Олимпиады
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Олимпиады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_oblastnogo_etapa.docx54.01 КБ
Файл olimpiady.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ III (ОБЛАСТНОГО) ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Время выполнения – 180 минут

8 класс

1-й уровень (4 задания = 30 баллов)

        

          1. Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим: «Расставим все точки над и». Зачем над и ставят точки? (3 балла).

2. Стихотворение А.С. Пушкина «Отрок» начинается такими строками:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

        Кто такой отрок? Это то же лицо, что упомянутый здесь мальчик? Чем вообще отрок отличается от мальчика, юноши, мужчины? Как звучал женский аналог слова «отрок»? Какое слово пришло на смену устаревшему «отрок»?  (9 баллов).

3.  Прочитайте отрывок из  стихотворения Михаила Дудина. Ответьте на вопрос: почему оборот как сон не выделен запятыми, а словно смех – выделен? (6 баллов)

Под утро снегом занесен,

Спеленат вьюгой тонкою,

Был лес как сон и снег как сон

Под каждой мелкой елкою.

На каждой елке теплый мех,

Пушистый, горностаевый,

Переливался, словно смех,

Горел, но не растаивал.

4. Предложите  вариант(ы)   раскрытия    скобок    при    написании  слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ (12 баллов).

2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов)

5. Заполните лакуны таблицы (2 задания = 40 баллов).

Концептуальный уровень художественного произведения (20 баллов).

Тема –

Проблема –

Идея –

Пафос –

6. Прочитайте стихотворение Игоря Губермана и выполните задания (20 баллов).

С тех пор, как мир страниц возник,

везде всегда одно и то же: 

на переплеты лучших книг

уходит авторская кожа.

1. Как вы понимаете, что такое мир страниц?

2. Что значит выражение на переплеты ... уходит авторская кожа? Бывают ли у книг кожаные переплеты – в прямом смысле слова кожа? Какое значение получает это слово в выражении авторская кожа?

3. Что значит понятие лучшие книги для автора? Какое дополнительное значение это понятие получает в контексте всего стихотворения?

4. Сформулируйте концепт* текста.

* Концепт – (от лат. conceptus — собрание, восприятие, зачатие) — акт “схватывания” смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания; устойчивая языковая или авторская идея, имеющая традиционное выражение. То же, что мотив.

3-й уровень. Творческое задание  (1 задание – 20 баллов)

Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру, эссе) на тему:

СЛОВО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

           4-й уровень. Конкурс ораторов (10 баллов)

От чего зависит моё будущее?

Всего 100 баллов + 10 баллов за тестовые задания=110 баллов

        P.S.  Не забудьте, что мы ждём Вас на конкурсе юных ораторов!


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ III (ОБЛАСТНОГО) ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Время выполнения – 180 минут

9 класс

1-й уровень (4 задания = 30 баллов)

1. Найдите среди следующих слов однокоренные: персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник  (6 баллов).

2. Истолкуйте значения слов иностранного происхождения и составьте с ними  словосочетания (10,5 баллов).

СЛОВО

ЗНАЧЕНИЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Анонс (франц.)

Библиофил (греч.)

Бюрократ (франц.)

Иерархия (греч.)

Социальный (лат.)

Толерантность (лат.)

Конформизм (лат.)

3. Прочитайте поэтический фрагмент. Сделайте необходимые записи и укажите стихотворный размер (9,5 баллов). 

 <…>

Тиха украинская ночь. 
Прозрачно небо. Звезды блещут. 
Своей дремоты превозмочь 
Не хочет воздух. Чуть трепещут 
Сребристых тополей листы. 
Луна спокойно с высоты 
Над Белой-Церковью сияет 
И пышных гетманов сады 
И старый замок озаряет
.

И тихо, тихо все кругом <…>

(Из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»)

4. Прочитайте стихотворение поэта XIX века А. Апухтина. Как вы думаете, для чего поэту потребовалась такая необычная, сразу бросающаяся в глаза форма расположения строчек? Как бы вы назвали эту фигуру? Напоминает ли она вам что-нибудь? Влияет ли форма стихотворения на его смысл? (4 балла)

Проложен жизни путь бесплодными степями,

И глушь, и мрак... ни хаты, ни куста...

