Тетя Катя! – крикнул он поднимавшейся по лестнице пожилой женщине.- Передайте Елене Александровне, что к ней пришли.( Г.Бочкарев, Ю.Красик « Самый жаркий месяц»).
- Когда Елена Александровна пришла, мог ли пришедший к ней обратиться: « Астафьева, я пришел к Вам по делу»? ( нет, это обращение невежливое, недозволительное в деловой обстановке. Это фамильярность. Подобное обращение допустимо по отношению к ученику со стороны преподавателя).
- Почему вахтер называет Астафьеву по имени-отчеству, а пожилую женщину – тетя Катя? ( подобное обращение типично по отношению к пожилой женщине, занимающейся несложным трудом вспомогательного характера; обращение « Елена Александровна» - соблюдение субординации как к старшей по положению).
- Ребята, как вы думаете, для различения людей достаточно имени и фамилии? (да) Зачем же мы произносим еще и отчество? (эвристический вопрос )
- Если бы сегодня предложили кому-нибудь в награду за подвиг называть его по имени-отчеству, он бы согласился? ( нет, рассмеялся бы)
А вот в 17-18 в. Отчества на –вич превратились в особую награду. Например, Петр 1 разрешил подписываться этим отчеством Якову Долгорукову, той же почести он удостоил Строгонова, который стал именоваться Григорием Дмитриевичем. При Екатерине 2 были составлены списки лиц, которым позволено было добавлять данный суффикс. Простонародье, конечно, этого права не имело.
- Таким образом, что означает величание человека по имени-отчеству?
(проявление величайшего уважения к нему). Поэтому мы так обращаемся к старшим, учителям, малознакомым и т.д..Такова традиция русского народа.
- А когда русские обращаются к знакомым только по отчеству, например:
Алексеич, Петрович, Васильевна ? ( среди пожилых людей, преимущественно в деревне, это просторечная форма).
-А как же Савельич, Еремеевна? В 19 в. так обращались к дворовым людям старшего поколения.
- –Ну, а теперь попробуем проявить вежливость, знание этикета в следующих ситуациях:
«Кого я вижу!»
«У меня к вам просьба…»
«Разрешите войти»
«Я Вам бесконечно благодарен(на)»
- Подумайте и определите, какую форму обращения нужно применить в этих ситуациях. Обыграйте их по парам, составив диалоги на эти темы(учащимся дается время на подготовку( 2-3 мин.),сразу выбирается 4 пары, а остальные продумывают это задание на месте).
Получится примерно следующее:
Кого я вижу»
- Кого я вижу! Привет, Петя!
-Оля, ты? Сколько лет, сколько зим! Как поживаешь?
- Спасибо, хорошо. Учусь в 9 классе. А ты?
- Я на 1 курсе колледжа.
- Ого, и как успехи?
- По-разному. А у тебя?
-Все отлично!
-Рад за тебя! Ладно, Оленька, звони.
-Пока! Счастливо!
« У меня к вам просьба!»
- Здравствуйте, Игорь Николаевич!
- Добрый день, Алексей.
- Извините, я Вас не задерживаю?
- Нет, пожалуйста, говори,о чем хотел.
-У меня к Вам просьба. Не могли бы Вы дать мне на выходные ту книгу, которую Вы показывали сегодня на уроке литературы? Она меня заинтересовала, хотелось бы почитать.
- С удовольствием, Алеша! Возьми. Похвально, молодой человек!
- Большое спасибо. Я верну ее в понедельник.
- Хорошо. До свидания.
- До свидания, Игорь Петрович.
Так же примерно будут выглядеть другие диалоги. Затем ребята будут инсценировать все у доски, и весь класс обсудит, оценит, сделает замечания по поводу виденного.
- Итоги урока.
- Подводя итоги нашего урока, я проведу тест на усвоение изученного материала. Представьте ,что есть у вас знакомый Михаил Ильич Курочкин, ему 35 лет, он учитель. Ответьте, как его назовут
- жена…
- дети…
- родители…..
- племянники…
- ученики…
- коллеги по работе…
- в деревне, куда он ездит отдыхать, его называют уважительно…
- когда он учился в школе, его одноклассники называли…
- когда он учился в школе, учителя к нему обращались…
- милиционер остановил машину и, посмотрев водительские права, сказал…
- Молодцы! Вы умеете быть вежливыми, приветливыми, добрыми, уважаете старших. Это хорошо. Оставайтесь такими же!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...