Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ
консультация по русскому языку (11 класс) на тему

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_dlya_podgotovki_k_ege.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в старших классах

                                         

Раздел «Словарный диктант»

СД 10 класс

К № 1

1. нигилизм

2. длинный

3. достоин

4. удостоен

5. не был

6. умирает

К № 2

  1. выявляется
  2. предшествовал
  3. юность
  4. срастается
  5. славянский
  6. масоны

К № 3

  1. устраивает
  2. отвлекается
  3. расставаться
  4. большинство
  5. воплощение
  6. кажется

К № 4

  1. мог бы
  2. чтобы (с.)
  3. не был
  4. пренебрежение
  5. приобрести
  6. излучина

К № 5

  1. взамен
  2. романтизм
  3. сострадание
  4. мировоззрение
  5. литература
  6. сопротивление

К № 6

  1. сосредоточиться
  2. неподражаемо
  3. искусство
  4. палантин
  5. чувствовать
  6. участвовать

Нигилизм, достоин, выявляется, юность, масоны, большинство, воплощение, пренебрежение, излучина, сострадание, мировоззрение, сосредоточиться, искусство, палантин, приобрести, срастается, удостоен, не был, расставаться, устраивает.

Раздел «Лексика и фразеология»

Б- «Л.Фр»                                                                                        ВПЗ

10 кл.

ИЗ - 3

1. Отметьте случаи, в которых неверно указано лексическое значение слова:

        1. Абонент – лицо или учреждение, обладающее абонентом.

        2. Абориген – человек, проживающий в Австралии.

        3. Адекватный – точно соответствующий, равный чему-либо

        4. Антология – сборник избранных произведений разных авторов.

        5. Аура – оболочка, окружающая человека.

Верно ли утверждение, что все эти слова заимствованные? По какому признаку это можно определить? Что знаете о заимствованных словах? Из каких языков вошли слова в русский язык. Приведите примеры.

2.  Знаете ли Вы, что различают синонимы (верно ли, что это слова, разные по значению и написанию?)

1. лексические, 2. стилистические, 3. синтаксические?

Распределите их по различиям:

- параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающее по своему значению;

- отличаются стилистической окраской, сферой употребления;

- это слова одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время имеющие оттенки значений. Верните слово своему «хозяину»:

- бураны, вьюги, метели

- смеялись, хохотали, хихикали

- начать работу – приступить к работе.

3. Отметьте случай, в котором неверно указано лексическое значение слова:

        1. Овация – бурные аплодисменты

        2. Мизерный – ничтожно малый

        3. Лексикон – иностранные слова

        4. Кулуары – помещение вне зала заседаний (в парламенте)

        5. Перипетия – неожиданное изменения в жизни,  вызывающее осложнения.

Ответьте на вопросы: Что такое лексика? Как называется раздел языкознания, изучающий лексику? Как называется наука, рассматривающая эти значения? Какими словарями следует пользоваться?

4. Верно ли утверждение о том, что среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы? В чем их отличие? Приведите по 2-3 примера. Каким словарем следует пользоваться при толковании?

                                                                               

  Раздел «Культура речи»

I. Поставьте ударение в словах:

Алкоголь, аналог, бряцание, втридорога, включить, включишь, километр, обеспечение, добыча, жалюзи, звонит, каталог, красивее, облегчить, предложить, эксперт,  хозяева, свекла, морковь, путепровод, средства, цемент, принять, начать, ходатайствовать, щавель, ревень, алфавит, гражданство, заняла, рожки, подростковый.

II. Исправьте ошибки в следующих словах, словосочетаниях и грамматических формах:

черезвычайно, дермантин, инциндент, ихнее дело, в обоих книгах, более лучший, вопреки ошибки, горячее кофе, командировочный из центра, демонстративный зал, сделать необходимые условия, бешенная собака, виртуально порадоваться за отечественное производство

III. Просклоняйте составное числительное

девятьсот семьдесят шесть

IV. А. Исправьте ошибки в предложениях

1. Проходив по коридору, Дефорж  почувствовал, что его вталкивают в комнату.

2. Приехав в Сочи, нам очень понравился пляж.

3.Проводник сказал, что давайте вернемся назад.

4. Из шестиста наемников две трети – граждане Пакистана.

5. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

                                                                                     

Дать толкование паронимов

1. Гордыня – гордость

2. болотный  - болотистый

3. враждебный – вражеский

4. доверительный – доверчивый

5. дипломатический – дипломатичный

6. информационный – информативный

7. косный – костный

8. поступок – проступок

9. одеть – надеть

10. оплатить – заплатить

11. экономный – экономичный

Как называются эти слова?

 Дать толкование:

  1. алчный
  2. аннотация
  3. библиография
  4. бечева
  5. вербовать
  6. демагог
  7. депутат
  8. заглавный
  9. заурядный
  10. изморозь
  11. изморось
  12. инструмент
  13. консультант
  14. контекст
  15. лексикон
  16. накладно
  17. неологизм
  18. одолжить
  19. оригинальный
  20. падчерица
  1. престиж
  2. плагиат
  3. реферат
  4. сервис
  5. сервиз
  6. стерильный
  7. уникальный
  8. толпа
  9. торец
  10. человек
  11. эмоции
  12. эмигрировать
  13. этнограф
  14. элита
  15. элитарный
  16. эволюция
  17. юмореска
  18. юстиция
  19. явь

                                                                                

Укажите предложение с грамматической ошибкой, вид ошибки, исправьте её.

1. Об опасности жители села узнали благодаря колокольного звона.

2. Мы выписываем журнал «Природу»

3. Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

4. После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.

5. По утрам хорошо слышен звон трамваев, доносящегося издали.

6. Новое поколение плохо знает и не умеет пользоваться языком.

7. Произведения Пушкина были откликом на новые проблемы, выдвигавшихся самой жизнью.

8. В стихотворении «Письме к матери» Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.

9. Средства связи помогают и выражают самые сложные чувства.

10. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

11. В пьесе «Ревизоре» Гоголь обнажил трагическую сторону жизни.

12. Одному из героев Толстого, пытающимся сделать карьеру, пришлось отступить перед всесильной жизнью.

13. Из книги можно почерпнуть и поделиться с приятелями любопытной информацией.

14.Кто бы ни бывали на Бородинском поле, все обнажают голову перед памятником защитникам национальной свободы России.

15.В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

16.Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

17.Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные члены предложения.

18.Экология является одной из молодых наук, занимающейся охраной и восстановлением окружающей природы.

19.Те, кто не любят хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих предков, не ценят память о них.

20.Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в  масштабных формах свои мысли и чувства.

21.Кто бы ни писали впоследствии о Рахманинове, все отличают не только его редкий музыкальный дар, но и душевную щедрость.

22.По истечению срока воинской службы студенты могут продолжать обучение в вузе.

23.Никто из поэтов, передававший красоту русской природы, не воплотил ее с такой лирической углубленностью, как Тютчев.

24.Кто бы ни занимались этнографией, все знают о Миклухо-Маклае-ученом, собравшем ценные сведения об обитателях Новой Гвинеи.

25.Многие из путешествующих, кто были на русском севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и в Кижи.

26.В романе «Петре Первом» Толстого интересует роль личности в истории.

27.Произведения Пушкина были откликом на новые проблемы, надвигавшимся самой жизнью.

28.Главным действующим лицом в романе «Герое нашего времени» является Печорин.

29.Найдите одну из глав романа, возвращающей нас в Москву.

30.Многие люди ценят и интересуются природой.

Ошибка в образовании форм слова

  1. Лазиет по крышам
  2. Разожгет костер
  3. Не ложите сюда тетради
  4. Глубжее
  5. Пять полотенцев
  6. На ихней территории
  7. Красивше
  8. Сделающий
  9. Пятиста двадцати трех рублей
  10. Ехай
  11. В обоих сумках
  12. Бежи
  13. Положь
  14. Сколько время
  15. Больше пятьдесят рублей
  16. Пять блюдцев, пить из блюдцев
  17. Более шестьдесят человек
  18. Пара чулков
  19. Килограмм апельсин, пять апельсин
  20. Прочитая рассказ
  21. Центнер яблоков
  22. Десяток яйцев
  23. Пачка макаронов
  24. Около пятиста километров
  25. Пара туфлей
  26. Летние месяца
  27. Двести двадцати двух рублей
  28. Проникнул
  29. Проведенные обыска
  30. Менее слаще
  31. Несколько помидор
  32. Много время
  33. Более легче
  34. Двое девушек
  35. Наиболее правильнее
  36. У князьев
  37. Ехай в Москву
  38. Ляжь на диван
  39. Нет местов

Ответы к заданиям «Ошибка в образовании форм слова»

  1. Лазит по крышам
  2. Разожжет костер
  3. Не кладите сюда тетради
  4. Глубже
  5. Пять полотенец
  6. На их территории
  7. Красивее
  8. Сделавший
  9. Пятисот двадцати трех рублей
  10. Езжай
  11. В обеих сумках
  12. Беги
  13. Положи
  14. Сколько времени
  15. Больше пятидесяти рублей
  16. Пять блюдец, пить из блюдец
  17. Более шестидесяти человек
  18. Пара чулок
  19. Килограмм апельсинов, пять апельсинов
  20. Читая рассказ
  21. Центнер яблок
  22. Десяток яиц
  23. Пачка макарон
  24. Около пятисот километров
  25. Пара туфель
  26. Летние месяцы
  27. Двухсот двадцати двух рублей
  28. Проник
  29. Проведенные обыски
  30. Слаще
  31. Несколько помидоров
  32. Много времени
  33. Легче
  34. Две девушки
  35. Правильнее
  36. У князей
  37. Езжай в Москву
  38. Ляг на диван
  39. Нет мест

Ответы к заданиям «Толкование паронимов»

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от чего-нибудь

Гордыня – непомерная гордость

Заглавный – саамы главный; название отдельной части или всего произведения

Толпа- скопление людей, сборище

Информативный – насыщенный информацией, хорошо информирующий

Сувенир – подарок на память, художественное изделие, вещь как память о посещении страны

Торец – поперечный срез бревна, а также вообще поперечная грань чего-нибудь

Заурядный – ничем не выделяющийся, посредственный

Уникальный – естественный в своем роде, неповторимый

Сервис – то же, что и обслуживание

Экономичный – дающий возможность что-нибудь сэкономить, выгодный

Явь – реальная действительность

Демагог – человек, который применяет демагогические приемы

Юстиция – сфера деятельности судебных учреждений

Юмореска – небольшое юмористическое литературное или музыкальное произведение

Эмоция – душевное переживание, чувство

Эмигрировать – переселяться из своего отечества в другую страну

Лексикон – то же, что словарь; запас слов, лексика

Алчный – жадный, корыстолюбивый; страстно желающий чего-либо, выражающий такое желание

Престиж – влияние, уважение, которым пользуется кто- либо

Дипломатичный – то же, что дипломатический; искусный и тонкий в отношении с другими; точно рассчитанный, уклончивый; Деятельность правительства по осуществлению внешней политики, государства по защите  интересов государства и его граждан за границей; ухищрение, уклончивость в действиях, направленных к достижению цели.

Одолжить – дать в займы, оказать одолжение, услугу, обязать благодарностью

Накладно – убыточно, невыгодно

Контекст -  относительно законченная  часть текста

Консультант – специалист, дающий консультации

Косный – тяготеющий к чему - нибудь привычному, не вопреимчивый к новому, консервативный

Падчерица – дочь одного из супругов по отношению к др.,для нее не родному

Стерильный – полностью обеззараженный, очищенный от микроорганизмов; лишенный способности к воспроизведению потомства.

Депутат – выборный представитель выборного гос.учреждения; уполномоченное лицо, направленное куда-нибудь для выполнения какого-либо поручения

Этнограф – специалисть по этнографии

Вербовать – набирать, нанимать, привлекать для каких-либо работ в какую-нибудь организацию. Создавать из добровольцев  первоначальное войско

Измороь – очень мелкий моросящий дождь

Изморозь – под  - рыхлый снежный покров, образующийся из

Раздел «Орфоэпия»