Спит сердце; скованы цепями

И разум, и уста,

И даль пред нами

Пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,

Захочется и петь, и мыслить вновь,

На небе звезд горит так много,

Так бурно льется кровь...

Мечты, тревога.

Любовь!

О, где же те мечты? Где радости, печали,

Светившие нам ярко столько лет?

От их огней в туманной дали

Чуть виден слабый свет...

И те пропали...

Их нет.

2-й уровень (2 задания = 40 баллов)

5. Определите художественные изобразительно-выразительные средства языка, выделенные курсивом во фрагментах (12 баллов)

1.

Я царь — я раб — я червь — я бог! (Г.Р.Державин)

2.

Я помню чудное мгновенье! (А.С.Пушкин)

3.

<…> и мечты

О прежнем счастье цепью длинной,

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда (М.Ю.Лермонтов)

4.

Шаровары, шириной в Черное море (Н.В.Гоголь)

5.

Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
<…>
Так грустно тлится жизнь моя… (Ф.И.Тютчев)

6.

Эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев)

7.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной! (А.А.Фет)

8.

В саду горит костер рябины красной
Но никого не может он согреть (С.А.Есенин)

6. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» и выполните задания (28 баллов).

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

1. Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как соотносятся их микротемы?

2. Выпишите эти предложения. Определите их грамматические основы, отметьте скобками части предложений, отметьте средства связи между частями (зеленым обводите сочинительные союзы, синим – подчинительные). Составьте схему 3-го предложения.

3. Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем – сложносочиненное с подчинением? Обратите внимание на распространенность –нераспространенность частей бессоюзных предложений.

4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?

5. Найдите в стихотворении повторы: синтаксический параллелизм (повторение синтаксических структур); лексические повторы. Какую роль они играют?

6. Обратите внимание на рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково их смысловое соотношение?

7. В третьей строке Пушкин употребляет слова с противоположной эмоциональной окраской: грустно – легко, печаль – светла. Как называется такой прием (сочетание несочетаемого)? Какую роль он здесь играет?

8. Вспомните стихотворение «К*» («Я помню чудное мгновенье...», 1825). Там поэт тоже говорит о грусти. Какой эпитет сопровождает там это слово? Сравните с данным стихотворением и сделайте вывод.

9. С какой целью в стихотворении используются синонимы? Выпишите их. Определите их характер (лексические, контекстуальные).

10. Есть ли в последнем предложении слова в переносном значении? Если есть, то определите, с какой целью они употреблены.

11. Найдите в стихотворении двойное отрицание. Каково его значение? С какой целью оно употреблено здесь?

12. Обратите внимание на правописание отрицательного местоимения. Расскажите о правописании отрицательных и неопределенных местоимений.

13. Произведите фонетический разбор слов тревожит и может. Докажите, что Пушкин употребил здесь полную фонетическую рифму, несмотря на разницу в написании.

14. Коротко напишите, как вы понимаете это стихотворение.

   3-й уровень. Творческое задание (1 задание = 20 баллов)

                7. По данному началу напишите небольшое сочинение. Озаглавьте его.

     

        Человечество охвачено сейчас, как бы я назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что со всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота.

                                                                                                            (В. Солоухин)                                                                                                                      

* Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения!

   

4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)

Человек должен быть интеллигентен. А если вдруг у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (По Д. Лихачеву)

Что же такое интеллигентность?

Всего 100 баллов + 10 баллов за тестовые задания=110 баллов

       

P.S.  Не забудьте, что мы ждём Вас на конкурсе юных ораторов!


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ ОБЛАСТНОГО ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

10 класс

1-й уровень (3 задания = 30 баллов)

Выполните задания

1. Из следующего списка выберите слова, связанные по смыслу (и по происхождению) (10 баллов).

Двор, дворник, дровни, дворняга, дворня, дворец, подворье, древность, задворки, деверь, двери, дворянство, дворецкий.

2.  Выписанные ниже слова содержат шесть древних корней, каждый из которых входит в состав двух слов из приведенного списка. В современном языке некоторые из этих корней. В современном языке некоторые из этих корней представлены вариантами, которые настолько разошлись между собой по звучанию или значению, что их родство не ощущается говорящими.

Суженый, пряжа, жених, присяга, смеркаться, пряжка, вприсядку, запрягать, стяжатель, смятение, суд, присяжные, сутяга, сумятица, сумерки.

