« Типы сказуемого и способы его выражения (обобщение полученных знаний) ».
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Ольга Николаевна Мальцева

Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой с комментариями по формированию универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование УУД на уроке русского языка в  8 классе».

Учитель - Мальцева О.Н. (МБОУ «СОШ № 20 им. А.А.Хмелевского»  г. Курска)

Основное содержание: конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой с комментариями по формированию универсальных учебных действий.

Список используемой литературы:

  • А.Г. Асмолов. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М.2008.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. /Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. 8 кл. [Баласс]
  • Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А. Русский язык. 8-й класс. Методические рекомендации для учителя  

Тема. « Типы сказуемого и способы его выражения (обобщение полученных знаний) ».

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

Обучающиеся формулируют собственное мнение и позицию,   проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

  1. Постановка проблемы, её решение. Работа с текстом.

Обучающиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

Бои за город

1) 8 февраля 1943 года две ударные группы Воронежского фронта под командованием генерала Черняховского с 5 часов утра начали штурмовать немецкие укрепления в центре и на окраинах Курска. 2)К вечеру наши войска освободили центр города от фашистов. 3)На самом высоком здании – Доме пионеров – водрузили красное знамя. 4)Отличились воины 322-й стрелковой дивизии под командованием полковника Перекальского, погибшего смертью героя при освобождении Курска.

5)Центральная улица представляла собой ужасное зрелище: руины полностью разрушенных и остовы сгоревших зданий... 6)Кругом валялись трупы немецких солдат, разбитые пушки, минометы, ящики с боеприпасами, бочки с горючим, гильзы от снарядов. 7)Догорали машины, стояли разбитые танки, бронетранспортеры, автомобили и мотоциклы с колясками. 8)Тротуары и дороги были засыпаны обломками и битым стеклом, усеяны осколками и обгорелыми листками поспешно сожженных документов.

9)Закопченные остовы зданий со следами пуль и осколков безжизненно смотрели на мир пустыми глазницами окон, на столбах висели обрывки проводов.10) Мостовые и тротуары были изрыты воронками и заминированы – многие жители сначала боялись выходить из домов. 11) Казалось, бурная жизнь в городе прекратилась.12) Похоронным звоном казались глухие звуки, издаваемые металлическими листами, свисавшими с крыш.13) В воздухе кружились снежинки с пеплом.14) Стояли смрад и дым от догоравших зданий, металла, тола, пороха, резиновых автошин и человеческих тел.

15)Отступавшие фашисты бросали все, что мешало скорее удирать. 16)Оставили оружие и личные вещи. 17)Тут и там были разбросаны соломенные бахилы, женские шали и одеяла, спасавшие фрицев от русских морозов, каски, металлические коробки с противогазами, аптечки, деревянные коробки с сигаретами и сухарями.

18)По центральной улице прошли советские саперы с миноискателями, вслед за ними появились санитары.19) Потом въехала тяжелая техника. 20)Плачущие женщины, пережившие тяжесть оккупации, вылезали из подвалов, некоторые с иконками и крестиками, целовали и благословляли воинов, освободивших город. 21)Девушки со слезами на глазах от счастья обнимали солдат и поили водой, перевязывали раненых.22) Подростки срывали таблички с обозначением улиц на немецком языке. 23)На окраинах Курска еще слышалась канонада и автоматные очереди: войска заканчивали освобождение города. 24)Солдаты начали осматривать дома, выявляя неудравших фашистов и их пособников. 25)Жизнь начала восстанавливаться.

1.Лексическая страничка. Обучающиеся осуществляют поиск нужной информации из различных источников, перерабатывают и представляют её разными способами (познавательные УУД).

*  этимология слова (окраина, смрад, икона ):

ОКРА́ИНА, -ы, ж.

1. Край, крайняя часть какой-н. местности. О. леса. На самой окраине деревни.

2. Удалённая от центра часть города, прилегающая к границе его. Городские окраины.

3. Отдалённая от центральных областей пограничная часть государства. Восточные окраины царской России.

 род. п. -я, диал. также "лес", укр., блр. край, ст.-слав. краи αγιαλς, болг. край "конец", сербохорв. кра̑j, род. крájа "край", словен. kràj, род. п. krája, чеш., слвц., польск., в.-луж. kraj, н.-луж. kšaj.

СМРАД, -а, м.

1. Отвратительный запах, вонь. Болотный с.

2. То же, что чад (в 1 знач.). В кухне стоит с.

род. п. -а. Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. смо́род (см.).

ИКО́НА, -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2. др.-русск., цслав. икона (мин. 1096 г. и др.). Из ср.-греч. εκνα, греч. εκν; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 235; Гр.-сл. эт. 66

* лексическое значение слова (фашизм , дивизия, генерал):

ФАШИ́ЗМ, -а, м. Идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на неё политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны. Победа над ~ом.

ДИВИ́ЗИЯ, -и, ж.

1. Основное тактическое соединение в различных видах вооружённых сил. Стрелковая, мотострелковая, танковая, авиационная д.

2. Соединение военных кораблей одного или нескольких классов.

ГЕНЕРА́Л, -а, м. Звание или чин высшего командного состава армии, а также лицо, носящее это звание или имеющее соответствующий чин. Г.-майор (первое по старшинству звание ~а). Г.-лейтенант (второе по старшинству звание ~а). Г.-полковник (третье по старшинству звание ~а). Г. армии (высшее звание ~а). Г.-адъютант (~, исполняющий обязанности адъютанта при императоре).

*  Предложение №24, к слову «неудравших» подобрать стилистически нейтральный синоним, антоним.

2. Орфографическая работа. Выписать слова  и объяснить написание « н-нн» из предложений № 5, 8, 9, 10, 17, 21.

Обучающиеся выполняют работу, осуществляя самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

3. Синтаксическая пятиминутка. Отметить все виды осложнения предложений, представленные в тексте. Объяснить.

Обучающиеся выполняют работу, осуществляя самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

4.Повторение. Что такое сказуемое. Пользуясь схемой, рассказать о сказуемом. 

Обучающиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

5. Выборочная работа:

а) Выписать, разделив на три  группы, сказуемые. Объяснить.

б) Выписать из текста, разделив на три группы, словосочетания с разными видами связи.

Обучающиеся высказывают предположения, владеют монологической и диалогической формами речи (коммуникативные и личностные УУД).

5. Отметить номера и определить вид  односоставных предложений (работа по алгоритму).

Учитель на уроке  уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания (личностные УУД).

6. Рефлексия деятельности. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим обучающимся участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет (личностные УУД).

7. Домашнее задание. Подобрать высказывания знаменитых людей о войне, которые могли бы стать эпиграфом к нашему тексту. Написать эссе. В своей работе выделить сказуемые и способы их выражения.

Учитель учит обучающихся делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом (личностные УУД).

* Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.

        Владимир Маяковский

*Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину.

        Ги Мопассан

*Война — это зло, позорящее человеческий род.

        Франсуа Фенелон

*Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

        Александр Суворов



Предварительный просмотр:

Бои за город

1) 8 февраля 1943 года две ударные группы Воронежского фронта под командованием генерала Черняховского с 5 часов утра начали штурмовать немецкие укрепления в центре и на окраинах Курска. 2)К вечеру наши войска освободили центр города от фашистов. 3)На самом высоком здании – Доме пионеров – водрузили красное знамя. 4)Отличились воины 322-й стрелковой дивизии под командованием полковника Перекальского, погибшего смертью героя при освобождении Курска.

5)Центральная улица представляла собой ужасное зрелище: руины полностью разрушенных и остовы сгоревших зданий... 6)Кругом валялись трупы немецких солдат, разбитые пушки, минометы, ящики с боеприпасами, бочки с горючим, гильзы от снарядов. 7)Догорали машины, стояли разбитые танки, бронетранспортеры, автомобили и мотоциклы с колясками. 8)Тротуары и дороги были засыпаны обломками и битым стеклом, усеяны осколками и обгорелыми листками поспешно сожженных документов.

9)Закопченные остовы зданий со следами пуль и осколков безжизненно смотрели на мир пустыми глазницами окон, на столбах висели обрывки проводов.10) Мостовые и тротуары были изрыты воронками и заминированы – многие жители сначала боялись выходить из домов. 11) Казалось, бурная жизнь в городе прекратилась.12) Похоронным звоном казались глухие звуки, издаваемые металлическими листами, свисавшими с крыш.13) В воздухе кружились снежинки с пеплом.14) Стояли смрад и дым от догоравших зданий, металла, тола, пороха, резиновых автошин и человеческих тел.

15)Отступавшие фашисты бросали все, что мешало скорее удирать. 16) Оставили оружие и личные вещи. 17)Тут и там были разбросаны соломенные бахилы, женские шали и одеяла, спасавшие фрицев от русских морозов, каски, металлические коробки с противогазами, аптечки, деревянные коробки с сигаретами и сухарями.

18)По центральной улице прошли советские саперы с миноискателями, вслед за ними появились санитары.19) Потом въехала тяжелая техника. 20)Плачущие женщины, пережившие тяжесть оккупации, вылезали из подвалов, некоторые с иконками и крестиками, целовали и благословляли воинов, освободивших город. 21)Девушки со слезами на глазах от счастья обнимали солдат и поили водой, перевязывали раненых.22) Подростки срывали таблички с обозначением улиц на немецком языке. 23)На окраинах Курска еще слышалась канонада и автоматные очереди: войска заканчивали освобождение города. 24) Солдаты начали осматривать дома, выявляя неудравших фашистов и их пособников. 25)Жизнь начала восстанавливаться.

Задания

1.Лексическая страничка.

* этимология слова (окраина, смрад, икона );

* лексическое значение слова (фашизм, дивизия,генерал);

*  Предложение №24, к слову «неудравших» подобрать стилистически нейтральный синоним, антоним.

2. Орфографическая работа. Выписать слова  и объяснить написание « н-нн» из предложений № 5, 8, 9, 10, 17, 21.

3. Синтаксическая пятиминутка. Отметить все виды осложнения предложений, представленные в тексте. Объяснить.

4. Выборочная работа. Выписать, разделив на три  группы, сказуемые. Объяснить.

5. Отметить номера и определить вид  односоставных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

" Сказуемое и способы его выражения"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Сказуемое и способы его выражения"...

8 класс, "Составное именное сказуемое и способы его выражения"

8 класс, "Составное именное сказуемое и способы его выражения"...

Виды сказуемых и способы его выражения

Открытый урок для 8 класса по УМК С.И.Львовой...