  1. арест
  2. брала
  3. включена
  4. высока
  5. броня (на танке)
  6. досуг
  7. дочиста
  8. дрофа
  9. дрались
  10. засуха
  11. звонят
  12. заняла
  13. заняло
  14. изыск
  15. исключенный
  16. кашлянуть
  17. клялись
  18. каталог
  19. километр
  20. каучук
  21. красивее
  22. квартал
  23. намерение
  24. начала
  25. не были
  26. не жили
  27. опошлить
  28. отрочество
  29. облегчить
  30. облегчим
  1. положить
  2. поднялась
  3. приняты
  4. приняли
  5. послала
  6. подняв
  7. понял
  8. позвонит
  9. поручни
  10. прибыл
  11. прибывший
  12. грунтовая
  13. полила
  14. принятый
  15. переключит
  16. ревень
  17. рожки (макарон.изд.)
  18. свекла
  19. сироты
  20. сиротство
  21. созыв
  22. тотчас, торты
  23. ходатайствовать
  24. щекотно
  25. эксперт
  26. экспертный
  27. обеспечение
  28. жалюзи
  29. маркетинг
  30. пихта

 Ответы к разделу «Орфоэпия»                                

Арест, брала, включена, высока, броня, досуг, дочиста, дрофа,  дралась, засуха, звонят, заняла, заняло, изыск, кашлянуть, клялись, каталог, километр, каучук, красивее, квартал, намерение, начала, не были, не жили, опошлит, отрочество, отроческий, облегчить, облегчим, положить, поднялась, приняты, приняли, послала, подняв, понял, позвонит, поручни, прибыли, прибывший, портфель, полила, принятый, переключит, ревень, рожки, свёкла, сироты, сиротство, созыв, тотчас, ходатайствовать, щекотно, эксперт, экспертный, обеспечение, торты.

Раздел «Грамматически правильное продолжение  предложения с деепричастным оборотом»

Выберите грамматически правильное продолжение  предложения:

I. Преодолевая барьер,

  1. лошадь пролетает по воздуху несколько метров.
  2. выполняется самый красивый элемент соревнования.
  3. препятствие может быть разного типа.
  4. должны соблюдаться определенные правила.

II. Работая над сочинением,

  1. сначала составляется план.
  2. не отвлекайтесь.
  3. вас ничто не должно отвлекать.
  4. вам нужны будут дополнительные материалы.

III. Выбирая спортивную секцию,

  1. вам поможет тренер.
  2. учитывайте свои физические данные.
  3. меня пригласили на плавание.
  4. часто не учитывается возраст.

IV. Находясь в пути,

  1. помните о доме.
  2. важно хорошее обслуживание.
  3. нас застала буря.
  4. меня оштрафовали.

V. Готовясь к походу,

  1. со мной приключилась эта история.
  2. заранее обдумывается маршрут.
  3. обратите внимание на содержание рюкзака.
  4. от этого этапа зависит очень много.

VI. Окончив подготовительные курсы,

  1. родители советовали мне продолжить учебу.
  2. нам предложили сдать вступительные экзамены.
  3. нас поздравили преподаватели.
  4. мы с другом поступили в институт.

VII. Возражая товарищу,

  1. он меня не понял.
  2. часто нарушаются нормы общения.
  3. я привел свои аргументы.
  4. у нас возникла ссора.

VIII. Рисуя пейзаж,

  1. было летнее утро.
  2. я старался передать свое настроение.
  3. должно быть передано настроение.
  4. подбираются нужные краски.

IX. Приехав в столицу,

  1. всех поражает шум, суета.
  2. у нас не будет времени сходить в музей.
  3. идите сразу на Красную площадь.
  4. у меня было прекрасное настроение.

X. Путешествуя на велосипеде,

  1. развиваются мышцы рук и ног.
  2. туристов остановил инспектор ГИБДД.
  3. вы получаете большое удовольствие.
  4. у меня сломалась фара.

XI. Получив  начальное домашнее образование в Москве,

  1. Радищева зачислили в петербургский пажеский корпус.
  2. двенадцатилетний Радищев поступил в пажеский корпус.
  3. этого было достаточно для поступления в пажеский корпус.
  4. дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

XII. Принимая витамины,

  1. улучшается зрение.
  2. нужна консультация врача.
  3. соблюдайте рекомендуемую дозировку.
  4. требуется осторожность.


XIII. Расшифровывая  смысл древних наскальных рисунков,

  1. помогает обращение к фольклору-мифу, эпосум, обрядовым песням.
  2. опорой для ученых часто служат мифы и легенды.
  3. это нередко удается только благодаря обращению к фольклору.
  4. ученые часто обращаются к фольклору.


XIV. Заглядывая все дальше в открытый океан,

  1. совершенствовалось судостроение древних полинезийцев.
  2. полинезийцами была создана двойная ладья – катамаран.
  3. это послужило стимулом развития техники судостроения.
  4. полинезийцы совершенствовали судостроение.