Постарайтесь отыскать шесть пар однокоренных слов и запишите их, исключив лишние слова (6 баллов).

3. Расположите главы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в хронологической последовательности. Укажите роль хронологической перестановки (14 баллов).

Бэла

Максим Максимыч

Предисловие к «Журналу Печорина»

Тамань

Княжна Мери

Фаталист

2-й уровень (2 задания = 40 баллов)

4. Прочитайте фрагмент. Выполните связный анализ фрагмента, обращая внимание на следующее (18 баллов)

1. Какое настроение передано в описании украинской ночи?

2. Каким предстает художественное пространство?

3. Какие природные стихии задействованы в изображении украинской ночи?

4. Назовите языковые изобразительно-выразительные средства, используемые автором (приведите по 2-3 примера на каждое средство, раскройте их роль).

5. Найдите в этом прозаическом фрагменте отдельные строки, организованные как стихотворные.

6. Назовите известные вам произведения Н.В.Гоголя, в которых передан украинский колорит.

         «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешень пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит; все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба…»

Гоголь Н. В. «Майская ночь, или Утопленница»

 (из сб. «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

5. Прочтите текст и выполните задания (22 балла).

                                       * * *

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

   

1. Прочитайте выразительно стихотворение А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах!..». Сколько предложений оно содержит? Как они соотносятся со строфическим делением стихотворения?

2. Постройте линейные схемы предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со строками.

3. Как соотносится пунктуация 1-й и 2-й строф? Как она влияет на интонацию?

4. Составьте линейную схему последнего предложения. Сколько строф оно занимает?

5. Как интонационно соотносится последнее предложение с предыдущими? Как интонационно и структурно делится стихотворение на части?

6. Как это интонационное и структурное деление соотносится с лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните и выпишите ключевые слова первых двух частей стихотворения.

7. Обратите внимание на союз, которым начинается вторая часть стихотворения. К какому разряду он относится? Какое значение это имеет для смысла стихотворения?

8. Найдите в 1-й части ряд контекстуальных синонимов. Зачем они употреблены? Какие из них здесь употреблены в переносном значении?

9. Как вы понимаете выражение сердечная отрава? Какой литературный троп здесь использован?

10. Что передают две последние строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту внутреннюю? Каков характер этой внутренней красоты? Как он отражается на внешних чертах?

11. Сопоставьте начало и конец стихотворения. Когда богат и когда беден поэт?

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

6. Познакомьтесь с изречениями философов о языке:

  • Заговори, чтобы я тебя увидел!    (Сократ)
  • Границы моего языка указывают на границы моего мира. (Людвиг  Витгенштейн).                                                                          
  • Наш мир никогда не бывает лучше нашей речи. (Владимир Бибихин).

                                                                             

      Как вы понимаете эти изречения? Поразмышляйте над ними. Какое скрытое предостережение содержится в третьем высказывании?    Какие выводы должна сделать личность, владеющая речью? Подумайте, как характеризует речь героев прочитанных вами произведений. Отражает ли язык картину мира каждого из них?

Напишите эссе, взяв эпиграфом одно из этих высказываний. Озаглавьте свое сочинение.

4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)

Какой человек нужен ХХI веку?!

Всего 100 баллов + 10 баллов за тестовые задания=110 баллов

        P.S.  Не забудьте, что мы ждём Вас на конкурсе юных ораторов!


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ ОБЛАСТНОГО ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

11 класс

1-й уровень (3 задания = 30 баллов)

1. Переведите на современный русский язык фрагменты из грамот-завещаний XV века, заменяя слово «живот» современным синонимом, в зависимости от контекста, в котором оно употреблено и перечислите три основных значения слова «живот» в древнерусском языке (6 баллов).

А. «Сим я, раба Божия Ульяна, ходя при своем животу, учинила перепись животу своему да и селу своему и учредила деверю своему Ивану до его живота кормити ему».

Б. «А село свое… даю жене своей Федосьи до живота и до замужества. А если моя жена вторично выйдет замуж или умрет, то брату… а если и брат умрет, то после его живота… приказываю присматривати живота своего жене своей…». 

2. Придумайте текст радиорекламы одного из указанных словарей русского языка (10 баллов):

«Словарь живого великорусского языка»  В.И.Даля;

«Орфографический словарь»;

«Толковый словарь» С.И.Ожегова;

«Словарь иностранных слов».

Постарайтесь выдержать основные требования к языку рекламы:

- лаконизм (краткость);

- привлекательность рекламируемого;

- убедительность;

- яркость, нестандартность подачи материала;

- наличие слоганов (см. примечание)

логан (tagline) - это емкая фраза, которая характеризует все дело в целом и кратко объясняет суть и преимущества того, что предлагается, - девиз. Слоганы давно используются в рекламном, издательском и развлекательном бизнесе, например «Новый автомобиль, по цене старого!»

        Хороший слоган должен звучать. Девиз должнен учитывать и ритм фразы, и ее удобочитаемость, и ее удобопроизносимость. Слоган, который имеет внутренний ритм, лучше запомнится и будет сильнее воздействовать на умы целевой аудитории.

3. Ответьте на вопрос и выполните задание. Чьи это сады? Укажите авторов и названия произведений, фрагменты из которых процитированы (14 баллов). 

Фрагмент

Автор, произведение

1. Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными, трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная, сверкающая колонна…

2. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься…

3. Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солонковатого вкуса. Одна только беседка из сирени и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали.

4. Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

5. Свела промозглость корчею –
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.

Но шёпот громче голода –
он кроет капель спад:
«Через четыре года
здесь будет город–сад!»

6. Не доносятся жизни проклятья

В этот сад, обнесённый стеной,

В синем сумраке белое платье

За решёткой мелькает резной.

Каждый вечер в закатном тумане

Прохожу мимо этих ворот,

И она меня, лёгкая, манит

И круженьем, и пеньем зовёт.

7. Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

2-й уровень (2 задания = 40 баллов)

4. Прочитайте текст и выполните задания (20 баллов).

Михаил Михайлович Бахтин, крупнейший мыслитель ХХ века, философ, литературовед и теоретик искусства, писал: «Три области человеческой культуры – наука, искусство и жизнь – обретают единство только в личности…». Гарантирует внутреннюю связь этих элементов в личности «единство ответственности. За то, что я понял и пережил в искусстве, я должен отвечать своею жизнью, чтобы всё пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней…».

Как вы понимаете мысль ученого: «За то, что я понял и пережил в искусстве, я должен отвечать своею жизнью, чтобы всё пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней…»? Согласны ли вы, что «три области человеческой культуры – наука, искусство и жизнь – обретают единство только в личности»? Выскажите своё мнение о роли науки и искусства в жизни человека.

5. Прочитайте литературный портрет персонажа и укажите, кому он принадлежит (героя, автора, произведение). На основе анализа фрагмента укажите функции, которые выполняет портрет персонажа (20 баллов).

«Чувство  глубочайшего  омерзения мелькнуло  на  миг  в  тонких  чертах  молодого  человека.  Кстати,  он  был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами,  темно-рус,  ростом выше среднего,  тонок  и  строен.  Но  скоро  он  впал  как  бы  в  глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел,  уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только  бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он  сейчас  сам себе признался. В эту же минуту он и  сам  сознавал,  что  мысли  его  порою мешаются и что он очень слаб <…> Он был  до  того  худо  одет,  что  иной,  даже  и  привычный  человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.  <…> Но  столько  злобного  презрения  уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев  на  улице. <…> молодой человек вдруг остановился и судорожно  схватился  за  свою  шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская,  но  вся  уже  изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым  безобразнейшим  углом заломившаяся на сторону».

 

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

6. Поразмышляйте над тезисом: "Как ноги уносят человека, положим, от холода и тьмы к жилью и свету, так слово, искусство, литература помогают человеку в его движении от прошлого к будущему". (В.Г.Короленко)

        * Постарайтесь в сочинении широко представить свой круг чтения

4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)

Сила личности. В чем она?!

Всего 100 баллов + 10 баллов за тестовые задания=110 баллов

         P.S.  Не забудьте, что мы ждём Вас на конкурсе юных ораторов!



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

8 класс

1-й уровень (2 задания по 5 баллов и 2 задание по 10 баллов = 30 баллов)

        

          1.1. Расставьте ударения в словах (10*0,5=5 баллов).

Торты, брала, отняла, иконопись, факсимиле, жалюзи, рефери, маркетинг, звонит, кухонный.

