« Готовимся к ЕГЭ. Работа над сочинением по тексту Т.В.Жаровой»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Рощупкина Наталья Владимировна

Урок предназначен учащимся 10-11 классов для подготовки к сдаче ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Готовимся к ЕГЭ. Работа над сочинением по тексту  Т.В.Жаровой»

Цели урока:

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Содержательная цель : закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

 

Ход урока.

Мотивация к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Доброе утро всем, кто пришёл на наш урок!

 21 февраля мы будем отмечать замечательный праздник – Международный день родного языка. Кому-то могут показаться слишком высокопарными слова « замечательный праздник». Но вдумайтесь, ведь родной язык – это язык, на котором мы с вами говорим, думаем, мечтаем, видим сны.   Скажите, насколько актуальной является для вас эта тема?

( Учащиеся дают ответы).

Предвижу один из ответов .Несомненно, тема сохранения языка является достаточно актуальной, может, не настолько животрепещущей, как другие проблемы молодёжи, но впереди сдача ЕГЭ, и этот вопрос станет одним из  важных.

Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

Предлагаю вашему вниманию текст Т.В.Жаровой.

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик,

оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё

отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!)

от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой

в безобразном, безграмотном смешении.

(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться

по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик»

и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры»

(франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами».

(7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения

лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые

ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых

дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме

иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда

пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной

молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш

язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой,

поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной

лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой*)

* Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества — судьба русского языка.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, скажите, как легче работать над сочинением – коллективно или самостоятельно? ( Учащиеся дают ответы).

Именно над этим вопросом и задумался А.М.Горький, когда решил  издать серию книг

« История фабрик и заводов», он предложил К.Г.Паустовскому поработать в литературной бригаде  ( об этом пишет сам Паустовский в рассказе « Белая ночь»). Однако получил отказ, т.к. Паустовский был уверен, что «есть области человеческой деятельности, где артельная работа просто немыслима». Горький не согласился с таким ответом, но все же отпустил писателя, взяв с него твёрдое обещание вернуться через месяц с готовой работой.

Чем закончилась эта история, вы узнаете в конце урока, а сейчас я предлагаю вам поработать в литературной бригаде. Наша  цель: обработать полученный в ходе урока материал, систематизировать его и написать сочинение по предложенному тексту.

План сочинения остаётся неизменным и представлен на экране.

1. Сформулировать проблему.

2. Прокомментировать проблему.

3. Определить позицию автора  исходного текста по данной проблеме.

4. Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов ( каждый из них даётся в новом абзаце):

- первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;

- второй аргумент – из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.

6. Итоговый вывод ( заключение).

Итак, слово первой бригаде. ( Учащиеся рассказывают о том , что при написании

1 фрагмента сочинения им понадобились речевые клише, которые они взяли из книги С.В.Драбкиной и Д.И.Субботина). Некоторые клише они представляют в качестве примера универсального применения, но наиболее оптимальными при написании данного сочинения считают следующие:

-Автор данного текста затрагивает проблему экологии языка.

-Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме бережного отношения к родному языку.

-Какие изменения происходят в современном языке?

 Применительно к данному тексту  группа учащихся считает наиболее интересным начать сочинение следующим образом:

«Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?

Именно эти вопросы ставит перед читателями Таисия Васильевна Жарова – член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны, основная тема творчества которой – судьба русского языка»

По аналогичной схеме выступают и следующие бригады, они представляют свои мини-презентации по темам:

1. Комментарий.

2.Позиция автора.

3.Формулировка собственного мнения.

4. Доказательство собственной точки зрения.

5. Заключение.

Помимо презентаций каждая группа представляет свой вариант написания фрагмента сочинения, объясняя  при этом оптимальность выбора. (Никаких ограничений во время подготовки и выступления бригады учитель не предъявляет).

Постановка учебной задачи.

Цель этапа : обсуждение затруднений ( почему возникли затруднения).  Перед вами достаточно обширный материал, в котором присутствуют абсолютно все составляющие сочинения. Но можно ли уже сейчас сказать, что сочинение готово?  (Учащиеся дают свои ответы).

Предлагаю вам из всего этого материала выбрать только тот, который подходит именно вам. На листах , где представлен весь материал, вы можете делать пометки, исправлять, добавлять, исключать, одним словом, трансформировать текст так, как считаете нужным.

( Учащиеся работают над сочинением, поясняя при этом, почему один компонент, предложенный одноклассниками, они оставляют неизменным, а другой меняют).

 Текст сочинения

Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?

Именно эти вопросы ставит перед читателями Таисия Васильевна Жарова – член Союза журналистов,  основная тема творчества которой – судьба русского языка.

Именно к проблеме экологии языка обращается автор данного текста. « Какое же зеркало жизни наш язык!.. Всё приемлет, на всё отзывается , как пушкинское эхо…» -с восторгом восклицает публицист. «Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении».

Чтобы привлечь внимание читателей  к этому вопросу, Т.В.Жарова приводит множество примеров того, как русский язык, вбирая чужестранные слова, делает их

« родными», вносит в их значение свои оттенки, добавляет именно ту нотку неповторимости, которая свойственна только нашему родному языку. Но особенно грустно, по мнению автора, то, что всё чаще и чаще нас захлёстывает уголовная лексика, и она становится нормой в молодёжной среде.

Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующих предложениях:

 « Он ведь и сейчас « великий, могучий, правдивый и свободный». Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной». Добавить к этим мудрым словам что-то ещё довольно сложно , да и вряд ли нужно. Встречаемые каждый день выражения «мы мониторим ситуацию», « к нам обратилось несколько интересантов», « мероприятия, проводимые  в рамках подготовки...» набили оскомину, стали лексической шелухой.

Нельзя не согласиться с автором данного текста в том, что нужно бережно относиться к своему родному языку. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели и поэты.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И. С. Тургенев)

                                                   

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше…

                         

                          Константин Бальмонт

 

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну: важно не только владеть основными правилами родного языка, но и относиться к нему так же бережно, как мы относимся к матери, детям, Отечеству. Не обесценивать  бесценное!

Рефлексия деятельности.

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 В течение всего одного урока невозможно довести своё сочинение до совершенства, поэтому дома у вас есть возможность  завершить начатую работу по редактированию текста  и оценить сочинение по критериям, предъявляемым к экзаменационной работе.

А я возвращаюсь к истории К.Паустовского. « Я решил писать книгу в Карелии…Я начал писать книгу по плану, но сколько я ни бился, книга просто рассыпалась у меня под руками. Мне никак не удавалось спаять материал, сцементировать его, дать ему естественное течение. Материал расползался. Интересные куски провисали, не поддержанные соседними интересными кусками…А память нет-нет да и колола меня словами Горького: « Оконфузиться вам нельзя – книгу обязательно привозите».

Забегая вперёд, скажу, что книгу Паустовский всё же написал, но , как знать, может она вышла бы в свет раньше,  если бы он попробовал поработать в литературной бригаде?

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Урок по русскому языку в 11 классе "Мы готовимся к ЕГЭ, работа над частью В".

Тема урока:  «Мы готовимся к ЕГЭ, часть В1-4»    Цели урока: Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; работа над частьюВ1-4; подготовка к с...

Готовимся к ГИА. Работа с текстом. Программа элективного курса

Программа элективного курса  "Готовимся к ГИА. Работа с текстом" предназначена для подготовки 9-классников к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в новой форме. В р...

Готовимся к ЕГЭ "Как писать сочинение"

Большинство выпускников, к сожалению, нацелено выполнить на ЕГЭ по русскому языку только части А и В, считая, что им не под силу выполнить часть С. А тем не менее вы, дорогие выпускники, можете ...

Готовимся к ГИА. Как писать сочинение на лингвистическую тему.

Урок -практикум помогает подготовить учащихся к написанию сочинения на лингвистическию тему в формате ГИА.. Алгоритм сочинения, разработанный в виде таблицы, запоминается проще,  также предложен ...

Готовимся к экзамену. Подготовка к сочинению по русскому языку. 9 КЛАСС (ОГЭ)

Готовимся к экзамену. Подготовка к сочинению по русскому языку. 9 КЛАСС (ОГЭ)....

Тексты для работы над сочинениями на тему «Что такое жестокость» из открытого банка ФИПИ Сочинение. Часть 3, задание 9.3

Русский язык.Тексты для работы над сочинениями на тему«Что такое жестокость»из открытого банка ФИПИСочинение.Часть 3, задание 9.3...