XV. Используя метафоры и сравнение,

  1. текст становится эмоциональнее, ярче.
  2. достигается эмоциональность и образность описания.
  3. нам интереснее читать текст.
  4. автор делает текст живым, ярким.


XVI. Возвращаясь с работы,

  1. мной овладела тревога.
  2. испортилась погода.
  3. это займет меньше часа.
  4. я зашел к приятелю.


XVII. Сопоставляя «немые» археологические находки с мифами,

  1. историки заставляют вещи «заговорить».
  2. вещи перестают быть «немыми».
  3. выясняются ранее неизвестные исторические факты.
  4. это один из способов получить достоверные исторические сведения.

XVIII. Работая со словарем,

  1. мне позвонили.
  2. отрабатываются навыки анализа слова.
  3. обращайте внимание на примечание.
  4. необходимо знание алфавита.

XIX. Победив во вчерашнем матче,

  1. наша сборная вышла в финал чемпионата.
  2. у нашей сборной появился шанс выйти в финал чемпионата.
  3. это стало сюрпризом для наших болельщиков.
  4. оправдался прогноз спортивных журналистов.

XX. Сконструировав удлиненные коньки,

  1. это позволило увеличить скорость бега.
  2. у Паншина были преимущества в скорости.
  3. Паншин смог победить сильнейших скороходов того времени.
  4. Паншиным была одержана победа над финским скороходом.

XXI. Изучая повадки животных,

  1. становится понятнее и много в поведении человека.
  2. это позволяет лучше понять и человека.
  3. узнаешь много интересного и полезного.
  4. сделаны важные открытия.

XXII. Храня память о прошлом,

  1. ученым понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
  2. монастыри стали неотъемлемой частью истории.
  3. изучение истории имеет большое значение.
  4. это помогает лучше понять настоящее.

XXIII. Разбивая виноградники,

  1. крестьяне учитывали рельеф местности.
  2. большое значение имеют географические факторы.
  3. учитывается состав почвы.
  4. торговцами определились потребности в винограде.

XXIV. Анализируя стихотворный текст,

  1. мной был неверно употреблен размер.
  2. помните об особенностях поэтической речи.
  3. у нас завязался спор.
  4. учениками часто не учитывается ритм.

XXV. Отправляясь в горы,

  1. убедитесь в исправности вашего снаряжения.
  2. у меня сломалась нога.
  3. альпинистов застала гроза.
  4. у нас оставалось мало времени.

XXVI. Играя в шахматы,

  1. игру всегда начинают белые.
  2. следите за безопасной позицией своих фигур.
  3. выключился свет.
  4. мной овладела жалость к противнику.

XXVII. Возражая товарищу,

  1. он меня не понял.
  2. часто нарушаются нормы общения.
  3. я привел свои аргументы.
  4. у нас возникла ссора.

XXVIII. Рассматривая несколько теорий происхождения языка,

  1. у автора нет определенной точки зрения по этому вопросу.
  2. автор не признал убедительной ни одну из них.
  3. ни одна из них ни показалась автору убедительной.
  4. все они отвергаются автором.

XXIX. Применяя новый метод,

  1. были достигнуты блестящие результаты.
  2. язык усваивается очень быстро.
  3. можно быстро  овладеть любым зыком.
  4. сокращаются сроки овладения языком.

Ответы к разделу «Грамматически правильное продолжение  предложения с деепричастным оборотом»

  1. 1
  2. 2
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 4
  7. 3
  8. 2
  9. 3
  10. 3
  11. 2
  12. 3
  13. 4
  14. 4
  15. 4
  16. 4
  17. 1
  18. 3
  19. 1
  20. 3
  21. 3
  22. 1
  23. 1
  24. 2
  25. 1
  26. 2
  27. 3
  28. 3
  29. 3

                                                                                         

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации

Дидактический материал по русскому языку используется при подготовке к итоговой аттестации. Материал подготовлен на основе текстов Н.В.Гоголя, которые отличаются насышенностью сложных конструкций и об...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ГИА.

Все тексты, представленные в данном дидактическом материале, основаны на краеведческом материале, что позволяет в процессе подготовки к ГИА  познакомить учащихся с историей, достопримечательностя...