Эссе "Образ идеального мужчины"
статья по русскому языку (10 класс) на тему
Уроки, выявляющие в произведениях русских и тувинских писателей моменты, помогающие молодёжи разобраться в себе и окружающем мире, будут способствовать развитию интереса к устному народному творчеству, тувинской и русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.81 КБ |
![]() | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ идеального мужчины глазами школьников
На уроках литературы можно поговорить обо всём.
Уроки, выявляющие в произведениях русских и тувинских писателей моменты, помогающие молодёжи разобраться в себе и окружающем мире, будут способствовать развитию интереса к устному народному творчеству, тувинской и русской литературе.
Так, с помощью литературы и УНТ мы решили попытаться сформировать обобщённый образ идеала мужчин. Потому что в настоящее время меня, наверно, не только меня, но и всех нас, волнует вопрос о нравственности молодых людей. Ведь мужчина – хозяин семьи, добытчик, защитник, опора и ему отводится главное место в семье. И будущего хозяина семьи нужно готовить со школьной скамьи. И пусть они стремятся к идеалу мужчин. С этой целью мы провели урок на тему «Идеал мужчины в устном народном творчестве и литературе».
Мужские образы можно рассмотреть, сравнивая русское и тувинское устное народное творчество и русскую и тувинскую литературу.
«Сказка - ложь, да в ней намёк». Своеобразие социальных условий жизни народа находит отражение в народном идеале совершенного человека. Чем занимается «эрнин эрези»(«удаль молодецкая») у тувинцев? И какие черты характера ему присущи? О тувинском богатыре говорится так: «Он имеет скот выше головы, имущества выше плеч, мудрее из всех мудрых, сильнее из всех сильных, непобедим ни в споре, ни в стрельбе из лука». А это говорит о том, что он трудолюбив, умён, силён, красноречив, ловок, добр. Одним словом ему присущи многие хорошие качества. К таким тувинским богатырям учащиеся относили некоторых своих борцов – земляков. Это Хертек Андрей, Кара-Сал Очур, Тюлюш Сайын-Белек, Ондар Сергек и другие.
Большое значение для понимания образа мужчины в русском устном народном творчестве имеют былины, главными героями которых являются русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В этих образах народ выразил своё представление об идеальных качествах воина и их назначении. Идея служения Родине составляет главный смысл их жизни.
Богатырь - это один из ключевых образов мужчин в русской литературе, своеобразный маяк мужественности, сохранивший своё значение на протяжении многих эпох русской культуры.
Богатыри в русских былинах - защитники сирот, вдов и бедных, верные стражи Отчизны. Им присущи такие идеальные черты, как патриотизм, гуманность, бескорыстие, правдолюбие, неподкупность, физическая и духовная сила и доброта. Богатыри являются воплощением лучших черт русского национального характера, неоднократно проявлявшегося на их историческом пути.
Образ русского богатыря встречается и в современной России, но скорее как остаточный культурный образ, для которого характерны мужество и бесстрашие, благородство и справедливость, в нём живёт патриотизм и вера в победу, основанная на сознании правоты своего дела, - мужские качества, которые, по идее, не могут быть искоренены из идеала мужественности ни в какую эпоху.
Нравственные истины могут остаться для школьников абстрактными, если они сами не придут к ним своим путём, через открытия и разочарования, находки и неудачи, через прочитывание литературы.
В произведениях многих тувинских писателей можно встретить образы мужчин, которым можно подражать. На пример учащиеся берут образ арата Сулдема из романа выдающегося тувинского писателя К.-Э. К.Кудажы «Улуг-Хем неугомонный». Они подготовили сообщение и отметили: «Сулдем был примером для своих сыновей. Он любил работу, какая бы она ни была. Умел общаться с людьми, маленький ли, взрослый ли он был. Для Сулдема все люди были равными. Для гостей в доме был приветливым хозяином. Он любил свою Родину, и всем сердцем был предан ей. Образ арата Сулдема показывает, что на добро нужно отвечать добром. Все его сыновья унаследовали у него такие черты характера, как целеустремлённость. А, все эти его добрые и светлые черты качества показывают образ примерного семьянина, крепкую опору для своих сыновей. Он может стать идеалом для современного мужчины».
Было сочинение о современном герое. «Мне понравилось образ молодого Чараш-оола в романе О.К.Саган-оола «Авазынга дангырак». Его наружная красота соответствует внутренней красоте. Современные мальчишки думают, что если они красивы, то им всё позволено. Да, он по мере своей молодости совершает какие-то ошибки. Но они ему простительны. Чараш-оол – умный, целеустремлённый, отзывчивый человек. Он ещё и заботливый брат. Одним словом, ему присущи многие нравственные качества молодого человека. Чараш-оол может стать идеалом для современных молодых людей».