1.2.  Прочитайте и запишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы (10*1=10 баллов).

1. Появление непрошенных гостей вызвало моё негодование.

2. Взрослые и дети долго играли.

3. Весь вечер я плевал в потолок.

4. Русские войска одержали победу под Полтавой.

5. Слушать классическую музыку – моё любимое занятие.                                                                                

6. Кто это?

7. Поговорить – душу облегчить.

8. Друг пришёл   помочь.

9. Сосед пришёл мокрый из леса.

10.Тебе нужно выйти на третьей остановке.

1.3.  Определите способ образования слов (5*1=5 баллов).  

Прибрежный, бессовестность,  (что?) примерочная, лесной, испить (водицы).

1.4. Составьте и запишите предложения, соответствующие схемам. Постарайтесь, чтобы получился текст на тему «Осень – прекрасная пора» (5*2=10 баллов).

1) [___  _____], и [___  _____].

              ________                              ________  

2) Не только [___  _____], но и  [___  _____].

                                                         ________                                         ________  

3) [___  _____], однако [___  _____].

                        ________                                                ________  

4) То [___  _____], то [___  ____].

                                  ________                                 ________  

5) [___  _____], а [___  _____].

                         ________                             ________  

2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов)

2.1. Выполните анализ литературного героя на примере русской классической литературы (10*2=20 баллов).

Помните, что важным в анализе является определение его типичности, наличие или отсутствие прототипов; ключевой этап анализа – характеристика литературного героя: внешность (портрет), характер, поступки, взаимоотношения с другими героями, отношение героя к общечеловеческим ценностям (добру, милосердию, правде, любви), речь персонажа. При анализе важно показать основные средства создания литературного образа:

- портретная характеристика,

- прямая авторская характеристика,

- психологический анализ (описание внутреннего мира персонажа),

- используемые в тексте художественные детали,

- предыстория героя,

- особенности пейзажа,

- монологи и диалоги героя,

- характеристика героя через его действия и поступки,

- анализ социальных условий, в которых живёт и действует персонаж,

- прямая и косвенная характеристика данного героя другими героями.

 

2.2. Напишите небольшую статью для словаря литературоведческих терминов: «Строфа» (10 баллов) и приведите пример строфы из любимого стихотворения (4 балла). Не забудьте указать автора (2 балла). Аргументируйте в 2-3 предложениях свой выбор автора и строфы (4 баллов) (20 баллов).

3-й уровень. Творческое задание  (1 задание – 20 баллов)

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Есть ли будущее у книги (художественной литературы)»

           4-й уровень. Конкурс ораторов (10 баллов)

Тема выступления «Какой человек нужен ХХI веку» (до 2-х минут).             

P.S. Всего 100 баллов


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

9 класс

1-й уровень (5 заданий по 5 и 10 баллов = 30 баллов)

1.1. Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия литературных произведений. Назовите их авторов. Укажите, что помогло вам догадаться, название какого произведения зашифровано (10*0,5=5 баллов).

  1. «ТРС  БЛБ»___________________________
  2. «СТНЦННЙ  СМТРТЛ»________________
  3. «В ДРНМ БЩСТВ»____________________
  4. «ПТНДЦТЛТНЙ КПТН»_______________
  5. «НЧ  ПРД   РЖДСТВМ»________________
  6. «ПВЦ»________________________________
  7. «МТЛ»_______________________________
  8. «[Й]ВГНЙ   НГН»______________________
  9. «БРДН»_______________________________
  10. «ШНЛ» ______________________________

1.2. О каких литературоведческих понятиях (терминах) идет речь? (5*2=10 баллов).

а) лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется;

б)        краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение;

в)        организация отдельных элементов, частей, образов художественною произведения;

г)        один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка;

д)        изображение общего через единичное, т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

1.3. Определите жанры произведений (2*2,5=5 балов).

а)

«Хоть, впрочем, он поэт изрядный,

Эмилий человек пустой». –

«Да ты чем полон, шут нарядный?

А, понимаю: сам собой;

Ты полон дряни, милый мой!»

б)

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

1.4. Укажите три изобразительно-выразительных средства, использованных в цитате (1+2+2=5 баллов).

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням...

1.5. Определите тип предложения (5*1=5 баллов)

1) Еду завтра в город.

2) А судьи кто?

3) Здесь будет город.

4) Ему всегда везёт

5) Гости – в дом.

2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов).

2.1. Прочитайте текст и выполните задания (3+3+3+4+3+4=20 баллов).

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.

Деревенщина!   (Саша Черный. "Дневник фокса Микки").

                                                         

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.

2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.

3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.

4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.

5. Определите тип третьего предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?

6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?

2.2. Выполните анализ литературного героя на примере русской классической литературы (10*2=20 баллов).

Помните, что важным в анализе является определение его типичности, наличие или отсутствие прототипов; ключевой этап анализа – характеристика литературного героя: внешность (портрет), характер, поступки, взаимоотношения с другими героями, отношение героя к общечеловеческим ценностям (добру, милосердию, правде, любви), речь персонажа. 

При анализе важно показать основные средства создания литературного образа:

- портретная характеристика,

- прямая авторская характеристика,

- психологический анализ (описание внутреннего мира персонажа),

- используемые в тексте художественные детали,

- предыстория героя,

- особенности пейзажа,

- монологи и диалоги героя,

- характеристика героя через его действия и поступки,

- анализ социальных условий, в которых живёт и действует персонаж,

- прямая и косвенная характеристика данного героя другими героями.

 

   3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Притча, которая многому меня научила»

* Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения!

   4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)

Тема выступления «Что такое образованность и кто такой образованный человек?» (до 2-х минут).             

P.S. Всего 100 баллов


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

10 класс

1-й уровень (4 задания по 5 и 10 баллов = 30 баллов)

  1. Выполните задания (10*0,5=5 баллов).

    Прочитайте текст. 

Берлинская наступательная операция проходила с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Она завершилась капитуляцией фашистской Германии и привела к победе Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Выполните анализ выделенного слова по схеме:

1) Определить лексическое значение слова в контексте.

2) Если слово многозначное, указать другие его значения.

3) Установить тип лексического значения: прямое – или переносное.

4) Охарактеризовать вид переносного значения (если значение переносное).

5) Построить синонимический ряд для слова в данном значении.

6) Подобрать антонимическую пару к данному слову.

7) Определить, является ли слово исконно русским или заимствованным; если заимствованное – из какого языка.

8) Установить принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9) Определить, является ли слово устаревшим.

10) Указать, входит ли в состав фразеологизмов.

1.2.  Выполните задание. Сгруппируйте стихотворения А.С. Пушкина по тематическому принципу (5*2=10 баллов).

«Я вас любил...», «Мой первый друг, мой друг бесценный...», «*К Чаадаеву», «Арион», «19 октября», «Осень». «Вновь я посетил...», «Вольность», «Я помню чудное мгновенье...», «Пророк», «3имнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Поэту», «Зимний вечер», «Пора, мой друг, пора...», «Эхо», «Во глубине сибирских руд...».

 

1.3. О каких литературоведческих понятиях (терминах) идет речь? (5*2=10 баллов).

а)        один из тропов – художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя;

б)        относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением или его частью и кратко выражающий идейный смысл, основное содержание;

в)        художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием;

г)        один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания героя;

д)        дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после
его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений.

1.4. Выполните задание (5 баллов).

В поэтическом тексте найдите деепричастие. По каким признакам вы его узнали?

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

– Пинь, пинь, пинь!

– Тарарахнул зинзивер. (В. Хлебников)

2-й уровень (2 задания по 15 и 25 = 40 баллов)

2.1. Пользуясь логикой, исходя из контекста, синтаксической структуры предложений, ритма стихотворений и художественной задачи, восстановите пропущенные фрагменты в данных цитатах (впишите пропущенные слова; части речи могут быть как знаменательные, так и служебные). Аргументируйте свой выбор, назовите риторический приём, определите художественную роль фигур (5+5+5=15 баллов).

1. Из стихотворения А. Вознесенского «Ностальгия по настоящему»

_________чёрная вода из _____________,

_________ржавая, настоявшаяся,

_________ красная вода из ____________,

Я дождусь – пойдёт настоящая.

