Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при создании работы.
Рекомендации по использованию:
Слайд | Комментарии к слайду |
№1 | Титульный слайд. Тема урока не указана, поскольку сформулировать ее должны сами учащиеся в процессе последующей эвристической беседы. |
№2 | Выдержки из сочинений учащихся на тему «Почему война это зло?», оформленные в виде предложений с вводными словосочетаниями, вводными предложениями (выделены жирным шрифтом). Сочинения писались после изучения предыдущей темы: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». В процессе демонстрации слайда учитель задает вопрос: Какие языковые элементы использованы, чтобы передать ваши мысли? Цель: повторение изученного материала. |
№3 | Выдержки из сочинений, оформленные как предложения с прямой речью. Вопрос: Какой способ использован для передачи вашей речи? |
№4 | Выдержки из сочинений, оформленные в виде предложений с косвенной речью. Вопрос учителя: Кто знает, как называется этот способ передачи чужой речи? |
№5 | Перед демонстрацией происходит формулирование темы учащимися. В ходе предварительной беседы выявлено, что понятия «прямая речь», «косвенная речь» знакомы далеко не всем, следовательно на уроке разговор пойдет именно о них. |
№6 | Демонстрации слайда предшествует вопрос учителя: Что вы планируете узнать на уроке? Чему научиться? После чего ответы ребят сверяются с обозначенными на слайде целями. |
Примечание | Перед демонстрацией слайдов №7 – №10 учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает задание для исследования нового материала с помощью учебника и справочников (организована выставка). |
№7, №8 | Демонстрируются после выступления представителя первой группы, получившей задание найти ответы на вопросы: Из каких элементов состоят слова с прямой речью? На что указывают слова автора? Какая часть речи, как правило, всегда присутствует в словах автора? Приведите примеры таких слов. |
№9 | Демонстрируется после выступления представителя второй группы, получившей задание найти ответы на вопросы: Где может располагаться прямая речь по отношению к ловам автора? Составьте известные вам схемы предложений с прямой речью (во время выступления участника 1-ой группы участник 2-ой группы изображает схемы на доске). |
№10 | Демонстрируется после выступления учащегося третьей группы, получившей задание найти ответы на вопросы: Что такое косвенная речь? Как оформляются предложения с косвенной речью? Приведите примеры таких предложений. |
№11 | Высказывание К.Г.Паустовского. Учитель озвучивает задание: записать высказывание четырьмя способами: 1. Прямая речь стоит перед словами автора; 2. Прямая речь – после слов автора; 3. Прямая речь разрывается словами автора; 4. В виде предложения с косвенной речью. |
№12 | Взаимопроверка выполнения задания (обмен тетрадями). |
№13 | Творческое задание с указанием времени выполнения. |
№14 | Слайд выполняет роль объясняющей иллюстрации к условиям экспресс-игры «Прямая - косвенная». Условия: первый по списку ученик читает придуманное им предложение с прямой речью, последний по списку выходит к доске и записывает озвученное предложение в виде предложения с косвенной речью. Затем последний вызывает к доске любого учащегося класса и зачитывает свой пример с прямой речью, чтобы вызванный им записал фразу как предложение с косвенной речью и т.д. |
№15 | Слайд, предваряющий переход к интерактивному тесту по теме с целью проверки усвоенных знаний. (Тест создавался мной в рамках проекта: «Электронные таблицы: создание кроссвордов и тестов». |
№16 | Домашнее задание (по выбору). |
Литература:
1. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Москва. Просвещение. 2011.
2. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика/ Д.Э.Розенталь. - М. «Оникс 21 век». 2004.
3. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя/ Г.А.Богданова. 4-е изд. – Москва. 2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Способы передачи чужой речи" | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По мнению Лакитина Дани , нужно, чтобы народы и страны жили в мире и процветании. Особенно на войне страшно, как считает Кобозов Даня , когда гибнут дети. Если нет бойца, как утверждает Вандин Дима , то нет и победы.
Аня Куницкая с горечью пишет: «К сожалению, сейчас в мире начинается информационная война». «Люди! – призывает Владислав Мындру . –Вы должны помнить тех, кто совершил тот самый подвиг во имя нашей Родины!» «Неужели человек рождается для войны? – недоумевает Ваня Арефин. – Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения?»
Соловьева Ксения считает, что современное молодое поколение не относится к войне серьезно. Бабушка Ромы Лещенко рассказывала, как они с матерью во время войны находили очистки и жарили их на трубе от буржуйки, выходящей в окно. Меля Настя с сожалением пишет, что во время войны было разрушено множество городов, которые сейчас могли бы славиться своею красотой.
Двадцать восьмое апреля. Классная работа. Чужая речь. Основные способы передачи чужой речи.
Цели Знать способы передачи чужой речи; понятия «прямая речь», «косвенная речь»; структуру предложений с прямой и косвенной речью; правила письменного оформления предложений с прямой и косвенной речью. Уметь различать предложения с прямой, косвенной речью и выразительно их читать; определять место слов автора и прямой речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью и обосновывать их постановку.
Предложения с прямой речью Прямая речь + Слова автора (комментирующая часть)
Слова автора указывают: кому принадлежит прямая речь; когда и при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь; на манеру говорения лица, речь которого передаётся. Глаголы, используемые для оформления слов автора: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить, предложить, засмеяться, обрадоваться, насторожиться, обидеться, удивиться, ужаснуться, ухмыльнуться…
Прямая речь может находиться: 1) Перед словами автора: «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. 2) После слов автора: А: «П». А: «П!» А: «П?» 3) Разрываться словами автора: «П, - а, - п ». «П! - а. - П». «П? - а. - П». «П, - а. - П». «П, - а: - П».
Косвенная речь – речь какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто ее передает. Оформляется в виде сложноподчиненных предложений, части которых связаны с помощью союзов и союзных слов, выполняющих роль союзов (как, что, будто). Оля пожаловалась, как ей трудно дается математика. Саша предупредил, что опоздает. Гена слышал, будто из-за плохой погоды поход отменяется.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский.
« Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - писал К. Г. Паустовский. К. Г. Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». «Истинная любовь к своей стране, – утверждал К. Г. Паустовский, - немыслима без любви к своему языку». К.Г. Паустовский считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Задание: составить предложения с прямой речью на каждую схему, используя разные глаголы для оформления слов автора. Время выполнения: 7 минут.
Экспресс - игра прямая косвенная Я знаю: «Завтра будет солнце!» Я знаю, что завтра будет солнце.
Тест
Домашнее задание (по выбору) Упр. 404 (стр.194). Оформить в виде таблицы: Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью 2. Выписать из повести «Капитанская дочка» по одному предложения с прямой речью на каждую схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"
Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Презентация к уроку русского языка 8 класса по теме "Вводные конструкции".
Презентация посвящена вводным словам, вводным предложениям и вставным конструкциям....
Открытый урок по русскому языку в 9 классе : "Систематизация и обобщение знаний по теме «Способы передачи чужой речи»".
Урок- обобщение знаний по теме "Способы передачи чужой речи"....