«Буквы з и с на конце приставок»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на -з и -с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_-_kopiya.doc | 86 КБ |
dopolnitelnye_materialy_k_uroku.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс 5
Тема: «Буквы з и с на конце приставок»
Разработала
Филь Валентина Николаевна
(посёлок Советский Тимашевского района Краснодарский край
МБОУ СОШ №14)
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Буквы З и С на конце приставок
( по программе В.В.Бабайцевой)
Класс: 5.
Тип урока: открытие нового знания; комбинированный урок.
Цели урока (предполагаемый результат):
предметные: обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на -з и -с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям;
метапредметные:
- регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесении того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, способствовать осознанию качества и уровня усвоения материала;
- познавательные: учить выражать смысл ситуации различными средствами (рисунками, символами, схемами, знаками);
- коммуникативные: способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
личностные: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Решаемые учебные проблемы: развитие орфографической зоркости, умение выводить алгоритм орфографического правила и пользоваться им.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы (источники иллюстраций):
- http://fotki.yandex.ru/users/ludmila-kis/view/45905/?page=1
- http://www.lamzur.ru/img/new-prod/03/vini-puh_s-shokoladno-molochnoi-nachinkoi-na-sait.jpg
- http://kinosis.ru/img/covers/6574.jpg
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/772/80772279_vinni_puh_.jpg
- http://video507.vkadre.ru/assets/thumbnails/8c512615117727722.460.vk.jpg
- http://media1.fanparty.ru/images/fanclubs/Sploshnoy%20Pozitiv/articles/126567/126035_tribune_sploshnoy_pozitiv.jpg
- http://www.festiwalsputnik.pl/2011/kadry/puszatek.jpg
- http://4.bp.blogspot.com/-KTJFkRe9bhQ/TcHKGG9hUbI/AAAAAAAABMU/PJ_N6lzFZOc/s400/klassifikaziya-blogosferi.jpg
Материалы и оборудование: учебник А.Ю. Купаловой. Русский язык. 5 класс. М. Дрофа, 2015 ;карточки; презентация в формате «Power Point»; иллюстрации, листы самоконтроля.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УДД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||
Позитивное якорение. (Слайд № 1, 2) - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. Узнаёте своих любимых героев? - Какие они? - На кого из них вы сами похожи больше всего? - Чему учат нас эти герои? - Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете не менее внимательными и заботливыми помощниками друг для друга. | Устанавливают параллели между собой и героями, определяют общие черты героев. Предполагаемый ответ: - Герои дружны, добры, помогают друг другу. | Выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, обеспечивающих самоопределение человека (Л). Планирование учебного сотрудничества (К). |
II. Актуализация знаний учащихся. Цель этапа: посторенние изученного материала, необходимого для открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | ||
«Правописание проверяемых согласных в корне». 1. Проверка домашнего задания. Сопутствующее повторение. Цель: актуализация знаний учащихся о правописании проверяемых согласных. Орфографическая разминка из 12-ти слов на данную орфограмму. Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. - Выполняя это задание, на какой изученный материал вы опирались? | Учащиеся работают в паре по заранее подготовленным друг другу карточкам. Рецензирование работ – домашнее задание к следующему уроку. | Сотрудничество (К). Диалог, обмен мнениями (К). Организация сопутствующего повторения (П). |
Фонетика: оглушение, озвончение, деление согласных на глухие и звонкие. 2. Теоретическая разминка. «Составь ромашку». ( слайд №7) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Задание выполняется на доске по цепочке. Нужно вписать глухие и звонкие согласные в лепестки ромашек. | Коллективный тренинг (по цепочке). | Умение выражать смысл ситуации различными средствами: рисунками, символами, схемами, знаками (П). |
3. Орфографическое задание. В каждом из указанных слов выделите приставку и подчеркните её конечную согласную: воскликнуть – возгорание, расписать – разбить, беспомощный – безвкусный, исписать – изложить, всплеск – взлом. - Сформулируйте вопрос к задаче.
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? - Какова основная цель урока? - Какова задача урока? (Слайд № 10) | Работают в группе по заданию. Рефлексия, вывод.
Предполагаемый вопрос: «Почему в одних приставках на конце пишется з, а в других с?» Формулируют тему урока: «Правописание приставок на –з и –с». Формулируют цель: «Понять, когда в приставках на –з и –с пишутся буквы з и с». Формулируют задачу урока: «Научиться грамотно писать слова с приставками на –з и -с». | Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К). Саморегуляция, самостоятельная постановка учащимися учебных задач и целей (Р). Индукция (проблемный вопрос) (Р). Обеспечение восприятия темы (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). |
III. Проблемное объяснение нового материала, первичное закрепление. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правила «Правописание приставок на –з и –с». | ||
1. Мини-исследование. Работа в группах. - Чтобы ответить на вопрос, возникший у вас в ходе работы над орфографической задачей, мы продолжим работу над её решением. А помогут вам в этом, ребята, следующие задания: а) подчеркните следующую согласную после –з-, -с-; б) определите, звонкая она или глухая; в случае затруднения обратитесь к материалу теоретической разминки; в) сформулируйте вывод. ( Слайд № 12) | Работают в группе по заданию, конструируют групповое мнение. Рефлексия. Вывод. Предполагаемый вывод: «Перед звонкими согласными в приставках пишется з, перед глухими – с». | Конструирование группового мнения – социоконструкция (Р). Поиск информации, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К). |
2. Выбери себе помощника (опорную схему или алгоритм). - Составьте себе в помощь при работе с орфограммой «Правописание приставок на –з, -с» опорную схему или алгоритм. Опорная схема Алгоритм действий 1. Выделяю в слове приставку. 2. Смотрю на первую согласную после приставки. 3. Определяю, глухая она или звонкая. 4. Применяю правило. (Слайд № 13) | Индивидуальная работа (на выбор учащегося) Двое учащихся, определившихся с заданием, работают у доски. Дети сами оценивают свою работу и рецензируют работу учащихся, выполненную у доски. Выбирают себе помощника: схему или алгоритм. | Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей) (П).
Декодирование (вычитывание информации, представленной в виде схемы) (П). Социализация (обнародование, защита своего мнения) (К). Самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентационной основы в новом учебном материале. |
IV. Психологическая разминка. Метафора на формирование чувства уверенности. Цель этапа: снятие напряжения, установка на успешность освоения нового материала (предполагаемые пути решения индивидуальных затруднений). | ||
Метафора на формирование чувства уверенности. Жил-был маленький воробышек. Он не умел летать и с завистью смотрел на других воробьёв, парящих в небе. Конечно, он пытался научиться летать. Вытягивал шею. Распрямлял крылья, делал взмахи ими. Приседал на свои тоненькие ножки, но ничего у него не получалось. Тогда он обратился за помощью к старому опытному воробью. «Ты не расстраивайся. Чтобы что-то научиться делать, надо много тренироваться. Надо спрашивать у тех, кто это уже умеет делать. И тогда ты всё сможешь. Всё в твоих руках», - советовал воробышку мудрый воробей. Воробышек был послушный и принял все советы старого воробья. Через несколько дней он уже парил в небе. И с высоты птичьего полёта он кричал: «У меня всё получилось!» Но тренироваться он не перестал. И каждый его полёт становился всё увереннее и увереннее. (Слайд № 14) | Первую часть метафоры дети слушают стоя и имитируют действия воробышка. Вторая часть – осмысление. Учащиеся слушают сидя. | Целеполагание (П). Планирование учебного сотрудничества (К). |
V. Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний. Цель этапа: овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям, выполнение аналитико-синтетических упражнений. | ||