2. Из стихотворения Б. Пастернака «Единственные дни»

___ любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

___ на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

___ полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

___дольше века длится день,

___не кончается объятье.

3. Из рубаи Омара Хайяма

Коль хочешь, подскажу, как в жизни клад  ____________,

Средь бедствий мировых душевный лад   _____________:

_______ надо от вина ничем не отвлекаться,

_______ наслаждения весь век подряд       _____________.

2.2. Прочтите текст и выполните задания (25 баллов).

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...

Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. С. Тургенев "Воробей").

1) Найдите в тексте фактуальную, концептуальную и имплицитную (скрытую, подтекстовую) информации (6*3=18 б.).

2) Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия  (связность текста) (7 б.)?

         

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что нужно взять с собой, отправляясь в жизненный путь»

* Постарайтесь широко представить свой круг чтения

4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)

        Тема выступления «Кого и что вы бы назвали символами культурного развития страны?» (до 3-х минут).             

P.S. Всего 100 баллов


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год

ЗАДАНИЯ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕУКРАИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

11 класс

1-й уровень (3 задания по 4,  10, 16 баллов  соответственно = 30 баллов)

1.1. Решите литературоведческую задачу (4 балла). 

  Какую стилистическую фигуру использует М.Ю.Лермонтов в четвертой строке фрагмента?

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

1.2. Выполните задание (4*2,5=10 баллов). В приведённом тексте выделите устаревшие слова (архаизмы, историзмы)  и объясните их значение. Подберите для них синонимы из активного словарного запаса русского языка.

        «Не по честному делу приехал, – казнясь, думал посол. – После такого посольства в монастыре грехи отмаливать надоть. Безбожное дело задумал царь». …Когда посольство представлялось королю, боярин Воронцов преподнёс от себя пять сороков соболей да восемь рысей. Василий Иванович три сорока соболей, и дьяк Курган – три сорока соболей… Надеялись на богатый отдарок, а вышло курам на смех. (К. С. Бадигин)

1.3. Выполните задание (4*4=16 баллов). 

Прочтите стихотворение В. Хлебникова, выпишите слова-окказионализмы, установите, по каким словообразовательным и морфемным моделям они образованы (запишите эти модели для каждого случая), найдите среди слов литературного языка построенные по данной модели.

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей.

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов)

2.1. Прочитайте текст стихотворения М. Цветаевой, которое посвящено Б. Пастернаку, и выполните задания (7+3+10=20 баллов).

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не расс
орили – рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
                                                    24 марта 1925

1.1. Найдите в тексте стихотворения гомеологию*, выпишите все слова, относящиеся к гомеологическому ряду, выделите в них повторяющуюся морфему (7 баллов)

1.2. Обратите внимание на слово, которое написано неправильно с точки зрения орфографии, выскажите своё предположение о причинах такого написания именно данного слова (3 балла).

1.3. Определите, какой общий элемент смысла нагнетается путём повтора морфемы, какие эмоции, какое психологическое состояние лирической героини создаётся употреблением гомеологии. Ответ аргументируйте (10 баллов).

* Гомеология – морфемный повтор, состоящий в нагнетании однокоренных или одноструктурных слов: СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! (реклама).

2.2.  Прочитайте текст и выполните задания (3+3+3+5+3+3=20 баллов).

Не жалейте о нас, ведь и мы б никого не жалели. Это неправда. Это – гордыня. И поэт, создавший эти строки, был горд. И защищался. За этими строками все кричит: жалейте нас, сострадайте... Плачьте с нами, не отпускайте... Держите нас на поверхности своей жалостью.                                                                          

                                                                                        В. Токарева. "Телохранитель".

1. К какому типу принадлежит текст (описание, повествование, рассуждение)?

2. Что в тексте создает экспрессию в большей степени – лексика или синтаксис? Ответ аргументируйте.

3. Какие предложения являются самыми экспрессивными и почему?

4. Определите наклонение и время (где это возможно) глаголов.

5. Являются ли оправданными повторы слов и употребление однокоренных слов в тексте?

6. Какое значение в тексте имеет знак многоточие?

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему   «Что такое культурная память? Может ли существовать общество без культурной памяти?»

        * Постарайтесь широко представить свой круг чтения

4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)

        Тема выступления «Можно ли жить без веры? Во что следует верить?» (до 3-х минут).             

P.S. Всего 100 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

"От олимпиады к олимпиаде"

Экскурсия расскажет об Олимпийских Играх, познакомит с легендами древних греков, символикой Игр...