методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа, 10 класс) на тему
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению учащихся 10-11 классов в 2016-17 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_k_is.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке учащихся 10 - 11 классов к итоговому сочинению в 2016 – 2017 учебном году
Направления | Примерные темы сочинений | Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа | Примечание | Цитаты |
1.«Разум и чувство» | 1. Должен ли разумный человек жить чувствами? 2. Должен ли разум преобладать над чувствами? 3. Как в водовороте страстей не потерять разум? 4. Можно ли победить ревность? 5. Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. Сент-Экзюпери 6. Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси 7. ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. В. Г. Белинский 8. Разум — счастливый дар человека и его проклятие. Эрих Фромм 9. Сплав разума и чувства. 10. Победа разума над чувством... 11. Спор разума и сердца... 12. Стихия чувств и холод разума... 13. Любовь к родине – это проявление разума. 14. Героизм как высшее проявление разума. 15. Чувства сильнее разума... 16. Антиподы – разум и душа... 17. В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? 18. Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран 19. Содружество разума и чувств. 20. Разум или чувство: кто кого? 21. Что правит миром – разум или чувство? 22. Кто хоть раз в жизни не терял рассудка? Мольер 23. Когда надо прислушаться к голосу разума? 24. Справедлива ли народная мудрость: добрый разум не наживают разом? 25. Кому принадлежат чувства – душе или разуму? 26. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. 27. Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти. 28. Лишь в разуме счастье, беда без него. 29. Лишь разум - богатство, нужда без него... 30. Коль разум вожатым не станет тебе, Дела твои сердце изранят тебе... | М.Шолохов «Судьба человека» В. Быков «Сотников» А.И.Куприн «Олеся» А.П.Чехов «Человек в футляре» А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» Л.Н.Толстой «Война и мир» Н.Карамзин «Бедная Лиза» А.Пушкин «Евгений Онегин» И.Тургенев «Муму» Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Шолохов «Тихий Дон» А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. | Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Сент-Экзюпери Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. В. Г. Белинский Разум — счастливый дар человека и его проклятие. Эрих Фромм Когда забьется сердце — разум умолкает. Коль разум вожатым не станет тебе, Дела твои сердце изранят тебе... Лукреций Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф.Ларошфуко Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир |
2.«Честь и бесчестие» | 1.Торгуя честью, не разбогатеешь. 12. Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»? 13. Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. Ф.Вольтер 14. Честь может быть потеряна только однажды. Э.М.Капиев 15. Честь нельзя отнять, её можно потерять. А.П.Чехов | А.С.Пушкин«Капитанская дочка» А.Н.Островский «Бесприданница» М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова…» М.А.Шолохов «Судьба человека» А.И.Солженицын «Матрёнин двор» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой «Война и мир» М.Ю.Лермонтов «Маскарад» А.С.Пушкин «Дубровский» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся» Н.В.Гоголь «Ревизор» А.С.Грибоедов «Горе от ума» Б.Васильев «В списках не значился» А.И.Куприн «Поединок» В.Быков «Сотников», «Обелиск» А.Фадеев «Молодая гвардия» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» В.П.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» В.Каверин «Два капитана» В.Г.Распутин «Уроки французского» В.Астафьев «Конь с розовой гривой» Б.Железников«Чучело» Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» Письмо десятое «Честь истинная и ложная» Д.Лихачев. Статья «И пробил час» Н.В.Гоголь «Портрет» В.Г.Распутин «Живи и помни» | В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. | Торгуя честью, не разбогатеешь. |
3. «Победа и поражение» | 1.Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»? 2. Согласны ли Вы с утверждением У.Фолкнера «Я верю, что человек не только вытерпит всё – человек победит!» 3. Каждый ли человек может преодолеть самого себя? 4. Все победы начинаются с победы над самим собой. 5. Как вы понимаете смысл высказывания Станислава Ежи Леца, польского поэта и философа «Человек победит Человека»? 6. Так ли важно – преодоление себя? 7. Как вы понимаете смысл высказывания Майка Рейда «Для поражения есть тысяча причин, но ни одного оправдания». 8. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. | Л.Н.Толстой «Война и мир» В.Быков «Сотников» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Б. Железников «Чучело» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.С.Пушкин «Дубровский» А.Н.Гончаров «Обломов» «Слово о полку Игореве» М.Шолохов «Судьба человека» М. Лермонтов «Бородино» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.Н. Островский «Гроза» И.С. Тургенев «Отцы и дети» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа » и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. | Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.