1. Альтернативное задание. Распределительный диктант (работа в парах). (Слайд № 15) Инструктаж по выполнению задания. Выполните задание – распределительный диктант: а) используя материал упражнений № 626, 634; б) самостоятельно подбирая глаголы, характеризующие действия вороны (изображение вороны – на интерактивной доске). Консультирование по выполнению и проверке задания осуществляет учитель. (Слайд № 18) | Учащиеся выбирают задание сами. Выполнение распределительного диктанта в паре. Предполагаемый результат выполнения для работавших с изображением вороны. | Выполнение аналитико-синтетических упражнений (П). Социоконструкция (выполнение задания в парах (группах) конструирование группового мнения, варианта решения проблемы, построения результата) (Р). |
2. Составление тестов в формате ГИА (задание дифференцированное). Работа с карточками. Карточка 1. Используя данные словосочетания, составьте тест. И…целить раны, во…двигнуть памятник, бе…сердечный человек, ра…сказать стихотворение. Карточка 2. Сформулируйте к тесту задание. …………………………………………… 1) ра…бить вазу 2) бе…граничные просторы 3) бе…душный человек 4) ра…положиться у ручья Карточка 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква з? а) …делать, во…дать, ни…вергнуть; б) ни…вести, бе…звучный, бе…защитный; в) бе…форменный, бе…вкусица, бе…звёздный; г) бе…тактный, ра…клепать, чре…мерный. ( Слайды № 20-21) | Предполагаемый результат: В каком слове на месте пропуска пишется буква з? 1) и…целить раны 2) во…двигнуть памятник 3) бе…сердечный человек 4) ра…сказать стихотворение В каком слове в приставке пишется буква с? 1) ра…бить вазу 2) бе…граничные просторы 3) бе…душный человек 4) ра…положиться у ручья Самопроверка по интерактивной доске. В каком ряду во всех словах пропущена буква з? а) сделать, воздать, низвергнуть; v б) низвести, беззвучный, беззащитный; в) бесформенный, безвкусица, беззвёздный; г) бестактный, расклепать, чрезмерный. | Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П) |
3. Творческая работа с записанным на интерактивной доске текстом. Задание к тексту: используя справочный материал, восстановите текст, вставляя на месте пропущенных слов слова с приставками на –з и –с. Выразительно прочитайте его. Определите тему. Лодка _________ ск...льзила в ночном тумане,__________ т...жёлую м...слянистую воду. Недалеко с тусклой _________ ________ ракета, прошуршала и мягко ________ во тьме. Слова для справок: ра…секая, бе…звучно, в…вилась, в…пышкой. Дополнительные задания: №1 Допишите 1 – 2 предложения, используя слова: камыши, сверчки, ра…певать, рыба, озеро, пугать, всплески. №2 Во втором предложении подчеркните подлежащее и сказуемое. Выборочная проверка.(Текст звучит на фоне музыки Моцарта) (Слайд 23-25) | Предполагаемый результат: Лодка беззвучно скользила в ночном тумане, рассекая тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой вспышкой взвилась ракета, прошуршала и мягко исчезла во тьме. Тема текста: ночь на озере. | Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П) Осознание эстетической функции родного языка (П).
|
VI. Подведение итогов. Цель этапа: выявление затруднений учащихся по изученной теме с целью ликвидации пробелов в знаниях. | ||
1. Заполнение листов самоконтроля. Планирование индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. (Слайд № 26) Лист самоконтроля включает следующие пункты: 1) Орфограмма. 2) В чём испытывал(а) трудность? 3) Твой план работы над ошибками. 4) Рекомендации учителя. Выставление оценок. | Заполнение листов самоконтроля. Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке. | Итоговый самоконтроль. Контроль и оценка процесса результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неупеха в УД (Л). |
2. Домашнее задание. Параграф 53, упражнение 628, 629 (на выбор). Индивидуальные задания (листы самоконтроля) выполняются учащимися в специальной тетради «Мои ошибки». | Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках по изученной теме. | Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам (Р). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Правописание букв З и С на конце приставок.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Представлен конспект урока . Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Буквы з и с на конце приставок
Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...
Урок в 5 классе по теме "Буквы З и С на конце приставок"
Технологическая карта урока...