Практические задания по курсу "Орфография"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Небольшая проверочная работа (6 заданий) по курсу "Орфография" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_no1.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по курсу «Орфография»
Тема: Непроверяемые гласные в корне.
- Жизненная задача.
Ситуация: Рассказ другу о конкурсе IT-Чемпион
- Твоя роль: друг, который делится информацией.
Описание ситуации: Ты живёшь в Татарстане, где проводятся много различных республиканских конкурсов. Знаешь ли ты какие? Одним из них является проект «IT-Чемпион». К сожалению, не все территории России принимают участие в этом проекте. Тебе нужно написать письмо другу из другой территории, где не проводится этот конкурс. Расскажи ему о возможностях этого конкурса. Не забудь упомянуть о подарках и номинациях конкурса.
- Результат: письмо другу с рассказом о республиканском конкурсе IT-Чемпион.
Современные дети, как показала практика, затрудняются писать письма. Они не знают, с чего начать, о чём написать, как закончить, не знают этикетных формулировок писем, затрудняются правильно подписать конверт. Поэтому написание именно письма кажется важным для формирования различных УУД: познавательных (как пишется письмо, написание непроверяемых гласных), коммуникативных (умение строить письменное высказывание, обращённое к другому лицу), регулятивных (планирование работы), личностных (воспитание гордости за свою республику, желание поделиться ее достижениями)
- Проблемная ситуация. Ребята! У нас у всех разная память: кто-то запоминает нужный материал хорошо, а кто-то не очень. Кто-то помнит даты, а кто-то стихи, одни запоминают лица, но не помнят имён… Слова с непроверяемыми гласными приходится запоминать или обращаться к орфографическому словарю. Как можно запомнить написание таких слов, особенно тем, у кого память не совсем хорошая? Я могу предложить несколько вариантов: Вариант самый простой - выучить!
Вариант 2: создать небольшой текст интересного содержания, используя предложенные словарные слова.
Вариант 3: нарисовать слова.
Вариант 4: организовать модное дефиле словарных слов.
Какой вариант предложите вы? Попробуйте выполнить один из вариантов. Выполнять задание можно одному, с другом или в группе.
Тема: Правописание корней.
- Самостоятельная работа «Проверь себя!»
1. Восстановите по памяти схему и запишите пропущенную часть
Согласные | ||
Глухие-звонкие | _______________________ | Удвоенные |
Плот-плод | местный | масса |
Проверь себя по учебнику
Баллы:
2. Запишите слова, происхождение которых дано ниже.
1)________________-от ис-+ кусати «отведать», «испытать», «попробовать»+-н (ый)
2)________________-от ис-+кусати «отведать», «испытать», «попробовать»+ -ств(о)
Проверьте себя по этимологическому словарику.
Баллы:
3.Определите слова по толкованию их лексического значения.
1)_________________ -повар на судне
2)_________________- статуя, сооружение громадных размеров
3)_________________-цифровая отметка успехов (в учебных заведениях, в спорте)
4)_________________-специально подобранная смесь чего -нибудь, набор.
Проверь себя по толковому словарику или учебнику
Баллы:
Комментарий: В каждой подобной работе 5 заданий. После выполнения работы ученик должен оценить себя. Затем его оценивает учитель
Каждое задание оценивается в баллах:
2 балла-задание выполнено правильно, без ошибок
1 балл-задание выполнено правильно, но допущены1-2 недочёта
0 баллов-задание не выполнено или выполнено неверно.
Оценив работу, ученик ставит себе оценку, затем работу оценивает учитель.
«5» - 10 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 5-7 баллов
«2» - менее 5 баллов
4. «Коллекция ошибок»
1)Упражнение с ошибками.
Комментарий: обычно детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова. Внимание в этом случае акцентируется на конкретном месте в слове. Мне кажется интересным обратный вариант, когда пропусков нет, но допущены ошибки, которые нужно исправить.
Задание:
-Расскажите, что вы знаете о Викторе Михайловиче Васнецове. Какие картины этого выдающегося художника вам известны?
-Рассмотрите репродукцию картины «Три царевны подземного царства», автором которой является В.М.Васнецов. Чтобы понять её содержание, понадобится не только воображение, но и знания, смекалка. А ещё вам поможет текст. Будьте внимательны: в тексте допущены орфографические ошибки. Сначала исправьте их, объясните.
-Прочитайте текст выразительно.
Злавещие селуэты странных птиц маячат возле скал. Царевнам пора прятатся от дневного света в падземное царство. Но во что они привратятся, когда окажутся под землёй? Внемательно рассмотрим наряды красавиц.
Одежда и галавной убор первой царевны расшиты серебрянными и залатыми нитями. Драгоценный венец на второй красавице разукрашен самацветами, как и весь её наряд. А в тени горы скромно стоит самая младшая царевна. Она охраняет в подземелье свои сакровища. Они матово поблескивают на переднем плане картины.
( По М. Казиевой)
-Вы догадались, каким подземным богатством владеет каждая царевна? Приведите как можно больше слов каждой тематической группы.
