«Поиграем со словами».
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщение и систематизация изученного по теме "Лексика". Материал можно использовать как при повторении материала на уроке, так и на внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра по теме "Лексика" | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поиграем со словами». Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» (5 класс).
Цели: 1) повторить понятия – лексическое значение, прямое и переносное значение,
синонимы, антонимы, омонимы;
2) закрепить полученные знания;
3) формировать умения, способствующие успешной работе по орфографии и
грамматике, по обогащению словарного запаса;
4) развивать самостоятельность, быстроту мышления, кругозор, умение применять
свои знания в нетрадиционных обстоятельствах;
5) воспитывать интерес и любовь учащихся к русскому языку через игру.
Форма урока: урок-игра.
Наглядность: рисунки учащихся, записи на доске, карточки с заданиями, гирлянды с синонимами.
Ход урока.
- Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок, но не обычный, а урок-игру, который называется «Поиграем со словами». А в каком разделе языкознания изучаются слова?
(Лексикология). Правильно, и вот сегодня на уроке мы поиграем со словами, а также повторим и закрепим знания по теме «Лексика». Но сначала надо повторить, что вы узнали о словах.
- Устный опрос учащихся.
Ваша задача – за 3 минуты дать как можно больше ответов на мои вопросы.
- Все слова языка. (Лексика)
- Слова, имеющие несколько значений. (Многозначные)
- Слова, имеющие одно значение. (Однозначные).
- То, что слово обозначает. (Лексическое значение).
- Слова одной и той же части речи, близкие по значению. (Синонимы).
- Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (Антонимы)
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
А сейчас давайте поиграем. Самые активные получат призы в виде хороших оценок. Договорились? Тогда вперед!!!
- Игра «Распределите по колонкам».
Ваша задача – распределить по колонкам слова с прямым значением и переносным и записать их в тетрадь.
Слова написаны на доске.
Железный гвоздь, золотое сердце, глухой лес, дети идут, белый свет, свежий хлеб, острый нож, острое слово, медвежья берлога, лебединая верность, часы идут точно, костер горит, щеки горят.
- Игра «Собери гирлянды».
Составьте из синонимов ряды, чтобы получились бусы. Бусины из гирлянды с синонимами расположены вразнобой.
Старый – дряхлый – ветхий – древний.
Строить – сооружать – возводить – созидать.
Стеречь – охранять – караулить – сторожить.
Родина – Отчизна – отечество.
- «Попробуй, отыщи!»
Попытайтесь найти синонимы в стихотворениях, которые я вам прочитаю, и выпишите их в тетрадь.
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума!..
(В.Берестов. «Мороз»)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
(И.Токмакова. «Осинка»)
(Бураны, вьюги, метели; зябнет, стынет, мерзнет)
- Игра «Найди друзей».
А теперь рассмотрите таблицу «Найди друзей». На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого, соедините их. Три пары запишите в тетрадях.
Алфавит аккуратный
огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
конница кавалерия
прыгать пламя
бросать озорник
красный кидать
- «Второе название животного»
Каких животных называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый.
(заяц, медведь, волк, лиса, лось.)
- «Смотри, не ошибись!»
А сейчас мы поиграем с антонимами. Я буду называть слова, у которых есть антонимы, и слова, у которых их нет. В первом случае вы поднимаете руки, а я спрашиваю кого-то из вас, и тот должен привести антоним к данному слову. В случае, если слово не имеет антонима, руки поднимать не следует. Вот мы и посмотрим, кто из вас самый внимательный и кто умеет быстро подбирать антонимы.
Большой (маленький), много (мало), стакан, высокий (низкий), веселый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, конец (начало), свет (тьма), мел, длинный (короткий), глубокий (мелкий), левый (правый), голова, первый (последний), верх (низ), острый (тупой), железный, два, мокрый (сухой), сладкий (горький), трамвай, храбрый (трусливый), умный (глупый), золотой, дорогой (дешевый), радоваться (грустить), самолет, здороваться (прощаться), поднимать (опускать), яблоко, труд (лень), песня, правда (ложь), мир (война), шум (тишина), утюг, синий, друг (враг), правильно (неправильно).
Некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов. Давайте, вместе подберем к словосочетаниям, записанным на доске, антонимы и запишем их в тетрадь.
Легкая (ноша) - … (тяжелая)
Легкая (задача) - … (трудная)
Легкий (мороз) - … (сильный)
Легкий (сон) - … (глубокий)
- «Вспомните пословицы».
Вы уже знаете, что антонимы широко используются в пословицах. Какие пословицы вы знаете? Приведите примеры.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сытый голодного не разумеет. и др.
- Подведение итогов, выставление оценок, запись домашнего задания.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
- Осталось ли вам что-либо непонятным?
Вы замечательно поработали на уроке, надеюсь, что вы будете такими же активными и на последующих уроках. Оценки получили…
Запишите домашнее задание, которое записано на доске: подготовиться к работе по перфокартам по теме «О-Ё после шипящих».
Приложение 1.
«Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать | «Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать |
«Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать | «Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать |
«Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать | «Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать |
«Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать | «Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать |
«Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать | «Найди друзей». Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница кавалерия прыгать пламя бросать озорник красный кидать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиграем в слова
Занимательные упражнения по теме «Словообразование»...
Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!"
Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!" для учащихся 6-8 классов. Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 7 / 2010....
Буклет "Поиграй со мной мамочка!"
Буклет информационного характер о жанрах детского фольклора, с примерами фольклорных произведений для самых маленьких детей (колыбельная, пестушки, потешки и т.д.), в помощь будующим и молодым матерям...
Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».
практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...
Поиграем в слова (по теме "Словообразование")
Занимательные упражнения по теме "Словообразование"....
Внеклассное мероприятие по логопедии "Поиграем со словами"
Материал направлен на обогащение словарного запаса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Поиграем в слова"
Формирование интереса к изучению русского языка как к учебному предмету, обогащение словарного запаса обучающихся....