|
4.«Опыт и ошибки» | 1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. 2. Мудрость есть дочь опыта. 3. Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются. 4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»? 5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. 6. Так ли нам нужен собственный опыт? 7. Почему нужно анализировать свои ошибки? 8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»? 9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 10. Скучно ли жить, не ошибаясь? 11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 12. Какой опыт даёт человеку война? 13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? 14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? 15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? |
Андрей Болконский и Пьер Безухов, герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Татьяна Ларина, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Маша Миронова, героиня романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Главный герой рассказа В.П.Распутина «Уроки французского» Лена Бессольцева, героиня повести Б. Железникова «Чучело» Лирическая героиня поэмы А.А.Ахматовой «Реквием» Самсон Силыч Большов, герой пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся» Иван Бездомный (настоящее имя Иван Николаевич Понырев), герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Старцев в рассказе А.Чехова «Ионыч» И.Тургенев «Отцы и дети» Н.Гоголь «Тарас Бульба» К.Г. Паустовский «Телеграмма» М.А. Шолохов «Тихий Дон» М.А. Булгаков «Собачье сердце» В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» | В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. | Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. Люк де Клапье Вовенарг Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер |
5.«Дружба и вражда» | 1.Исполнять обязанности дружбы несколько трудней, чем восхищаться ею. 9.Тема дружбы на страницах русской классики. 10.Дружба и вражда в художественной литературе. 11. Тема дружбы человека и животного в художественной литературе. 12.Тема вражды и её последствия в художественной литературе. | Дружба между людьми А.С.Пушкин «Евгений Онегин» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» А.С.Пушкин «Дубровский» М.Лермонтов «Герой нашего времени» А.С. Пушкин «Друзьям», «Воспоминания в Царском Селе», «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «К Чаадаеву», «К Языкову», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» Л.Толстой «Юность», «Война и мир» И.Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» А. Дюма «Три мушкетера» А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» К. Симонов «Однополчане», «Товарищ», «Смерть друга», «Далекому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…» В. Высоцкий «В наш тесный круг не каждый попадал…», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Если где-то в чужой незнакомой ночи…», «Песня о друге», «Он не вернулся из боя» Н. Гоголь «Тарас Бульба» Б. Васильев «А зори здесь тихие…» М. Шолохов «Они сражались за родину» Тема дружбы человека и животного Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» А.П. Чехов «Каштанка» А.И. Куприн «Белый пудель» Тема вражды и её последствия Л.Н. Толстой «Война и мир» «Донские рассказы» и «Тихий Дон» М.А. Шолохова «Разгром» А.А. Фадеева «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка» У Шекспир «Ромео и Джульетте» | Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. | Пословицы: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Друг познается в беде. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. Недруг поддакивает, а друг спорит. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. Доброе братство милее богатства. В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Легче друга потерять, чем найти. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь. Человек без друзей, что птица без крыльев. Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. |
Уважаемые коллеги! Рекомендую обсудить примерные темы, цитаты с выпускниками. Используйте при подготовке к итоговому сочинению материалы сайтов: http://sochinenie11.ru/ , http://fipi.ru/ .Уважаемые выпускники! Искренне желаю вам творческих успехов и удачи на итоговом сочинении!
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы – Е.В. Щербак,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"
Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творче...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 2015 году
Материал опубликован на сайте ФИПИ...