Буклет "Поиграй со мной мамочка!"
материал на тему
Буклет информационного характер о жанрах детского фольклора, с примерами фольклорных произведений для самых маленьких детей (колыбельная, пестушки, потешки и т.д.), в помощь будующим и молодым матерям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf.buklet.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. В самих названиях жанров детского фольклора (колыбельная, пестушка, потешка, закличка, приговорка, прибаутка, дразнилка, считалка, скороговорка) выражается их цель.
Колыбельная — от колыбель. “Колыбать” — “качать, укачивать.
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
Пестушка — от глаг. пестовать. Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождали первые сознательные движения ребенка.
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».
Потешка — от глаг. потешать. Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Прибаутка — от баять — не только “говорить, уговаривать”, но и “заговаривать” — то есть произносить заклинание-оберег.
Дразнилки и прибаутки — комические жанры. В них речь идёт об отклонении от нормы, подчёркивается несоответствие чего-то чему-то, нарушение обычного порядка вещей, образа действий или внешности.
Маленький Пахомушек,
Шапка колышком,
Ножки брёвнышком,
Ручки веретёнышком.
(Дразнилка.)
А у нас в Рязани грибы с глазами; их едят, а они глядят. (Прибаутка.)
В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры (например, считалки), прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной…речи.
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам и т.д. Дождик, дождик, пуще –
Дай, хлеба гуще!
Приговорки – словесное обращение к улиткам, жучкам и т.д.
Божья коровка,
Черная головка,
Полетай за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько!
Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка.
Новым способом освоения мира становятся загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора: "Сидит девица в темнице, коса - на улице". Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними.
В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожнёшь" и т.д. Пословица - открытое наставление, часто она напрямую обращается к человеку, отсюда глагольные формы повелительного наклонения: "Береги платье снову, а честь - смолоду". Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы: "Седьмая вода на киселе", "Положить зубы на полку".
В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.
Разработал: социальный педагог
Харина Е.Н.
ГБУ СО СРЦ
«Волжанка»
Вольск
2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список используемой мной учебной и методической литературы
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА5 КЛАССРусский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др. Москва: Дрофа, 2011Литература. 5 класс в двух частях. Учебная хрестоматия для общеоб...
Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР),используемых мною в образовательном процессе
1. Лицензионные 1. Библиотека электронных наглядных пособий при обучении Немецкому языку. Авторы: О.В.Заболотнова,Ч.Г.Гогичев,...
Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».
практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...
Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной
Методическая разработка, которая поможет родителям организовать игровой досуг с ребенком....
Внеклассное мероприятие посвященное «Дню мамы». Тема: Мамочка, милая мамочка….
Мама. У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и ещё не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаеш...
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе По теме «Мамочка любимая, мамочка родная!»
Формировать осознанного понимания значимости матери в жизни ребенка, семьи, общества....
Проект «Мамочка любимая, мамочка моя» старшая группа
Проект«Мамочка любимая, мамочка моя»старшая группа№ 40 Подготовила и провелавоспитатель :Супонина О.Н...