Драгоценные металлы:
Драгоценные камни:
Полезные ископаемые:
2) Проектное задание по группам:
-Разбейтесь на группы. Распределите роли в зависимости от цели задания:
Цель: В течение недели вы становитесь разведчиками, которые ищут всевозможные орфографические ошибки в нашем городе: внимательно читаете рекламу, объявления, газеты, сморите телевидение…Через неделю собираете всю информацию воедино. Обсуждаете. Корреспондент пишет статью в нашу газету «Гимназист», в которой рассказывает о найденных ошибках, призывает к соблюдению норм орфографии. Ваша группа выступает с этой статьёй и рассказом о проделанной работе в классе.
Тема: Чередующиеся гласные в корне
5.Найдите четвёртое лишнее. Объясните своё решение.
1.Выгорание, гора, загорелый, обгореть.
2.Росистый, вырос, заросли, отрасль.
3.Коснулся, касается, косичка, прикосновение.
4.Творить, творог, творожник, творожный.
5.Ложка, проложить, наложение, предложение.
Комментарий: Учащиеся 5 класса нередко смешивают две орфограммы: «Чередующиеся гласные в корне» и «Безударные гласные в корне». Данное упражнение направлено на умение разграничивать их, а значит, не допускать ошибок в написании.
При выполнении упражнения формируются познавательные УУД
6. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём слов с чередующимися гласными? Докажите.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.
С. А. Есенин
КЛЮЧИ:
- Письмо:
В нашей замечательной Республике Татарстан ежегодно проводится очень интересный республиканский конкурс IT-Чемпион. Я активный участник этого конкурса с 3 класса и хочу рассказать тебе о нём. Есть две номинации конкурса: «Самый активный школьник» и «Самая активная школа». Я участвую в первой номинации, и ничего сложного в этом нет, просто нужно зарегистрироваться на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru и помогать родителям оплачивать счета через этот портал. Это очень удобно и за каждую оплаченную услугу начисляются баллы. Накопленные баллы можно обменять на памятные призы, даже можно получить планшетный компьютер или смартфон. Я уже получил футболку и браслет.
Конкурс проходит в несколько этапов. Это очень увлекательно и интересно, вся наша школа участвует в этом конкурсе. Очень надеемся на победу в номинации «Самая активная школа». Большое спасибо организаторам этого замечательного конкурса!
| ||
Глухие-звонкие | Непроизносимые | Удвоенные |
Плот-плод | местный | масса |
Жар-шар | солнце | суббота |
Год-гот | праздник | аллея |
Пруд-прут | сердце | группа |
Стог-сток | чувствовать | тонна |
Код-кот | сверстник | профессия |
Род-рот | грустный | кассир |
1) искусный
2) искусство
4.
1) кок
2) монумент
3) балл
4) ассорти
5.
Зловещие силуэты странных птиц маячат возле скал. Царевнам пора прятаться от дневного света в подземное царство. Но во что они превратятся, когда окажутся под землёй? Внимательно рассмотрим наряды красавиц.
Одежда и головной убор первой царевны расшиты серебряными и золотыми нитями. Драгоценный венец на второй красавице разукрашен самоцветами, как и весь её наряд. А в тени горы скромно стоит самая младшая царевна. Она охраняет в подземелье свои сокровища. Они матово поблескивают на переднем плане картины.
Зло, силуэт, прятаться (что делать?), под землей, превратятся (пере), внимать, головы, серебряный( суффикс ян), золото, самоцвет (сращение), сокровища.
Драгоценные металлы: золото, серебро
Драгоценные камни: самоцвет
Полезные ископаемые: медь
6.
1.Выгорание, гора, загорелый, обгореть.
2.Росистый, вырос, заросли, отрасль.
3.Коснулся, касается, косичка, прикосновение.
4.Творить, творог, творожник, творожный.
5.Ложка, проложить, наложение, предложение.
7.
Стихотворение (отрывок) очень полезно использовать в процессе изучения темы. В нем несколько «ловушек». Дети нередко называют слова: Растрепали (видя в нём ошибочно корень РАСТ), косы (отмечая ошибочно корень-омоним КОС), росы (корень –омоним РОС). После обсуждения выясняется, что в приведённом стихотворном отрывке один корень с чередованием ГОР - в слове горят.
8. Проект (примерный образец)
В течение недели наш класс изучал объявления, рекламы, активно смотрел телевидение, различные статьи в интернете, внимательно слушал речь случайных прохожих.
Участники: 5 а класс
Средства: ручки и тетради, компьютеры, газеты, телевизор, диктофон и, конечно, попутчики в общественном транспорте.
Сроки: неделя
Результат: 1) больше всего ошибок мы обнаружили в интернете – 79%,
- В речи случайных попутчиков и прохожих – 68%,
- В текстах объявлений и рекламы (из разных источников) – 51%,
- В газетах и журналах (разной тематики и направленности) – 23%,
- На телевидении – 11%.
Итог: выпуск свежего номера газеты «Гимназист» с данными, фотографиями, рисунками, коллажем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки-презентации по теме "Системы счисления" с практическими заданиями
В презентациях дается наглядное объяснение нового материала. После объяснения предлагается задание на закрепление.Урок "Система счисления" :историческая справка, описание позиционной и непозиционной с...
Практическое задание по форматированию текста
При выполнении задания учащиеся закрепляют практические навыки по форматированию текста....
Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)
Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Урок по теме: Производство, передача и экономия электроэнергии». С приложенной презентацией, карточками-заданиями, практическими заданиями.
Урок основан на методе групповой работы. Интересные практические задания, красочная презентация. Использование стихов....
Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы
Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуал...