Практические задания по курсу "Орфография"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Гаделшина Эльмира Илдаровна

Небольшая проверочная работа (6 заданий) по курсу "Орфография"  для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_no1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по курсу «Орфография»

Тема: Непроверяемые гласные в корне.

  1. Жизненная задача.

Ситуация: Рассказ другу о конкурсе  IT-Чемпион

  1. Твоя роль: друг, который делится информацией.

Описание ситуации: Ты живёшь в Татарстане, где проводятся много различных республиканских конкурсов. Знаешь ли ты какие? Одним из них является проект «IT-Чемпион». К сожалению, не все территории России принимают участие в этом проекте. Тебе нужно написать письмо другу из другой территории, где не проводится этот конкурс. Расскажи ему о возможностях этого конкурса. Не забудь упомянуть о подарках и номинациях конкурса.

  1. Результат: письмо другу с рассказом о республиканском конкурсе IT-Чемпион.

 Современные дети, как показала практика, затрудняются писать письма. Они не знают, с чего начать, о чём написать, как закончить, не знают этикетных формулировок писем, затрудняются правильно подписать конверт. Поэтому написание именно письма кажется важным для формирования различных  УУД: познавательных (как пишется письмо, написание непроверяемых гласных), коммуникативных (умение строить письменное высказывание, обращённое к другому лицу), регулятивных (планирование работы), личностных (воспитание гордости за свою республику, желание поделиться ее  достижениями)

  1. Проблемная ситуация. Ребята! У нас у всех разная память: кто-то запоминает нужный материал хорошо, а кто-то не очень. Кто-то помнит даты, а кто-то стихи, одни запоминают лица, но не помнят имён… Слова с непроверяемыми гласными приходится запоминать или обращаться к орфографическому словарю. Как можно запомнить написание таких слов, особенно тем, у кого память не совсем хорошая? Я могу предложить несколько вариантов: Вариант самый простой - выучить!

Вариант 2: создать небольшой текст интересного содержания, используя предложенные словарные слова.

Вариант 3: нарисовать слова.

Вариант 4: организовать модное дефиле словарных слов.

Какой вариант предложите вы?  Попробуйте выполнить один из вариантов. Выполнять задание можно одному, с другом или  в группе.

Тема: Правописание корней.

  1. Самостоятельная работа «Проверь себя!»

1. Восстановите по памяти схему и запишите пропущенную часть

                                                Согласные

 Глухие-звонкие

_______________________

Удвоенные

 Плот-плод

местный

масса

        

Проверь себя по учебнику

Баллы:

  2. Запишите слова, происхождение которых дано ниже.

1)________________-от ис-+ кусати «отведать», «испытать», «попробовать»+-н (ый)

2)________________-от ис-+кусати «отведать», «испытать», «попробовать»+ -ств(о)

Проверьте себя по этимологическому словарику.

Баллы:

3.Определите слова по толкованию их лексического значения.

1)_________________ -повар на судне

2)_________________- статуя, сооружение громадных размеров

3)_________________-цифровая отметка успехов (в учебных заведениях, в спорте)

4)_________________-специально подобранная смесь чего -нибудь, набор.

Проверь себя по толковому словарику или учебнику

Баллы:

Комментарий: В каждой подобной работе 5 заданий. После выполнения работы ученик должен оценить себя. Затем его оценивает учитель

Каждое задание оценивается в баллах:

2 балла-задание выполнено правильно, без ошибок

1 балл-задание выполнено правильно, но допущены1-2 недочёта

0 баллов-задание не выполнено или выполнено неверно.

Оценив  работу, ученик ставит себе оценку, затем работу оценивает учитель.

«5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 5-7 баллов

«2» - менее 5 баллов

4. «Коллекция ошибок»

1)Упражнение с ошибками.

Комментарий: обычно детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова. Внимание в этом случае акцентируется на конкретном месте в слове. Мне кажется интересным обратный вариант, когда пропусков нет, но допущены ошибки, которые нужно исправить.

        Задание:

-Расскажите, что вы знаете о Викторе Михайловиче Васнецове. Какие картины этого выдающегося художника вам известны?

-Рассмотрите репродукцию картины «Три царевны подземного царства», автором которой является В.М.Васнецов. Чтобы понять её содержание, понадобится не только воображение, но и знания, смекалка. А ещё вам поможет текст. Будьте внимательны: в тексте допущены орфографические ошибки. Сначала исправьте их, объясните.

-Прочитайте текст выразительно.

        Злавещие селуэты странных птиц маячат возле скал. Царевнам пора прятатся от дневного света в падземное царство. Но во что они привратятся, когда окажутся под землёй? Внемательно рассмотрим наряды красавиц.

        Одежда и галавной убор первой царевны расшиты  серебрянными и залатыми нитями. Драгоценный венец на второй красавице разукрашен самацветами, как и весь её наряд. А в тени горы скромно стоит самая младшая царевна. Она охраняет в подземелье свои сакровища. Они матово поблескивают на переднем плане картины.

                                        ( По М. Казиевой)

-Вы догадались, каким подземным богатством владеет каждая царевна? Приведите как можно больше слов каждой тематической группы.

Драгоценные металлы:

Драгоценные камни:

Полезные ископаемые:

2) Проектное  задание по группам:

-Разбейтесь на группы. Распределите роли в зависимости от цели задания:

Цель: В течение недели вы становитесь разведчиками, которые ищут всевозможные орфографические ошибки в нашем городе: внимательно читаете рекламу, объявления,  газеты, сморите  телевидение…Через неделю собираете всю информацию воедино. Обсуждаете. Корреспондент пишет статью в нашу  газету «Гимназист»,  в которой рассказывает о найденных ошибках, призывает к соблюдению норм орфографии. Ваша группа выступает с этой статьёй и рассказом о проделанной работе в классе.

Тема: Чередующиеся гласные в корне

5.Найдите   четвёртое лишнее. Объясните своё решение.

1.Выгорание, гора, загорелый, обгореть.

2.Росистый, вырос, заросли, отрасль.

3.Коснулся, касается, косичка, прикосновение.

4.Творить, творог, творожник, творожный.

5.Ложка, проложить, наложение, предложение.

Комментарий: Учащиеся 5 класса нередко смешивают две орфограммы: «Чередующиеся гласные в корне» и «Безударные гласные в корне». Данное упражнение направлено на умение разграничивать  их, а значит, не допускать ошибок в написании.

При выполнении упражнения формируются познавательные УУД

        6. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём слов с чередующимися гласными? Докажите.

        Улыбнулись сонные берёзки,

        Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зеленые серёжки,

И горят серебряные росы.         

                С. А. Есенин

 

КЛЮЧИ:

  1. Письмо:

В нашей замечательной Республике Татарстан ежегодно проводится очень интересный республиканский конкурс IT-Чемпион. Я активный участник этого конкурса с 3 класса и хочу рассказать тебе о нём. Есть две номинации конкурса: «Самый активный школьник» и «Самая активная школа». Я участвую в первой номинации, и ничего сложного в этом нет, просто нужно зарегистрироваться на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru и помогать родителям оплачивать счета через этот портал.  Это очень удобно и за каждую оплаченную услугу начисляются баллы. Накопленные баллы можно обменять на памятные призы, даже можно получить планшетный компьютер или смартфон. Я уже получил футболку и браслет.

Конкурс проходит в несколько этапов. Это очень увлекательно и интересно, вся наша школа участвует в этом конкурсе. Очень надеемся на победу в номинации «Самая активная школа». Большое спасибо организаторам этого замечательного конкурса!

  1.                                                 Согласные

 Глухие-звонкие

Непроизносимые

Удвоенные

 Плот-плод

местный

масса

Жар-шар

солнце

суббота

Год-гот

праздник

аллея

Пруд-прут

сердце

группа

Стог-сток

чувствовать

тонна

Код-кот

сверстник

профессия

Род-рот

грустный

кассир

        

1) искусный

2) искусство

4.  

1) кок

2) монумент

3) балл

4) ассорти

5.

Зловещие силуэты странных птиц маячат возле скал. Царевнам пора прятаться от дневного света в подземное царство. Но во что они превратятся, когда окажутся под землёй? Внимательно рассмотрим наряды красавиц.

        Одежда и головной убор первой царевны расшиты  серебряными и золотыми нитями. Драгоценный венец на второй красавице разукрашен самоцветами, как и весь её наряд. А в тени горы скромно стоит самая младшая царевна. Она охраняет в подземелье свои сокровища. Они матово поблескивают на переднем плане картины.

Зло, силуэт, прятаться (что делать?), под землей, превратятся (пере), внимать, головы, серебряный( суффикс ян), золото, самоцвет (сращение), сокровища.

Драгоценные металлы: золото, серебро

Драгоценные камни: самоцвет

Полезные ископаемые: медь

6.

1.Выгорание, гора, загорелый, обгореть.

2.Росистый, вырос, заросли, отрасль.

3.Коснулся, касается, косичка, прикосновение.

4.Творить, творог, творожник, творожный.

5.Ложка, проложить, наложение, предложение.

7.

Стихотворение (отрывок) очень полезно использовать в процессе изучения темы. В нем несколько «ловушек». Дети нередко называют слова: Растрепали (видя в нём ошибочно корень РАСТ), косы (отмечая ошибочно корень-омоним КОС), росы (корень –омоним РОС). После обсуждения выясняется, что в приведённом стихотворном отрывке один корень с чередованием ГОР -  в слове горят.

8. Проект (примерный образец)

В течение недели наш класс изучал объявления, рекламы, активно смотрел телевидение, различные статьи в интернете, внимательно слушал речь случайных прохожих.

Участники: 5 а класс

Средства: ручки и тетради, компьютеры, газеты, телевизор, диктофон и, конечно, попутчики в общественном транспорте.

Сроки: неделя

Результат: 1) больше всего ошибок мы обнаружили в интернете – 79%,

  1. В речи случайных попутчиков и прохожих – 68%,
  2. В текстах объявлений и рекламы (из разных источников) – 51%,
  3. В газетах и журналах (разной тематики и направленности) – 23%,
  4. На телевидении – 11%.

Итог: выпуск  свежего номера газеты «Гимназист» с данными, фотографиями, рисунками, коллажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки-презентации по теме "Системы счисления" с практическими заданиями

В презентациях дается наглядное объяснение нового материала. После объяснения предлагается задание на закрепление.Урок "Система счисления" :историческая справка, описание позиционной и непозиционной с...

Практическое задание по форматированию текста

При выполнении задания учащиеся закрепляют практические навыки по форматированию текста....

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Урок по теме: Производство, передача и экономия электроэнергии». С приложенной презентацией, карточками-заданиями, практическими заданиями.

Урок основан на методе групповой работы. Интересные практические задания, красочная презентация. Использование стихов....

Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы

Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуал...