Урок обобщения по теме " Местоимение как часть речи" в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок содержит материалы для подготовки написания сочинения части С на ЕГЭ. Материалы для повторения разрядов местоимения , употребления их в речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известный ученый лингвист Александр Реформатский писал: «По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения эти слова выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.»
Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют? Чем богаты, тем и рады. Сам не научишься, никто не научит. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Сын у меня мой, а ум у него свой. Худо тому, кто добра не делает никому. Храни себя от бед, пока их нет. На каждый роток не накинешь платок. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты. От иной похвалы хоть в землю уйти. Моя хата с краю, ничего не знаю. Все хорошо, что хорошо кончается. Всякому овощу свое время. Не тот живет больше, чей век дольше. Правда прямо идет, с нею не разминешься. За чем пойдешь, то и найдешь. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
1 группа. Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. Фет 2 группа. Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Шел теплый дождь – его струи По листьям весело стучали. Ф. Тютчев 3 группа. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать…
ЗАПОМНИ: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения: Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало . Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».
Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них). Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы). Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас). Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории). Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок). Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы). Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему). Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия). Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
ЗАПОМНИ: После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!
Доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой ; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех : небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Из рассыпанных предложений составьте текст. Определите тему и сформулируйте проблему текста. 1Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре. 4 Вспомнил Натали - и подумал: да, та любовь "до гроба", которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык к ней, как привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу... 6 Она встретила меня на крыльце, - сзади нее светила лампой горничная, - и с полуулыбкой протянула мне обе руки: - Я страшно рада! 2 Возвращаясь в конце июня через Москву домой, думал так: проживу осень в деревне, а на зиму опять куда-нибудь уеду. 5 И, сидя на вокзале в Туле в ожидании пересадки, вдруг послал телеграмму: "Еду из Москвы мимо вас, буду на вашей станции в девять вечера, позвольте заехать, узнать, как вы поживаете". 3 По дороге из Москвы в Тулу спокойно грустил: вот опять я дома, а зачем?
ЗАПОМНИ Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему. Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.
Задание на дом : Написать концептуальный комментарий к отрывку из романа М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» « Дневник Печорина» запись от 3-го июня. Читать учебник И.Г.Гольцова «Русский язык»стр.163-169. Вопрос№4 стр.169
Рефлексия • На уроке я работал • Своей работой на уроке я • Урок для меня показался • Мое настроение
Предварительный просмотр:
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Оборудование: презентация
Эпиграф на доске:
По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский
Образовательные цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.
Воспитательные цели урока:
- Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
- Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.
Развивающие цели урока:
- Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.
Ход урока
Известный ученый лингвист Александр Реформатский писал:
«По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения эти слова выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.»
О словах какой части речи говорил Реформатский? (Местоимение)
Вот вы и назвали тему нашего занятия. Местоимение как часть речи.
Попытаемся определить цели и задачи нашего занятия
Что называется местоимением?
Верно! Термин мест. Говорит об основной функции этой части речи- функции замещения (вместо имени).
Слайд 1
ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.
1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.
2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?
- Чем богаты, тем и рады.
- Сам не научишься, никто не научит.
- Тот не ошибается, кто ничего не делает.
- Сын у меня мой, а ум у него свой.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Храни себя от бед, пока их нет.
- На каждый роток не накинешь платок.
- Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
- От иной похвалы хоть в землю уйти.
- Моя хата с краю, ничего не знаю.
- Все хорошо, что хорошо кончается.
- Всякому овощу свое время.
- Не тот живет больше, чей век дольше.
- Правда прямо идет, с нею не разминешься.
- За чем пойдешь, то и найдешь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
КЛЮЧ:
1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом - по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.
2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.
Я попрошу помочь мне в оценивании ваших знаний. В листах самоконтроля вам необходимо отмечать результаты вашей деятельности на уроке.
Какими членами предложения являются местоимения?
По значению и грамматическим особенностям выделяется несколько разрядов местоимений.
Назовите их.
Слайд 2
А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.
Слайд 3
ЗАДАНИЕ 2. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.
1 группа.
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет
2 группа.
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев
3 группа.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Ф. Тютчев
Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.
Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?
– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.
Вопрос 2 группе:
– Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).
– Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.
Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:
Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.
Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.
Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».
Вопросы 3 группе: Какие местоимения вы выписали?
– Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей». Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?
– Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба - личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.
– А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется?
Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.
Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.
Скажите , можно ли обойтись в нашей речи без местоимения?
Ведь «"Местоимения удобны и прагматичны, но у них нет "перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета".А.Реформатский.
Примерные ответы: (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в
предложении, н-р, одного и того же имени существительного.)
Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно.
Согласна с вами Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.
Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма
Слайд 4
ЗАДАНИЕ 3 Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Работа по цепочке.
- У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
- Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
- Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
- Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
- Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
- Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
- Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
- Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
- Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
Запомните:
- После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
- Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!
Как связаны морфологические свойства и синтаксические особенности местоимений с общим грамматическим значением – не называть, а лишь указывать на предмет, признак (предмета или действия), количество?
Местоимения приобретают некоторые морфологические признаки и тип синтаксической связи, характерные для той части речи, которую они замещают, поэтому можно говорить о местоимениях-существительных, местоимениях-прилагательных, местоимениях-наречиях и местоимениях-числительных
Как изменяются местоимения?
Местоимения бывают изменяемые и неизменяемые.
Какие местоимения не имеют формы Им п.?(Себя, некого, нечего)
Какие не изменяются по падежам? (некто, нечто)
Слайд 5
Заполните таблицу. Найдите в тексте местоимения, распределите их по группам по соотношению с другими частями речи (мест. – сущ., мест. – прил., мест. – нареч.), в скобках укажите начальную форму. Определите разряды местоимений.
Приведите примеры местоимений-числительных. (Столько, сколько, много, мало, сколько-нибудь и др.)
Мест-сущ | Мест- прил | Мест-нар |
Доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
(Общее число местоимений ограниченно, по сравнению с другими самостоятельными частями речи их несоизмеримо мало, но встречаются они едва ли не чаще, так как одно и то же местоимение может заменять разные слова.( Чтение доклада)
Основная функция местоимений в речи – текстообразующая. Местоимения являются одним из важнейших грамматических средств связи предложений.)
Какова роль местоимений в этом тексте?
Обилие местоимений придает содержанию обобщенный смысл.
Слайд 6.
Из рассыпанных предложений составьте текст. Определите тему и сформулируйте проблему текста.
- 1Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре.
- 4 Вспомнил Натали - и подумал: да, та любовь "до гроба", которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык к ней, как привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу...
- 6 Она встретила меня на крыльце, - сзади нее светила лампой горничная, - и с полуулыбкой протянула мне обе руки:
- - Я страшно рада!
- 2 Возвращаясь в конце июня через Москву домой, думал так: проживу осень в деревне, а на зиму опять куда-нибудь уеду.
- 5 И, сидя на вокзале в Туле в ожидании пересадки, вдруг послал телеграмму: "Еду из Москвы мимо вас, буду на вашей станции в девять вечера, позвольте заехать, узнать, как вы поживаете".
3 По дороге из Москвы в Тулу спокойно грустил: вот опять я дома, а зачем?
Тема как найти свой путь в жизни, чтобы быть счастливым
Проблема текста: В центре внимания автора проблема правильности выбора жизненного пути
Подведение итога урока.
Итак ,мы на уроке вспомнили, что местоимения не называют, а указывают на предмет, признак предмета, количество .Бывают изменяемые и неизменяемые. Местоимения служат для составления текста. И обойтись в нашей речи без них мы не можем.
Выставление оценок. С помощью светофора.
Задание на дом: Написать концептуальный комментарий к отрывку из романа М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» « Дневник Печорина» запись от 3-го июня.
Последний слайд
Читать учебник И.Г.Гольцова «Русский язык»стр.163-169.
Вопрос№4 стр.169
Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Ведь очень важно слово нужное найти,
А не его троюродного брата!
Игровой момент
Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки.
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)
3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)
4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)
5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)
6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Не-он.)
7. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)
Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Урок-обобщение по теме «Предлог как часть речи»
Систематизация знаний о предлоге.Формирование навыков правильного написания производных предлогов.3. Указать на многозначность предлога, способность его в разных словосочетаниях выражать разные...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...