У русской литературы многие учащиеся прибегали к образу Андрея Болконского. Вот одно сочинение: «У Андрея Болконского можно копировать ум, гордость. Он ищет большого интеллектуального и духовного содержания в жизни. Он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей. Он уезжает на войну, где проявляет храбрость, хладнокровие, обостренные чувства чести, долга, справедливости. Он ещё и внешне приятен. И он – мой идеал».
А вот к образу Григория Печорина прибегали немногие.
О нём писали: «Да, образ Григория Печорина – яркий образ. Он, как и все молодые аристократы, знает себе цену. Бесстрашно влезает в различные авантюры, играет со смертью. Но в то же время он боится смерти, потому что когда-то одна гадалка предсказала ему смерть от руки злой жены. И он с тех пор боится женитьбы. Он - герой неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Печорин – это искатель приключений, романтик, человек, постоянно испытывающий свою судьбу. И почему он верил этой предсказательнице? Я хотел бы подражать его любознательности, романтической натуре, его бесстрашию. И всё».
Да, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он человек противоречивый, но умный, просчитывающий всё наперёд. В нём сочетается много различных качеств, что детям сложно определить: отрицательный он персонаж или положительный.
Из русской литературы ребята брали на пример из произведений Михаила Шолохова образы Григория Мелехова (роман «Тихий Дон»), Андрея Соколова (рассказ «Судьба человека») и др. Они указывали на некоторые черты их характера, которые они посчитали достойными для мужчины.
Исходя из всего этого дети пришли к выводу, что:
1. Настоящий мужчина всегда знает к чему стремиться. У него есть цель и он знает как ее достичь. Он осознает, что ему нужна финансовая стабильность, семья и любимое дело.
. 2. Такой мужчина по-настоящему силен, и не только физически. Он силен духом, никогда не ноет и не жалуется, не мнителен. Он всегда несет ответственность за себя и за свою семью.
3. Отстаивает интересы родных и близких. Его семья это не только жена и дети, но и родители, братья и сестры. Они находятся под его надежной защитой..
4. Никогда не хвастается и не болтает по пустякам.
5. Всегда выполняет обещания. Честь для него дороже, чем деньги и время.
6. Является образцом для подражания даже если не стремится к этому. Ему подражают дети, его авторитет непререкаем на рабочем месте.
7. Умеет распоряжаться финансовыми средствами так, чтобы капитал приумножался. Он не просит в долг и всегда зарабатывает сам.
8. Всегда ухожен. Следит за собой, аккуратен и строг. Он дружелюбен и открыт для людей.
9. Уверен и решителен.
Предварительный просмотр:
Путешествие по лермонтовским местам.
(Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов).
Цели:
1.Познакомить с личностью поэта М.Ю. Лермонтова и с местами,
освященными великим гением; с произведениями ставропольских
поэтов о М.Ю.Лермонтове;
2. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью и творчеством
Поэта;
3.Воспитывать любовь к родному краю.
1 слайд. Портрет М.Ю. Лермонтова (1814-1841).
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие.Мы отправимся в
путешествие. Куда и зачем я вам не скажу. Попробуйте отгадать сами. Игра «Угадай»! (Учитель читает строчки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, а дети определяют из какого стихотворения эти строки, и кто автор).
(« Утес ». М.Ю. Лермонтов.)
. 1.Ночевала тучка золотая
На груди утеса - великана.
2. Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой. («Горные вершины». М.Ю.Лермонтов.)
( « Два великана ». М Ю. Лермонтов.)
3.В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
4.Листья в поле пожелтели
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
(« Осень ». М.Ю. Лермонтов.)
5. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
( « Дары Терека ». М.Ю. Лермонтова).
Учитель. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете стихи М.Ю. Лермонтова. А знаете ли вы что-нибудь об авторе этих замечательных строк, о том, каким он был в детстве, кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?
1.Чтец. Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени, отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, перзрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный,
И в нем терялся мыслию послушной...
Это строки поэта из поэмы М.Ю. Лермонтова « Сашка ». Их с полным правом можно отнести и к жизни самого поэта.
2слайд. Дом у Красных ворот, в котором родился М.Ю. Лермонтов.
