Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Морфемика"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Кальмина Татьяна Владимировна

Данная презентация содержит задания по обобщению материала по теме "Морфемика".  Презентация включает в себя индивидуальные задания для учеников,  игровые задания (шарады, кроссворд), работу с текстом, вопросы , касающиеся теоретического материала. Данную презентацию можно использовать как при повторении раздела "Морфемика", так и для изучения нового  материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon morfemika.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! 1. Что такое морфемика? 2. Что такое морфема? 3. Какие морфемы вы знаете? В турецком языке слова очень длинные. Посмотрите, как они образуются: СЭВ — любовь СЭВМЕК — любить СЭВМЕМЕК — не любить СЭВДЕРМЕК — заставлять любить СЭВДИРЕМЕМЕК — не заставлять любить Сравнить: ЛЕС — ЛЕСНИК — ЛЕСОК Вывод: способ образования русских слов и турецких слов одинаковый!

Слайд 3

Турок берёт совсем короткое слово — корень — и надстраивает его. У слова вырастает очень длинный «хвостик». А вот африканские племена изменяют слово с «головы». В русском языке тоже можно изменять корень слова, и порой очень существенно: СОБИРАТЬ - СОБРАТЬ; СУХОЙ - СОХНУТЬ; ПОНЯТЬ — ПОЙМУ Но внутрь корня нельзя вставить целый слог. В русском языке есть надстроенные слова МЕТИЛПРОПЕНИЛЕНДИГИДРОКСИЦИННАМЕНИЛАКРИЛИЧЕСКАЯ КИСЛОТА

Слайд 4

Класс делится на команды Задания: 1. В словах выделить основу и окончание: I. Территория, шкаф, низко, пашня, читал II. Препятствие, краска, стул, высоко, горел 2. Образуйте однокоренные слова, используя приставки и суффиксы: I. Берёза II. Осина 3. Над прудом позёмка вьётся, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит вдали. Выпишите слова, которые соответствуют схемам: I. корень - окончание; корень — суффикс — окончание II. приставка - корень -суффикс — окончание; корень - окончание - постфикс

Слайд 5

4. Какие корни с чередующимися гласными вы знаете? Вставьте пропущенные буквы, выписав пары слов на данную орфограмму: Отп...реть, заг...рать, пол...жить, к...снуться, зам...реть, прик...саемся, заг...р, предл...гать, выр...стить, зап...раем, зам...рать, взр...щивать. Индивидуальное задание у доски Морфемный разбор: I. Матросский, снежок, выдумал II. Пустынный, придорожный, заедешь.

Слайд 6

5. Работа с текстом Разговор о снеге ...Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то холодным, пушистым, духовитым. Снег...Снега...белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик, снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами... У слов таится над нами волшебная сила... Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полноту собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег». Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка, снежик, снежок, снежана... Снег, ты наш, снежище, снежик... Снега во всю Россию. (Б. Петров)

Слайд 7

Задания к тексту : 1. Основная мысль текста 2. Выписать все однокоренные слова 3. Найти изобразительно-выразительные средства в тексте Вывод: При помощи игры однокоренных слов автор показывает красоту русской природы.

Слайд 8

Индивидуальное задание Подобрать однокоренные слова: I. Носик II. Выносить 6. Шарады: а) Берём корень от слова склоняться , суффикс от слова обращение , окончание существительного среднего рода, именительного падежа. Получится грамматический термин ( склонение) б) Корень от слова полагать , приставку от слова приложение , суффикс от слова восклицательный , окончание от слова числительное. Получится слово, обозначающее признак предмета (прилагательное) в) Приставка от слова перепрыгнул , корень от слова лётчик , суффиксы от слова слышать (перелетать)

Слайд 9

Индивидуальное задание От какого слова образованы данные слова? Назовите способ образования I. Паровоз, избушка, подсвечник II. Кафе-ресторан, водопроводный, ветерок. 7. Что такое сложные слова? Решить кроссворд: 1. Специалист по разведению садов 2. Локомотив с паровым двигателем 3. Канал для вывода дыма из трубы 4. Русская народная игра-пляска 5. Лес, поваленный бурей 6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела 7. Огнестрельное оружие

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 7

Слайд 11

Подведение итогов урока 1. Какая морфема является самой значимой? 2. Какую роль играют однокоренные слова в тексте? Домашнее задание: составить вопросы по теме «Морфемика» и подобрать 3 задания по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...