2. Чтец. Родился великий русский поэт, прозаик и драматург в Москве, но раннее детство провел в имении своей бабушки в Тарханах. (Пензенская губерния).
3 слайд. Дорога в Тарханы.
По этой дороге маленький Лермонтов много раз проезжал вместе с бабушкой в свое имение.
4 слайд. Земля пензенская.5 слайд. Усадьба «Тарханы».
И вижу я себя ребенком и кругом; Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей...
6 слайд. Мать Лермонтова.
Невеселым было детство мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и голос матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось и трех лет. Детство будущего поэта прошло среди холмистых полей и березовых рощ в пензенском имении его бабушки.
7 слайд. Окраина Тархан. 8 слайд. У нижних полян.
« Нижние поляны » - имение Тарховых, с которыми была знакома Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта. Лермонтов сделал его местом действия одной из глав романа «Вадим».
9 слайд. « Овраг Гремячий ».
В двенадцати километрах от Тархан находится этот овраг. В таких оврагах прятались помещики с семьями во время Пугачевского восстания.
10 слайд. Овражистые места.
Они находятся в 15 км. от усадьбы, недалеко от дороги на Нижние поляны.
11 слайд. Осень в усадьбе «Тарханы».
В центре Большой поляны перед барским домом группами стоят деревья. Иные из них пережили свое столетие. Вдали и в центре картины виден так называемый дом ключника.
12 слайд. Дубки под Чембаром.
Верстах в 17 от Тархан, совсем недалеко от уездного городка Чембара (ныне Белинский), сохранилась небольшая дубовая рощица. В центре ее на поляне лежит огромный камень. По воспоминаниям современников поэта 14 - летний Лермонтов здесь написал свою первую поэму «Черкесы».
13 слайд. Отец и бабушка Лермонтова.
1. Чтец. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя. Так Лермонтов и рос: круглым сиротой при живом отце и баловнем бабушки, нечаявшей души во внуке. Он любил русские сказки, народные песни, заслушивался рассказами о Пугачеве, о недавней героической борьбе с Наполеоном.
Глубоко взволновали юного Лермонтова вести из Петербурга о декабрьском восстании на Сенатской площади, об отважных людях, осмелившихся протестовать против крепостного права и царской власти.
2. Чтец. Получив отличное домашнее образование, М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университетский пансион, а затем в университет.
14 слайд. Московский университетский пансион. В это время он уже много писал, но о его увлечении поэзией знали лишь близкие друзья. Поэт полюбил Москву: каждый памятник старины в этом городе говорил ему о славном прошлом русского народа.
15 слайд. Москва. Красная площадь. Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Но из-за конфликта с преподавателем Лермонтову пришлось оставить университет и Москву. В 1832 году он поступает в « Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров» в г. Петербурге. С 1834-1837 год он служит в лейб- гусарском полку в Царском селе.
1. Чтец. 1837 год. Смерть Пушкина. Лермонтов - в Царском Селе, в лейб-гвардии гусарском полку. Именно оттуда по всей стране разлетелось его стихотворение «Смерть поэта». В стихах этих было столько вольнодумства, что Лермонтова арестовал и, а затем выслали на Кавказ, где шли военные действия.
16слайд. Воспоминания о Кавказе. Рисунок М Ю. Лермонтов.
17слайд. Бештау около Железноводска
2.Чтец. В первый раз бабушке с помощью приближенного ко двору поэта В.А.Жуковского удалось вызволить его из-под пуль и перевести в другой полк, который стоял в Новгороде.
Но в феврале 1839 года у Лермонтова случилась дуэль с сыном французского посла. Никто не пострадал, но поэта снова арестовали. Предали военному суду и снова отправили на Кавказ. В день отъезда из Петербурга он в стихотворении «Тучи» поэтически определил свое положение как изгнанника.
Слайд «Тучи».
Ученик читает стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова.
1. Чтец. На этот раз поэту пришлось принимать активное участие в военных действиях
на Кавказе. Поэт участвовал в ожесточенных сражениях. Одно из самых кровопролитных из них он описал в стихотворении « Валерик ».
2.Чтец.Знакомство с лермонтовскими местами на Кавказе лучше всего начать с беседки « Эолова арфа ».
18 слайд. Эолова арфа.
Беседка « Эолова арфа » привлекает к себе многочисленных посетителей не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает живой интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове.
1. Чтец. Отсюда открываются чудесные виды Пятигорья, вдохновенно воспетые
Лермонтовым: « На запад пятиглавый Бештау синеет, «как последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона... Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа,- а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Весело жить в такой земле!»
2. Чтец. Многие места в Пятигорске воскрешают в нашей памяти волнующие страницы повести Лермонтова « Княжна Мери ». Одним из таких мест является Грот Лермонтова
19 слайд. Грот Лермонтова.
Грот был устроен в 1830-1831 годах архитекторами братьями Бернардацции, использовавшими для этого естественную пещеру. Уже в то время посетители вод проявляли значительный интерес к «сей прохладной и тенистой пещере, из которой, не быв замечен, обозреваешь все окрестности (доктор Конради. 1831 г.) Но особенно широкую известность грот получил после выхода в свет романа Лермонтова «Герой нашего времени». В наши дни грот несколько изменился. Для сохранности его еще в прошлом столетии у входа установили металлическую ограду. Каменистые тропинки теперь превратились в асфальтированные дорожки.
20 слайд. Провал.
1. Чтец. Большой известностью в Пятигорске пользуется Провал. При подходе к нему перед посетителями открывается ровная асфальтированная площадка, с одной стороны окаймленная высокой опорной стеной из тесаного камня, а с другой заканчивающаяся крупным обрывом-спуском к подножию Машука. В центре опорной стены небольшая арка - начало 43 метрового тоннеля к подземному озеру. Трудно себе представить, что в лермонтовское время это была еще полудикая местность. Провал находился от города на расстоянии одного километра. Уже в то время он, как интереснейшее и своеобразное творение природы, привлекал внимание приезжающих. Тоннеля к образовавшемуся на дне Провала озерцу еще не было. (Он был устроен в 1858 году). Чтобы осмотреть провал, посетители, цепляясь за кустарники, взбирались по осыпающимся каменистым тропинкам к его воронке и оттуда всматривались в казавшуюся бездонной пропасть.
2. Чтец. В 1837 году Лермонтов писал своему другу С.А. Раевскому: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить...»
О серьезности заболевания поэта свидетельствует и то усердие, с каким он принялся за лечение. За время пребывания в Пятигорске и Кисловодске он принял много минеральных ванн.
В Пятигорске сохранилось одно из тех зданий, где Лермонтову пришлось лечиться. Это бывшие Николаевские, ныне Лермонтовские ванны.
21 слайд. Николаевские (ныне Лермонтовские ванны).
1. Чтец. В одном из уголков парка «Цветник», рядом с Лермонтовскими ваннами, расположен небольшой, украшенный колоннами и плитами травертина грот. Он был сооружен Бернардацции и тогда же назван именем Дианы - покровительницы охоты (по древнеримской мифологии). Грот Дианы широко известен как место, связанное с памятью о последних днях жизни Лермонтова.
22 слайд. Пятигорск. Грот Дианы.
Здесь молодежь, душою которой был Лермонтов, 8 июля 1841 года устроила бал, где за неделю до гибели поэт беспечно веселился с друзьями.
23 слайд. Пятигорск. Домик Лермонтова.
2. Чтец. Много лермонтовских тропинок в Пятигорске. Но все они сходятся в одном месте. Кто бы по ним не прошел, всегда придет к маленькому домику, скромно приютившемуся в глубине двора по улице, названной именем поэта. Здесь Лермонтов прожил последние два месяца своей жизни 13/25 мая по 15/27 июля 1841 года. Ученик. Г. Фатеев. « Домик. Лермонтова.»
В день 150-летия гибели поэта.
Сто пятьдесят над миром отзвучало.
Легли событья в книжные тома.
Но для его бессмертия начало -
Вот этот домик и дуэль сама.
А над горою и зимой, и летом
Багровым светом огонек горит.
То над землей не гаснет кровь поэта,
Пока звезда с звездою говорит.
1. Чтец.15 июля 1841 года, в Пятигорске, у подножия горы Машук, после ссоры с бывшим однокашником Мартыновым, Михаил Юрьевич Лермонтов был смертельно ранен на дуэли.
24 слайд. Дуэль.
Ученик. Г. Фатеев. « Пусть даже смерть ».
« Стреляйте первым ».
В человека? Нет!
Ведь никому вторично не родиться.
И Лермонтов отводит пистолет.
И дарит жизнь Мартынову.
Убийце.
Тому, чья беспощадная рука
Через минуту отомстит за это.
И станет склон седого Машука
Могилой и бессмертием поэта.
Нам та дуэль о многом говорит:
Когда и смерть стоит у изголовья,
Поэт и в этот миг не обагрит
Души и рук пусть даже черной кровью.
25 слайд. Памятник на месте дуэли М.Ю. Лермонтова.
2. Чтец. 17 июля 1841 года товарищи поэта - представители тех полков, в которых пришлось ему служить, подняли на свои плечи гроб с телом Лермонтова и медленно направились к расположенному на склоне Машука кладбищу. « Печально мы опустили гроб в могилу, бросили со слезами на глазах горсть земли, все было кончено », - писал об этих тяжелых минутах прощания с поэтом декабрист Н.И. Лорер.
26 слайд. Обелиск на месте первоначального погребении М.Ю.Лермонтова.
Ученик. К. Ходунков. « Размышление ».
Вот я стою у обелиска
И с болью думаю о том,
Как ты прожил на свете мало,
И как в отечестве родном
Мразь над тобою издевалась.
С душою чистой и ранимой,
Ты был божественным певцом,
И так безжалостно гонимым
Бездарной шайкой подлецов
Из свиты царских подхалимов.
Твои стихи - гнев блаженство,
В них правый суд и правды свет
Они награни совершенства,
Однако же, во цвете лет
Ты был лишен красы вселенской.
1. Чтец. Убитая горем Елизавета Алексеевна Арсеньева после долгих хлопот в январе месяце 1842 года получила разрешение перевести прах Лермонтова в Тарханы. В середине февраля на Кавказ отправились любимый дядька покойного поэта дворовый А.И. Соколов и находившиеся при Лермонтове в Пятигорске до последних дней его жизни дворовые И.А. Соколов и И. Н. Вертюков. 27 марта они увезли тяжелый свинцовый гроб с останками Лермонтова из Пятигорска и доставили его 21 апреля в Тарханы. 23 апреля 1842 года он был захоронен в семейной часовне рядом с могилой матери великого поэта - Марии Михайловны Лермонтовой.
27 слайд. Церковь Михаила Архангела Архистратига.
2. Чтец. В центре села Тарханы стоит церковь - памятник - свидетель большой любви и вечной тревоги за судьбу и жизнь поэта его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. В своей, быть может, наивной, но глубокой вере она надеялась, что святой архангел Михаил, покровитель и хранитель ее Мишеньки, спасет его от всяких бед и напастей, коль воздвигнет она храм во славу его имени. Увы, ее надеждам не суждено было осуществиться.
28 слайд. Фамильная часовня Арсеньевых- Лермонтовых.
1. Чтец. В ограде церкви, совсем неподалеку, небольшая часовня - усыпальница Арсеньевых - Лермонтовых. У входа в усыпальницу широко раскинул свои ветви дуб, напоминая о стихотворном завещании поэта.
Ученик. М.Ю. Лермонтов. « Выхожу один я на дорогу ».
29 слайд. Памятник М.Ю. Лермонтову. Скульптор Б.А. Зотов.
Ученик. К. Ходунков. « У памятника Лермонтову ».
Легла на травы бурая роса,
Желтеют листья - угасает лето,
И осени печальные глаза
В задумчивости смотрят на поэта.
И кажется мне, что-то есть сродни
В увядшем лете и душе поэта,
Как будто вместе думают они
О том, что ими не было допето.
2. Чтец. Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. А поэзия его составила целый этап в развитии литературы. Имя Лермонтова стоит вторым в ряду величайших русских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский...
1. Чтец. Проходят годы, десятилетия. Но не тускнеет, не бледнеет поэтическое слово Лермонтова. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием и думаем о нем, как об одном из величайших поэтов мира и как о живом!
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник Мужчин, посвященный 23 февраля
Сценарий праздника, в котором принимают участие 2 командв: мальчиков и их пап....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/13/picture-401968-1728793654.jpg)
Продолжительность жизни мужчин в Туве. Кодекс чести мужчин Тувы.
Основные проблемы и причины короткой продолжительности жизни у мужчин в Туве....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-527885-1539497525.jpg)
"Мужчины-педагоги воспитывают настоящих мужчин"
В 2005 году в Республике Хакасия был организован Республиканский центр дополнительного образования детей. В Центре всегда востребованы технические и патриотические объединения, где в основном, занимаю...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564059-1421209735.jpg)
Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"
Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"...
Идеальная папка идеального классного руководителя
В документе представлен перечень необходимых (но не окончательных) документов в папке классного руководителя. Возможно в заполнении некоторых страниц можно полагаться на помощь своих учеников, при усл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-587365-1423659977.jpg)
Доклад "Идеальные дети глазами родителей, идеальные родители глазами детей"
Доклад о взаимопонимании детей и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-520180-1415463524.png)
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей...