УЗ "Одна и две н в суффиксах прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Материал предназначен для учащихся 6 класса. 1. Цели:
1. Показать актуальность изучения темы
2. Научить учащихся правильно писать одну и две н в суффиксах прилагательных.
2. Задачи
1. Совместно с учащимися разработать алгоритм на данное правило
2. Добиться понимания алгоритма выбора одной и две н в суффиксах
прилагательных.
3. Формировать коммуникативные навыки работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uz_n-nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.doc | 117 КБ |
didaktika.rar | 383.33 КБ |
Предварительный просмотр:
- Возраст учеников: 6 класс
- Тема УЗ: Одна и две н в суффиксах прилагательных
- Тип урока: комбинированный
- Время, необходимое для реализации учебного занятия – 2урока
- Цели:
- Показать актуальность изучения темы
- Научить учащихся правильно писать одну и две н в суффиксах прилагательных.
- Задачи
- Совместно с учащимися разработать алгоритм на данное правило
- Добиться понимания алгоритма выбора одной и две н в суффиксах
прилагательных.
- Формировать коммуникативные навыки работы в группе.
- Дидактические материалы: учебник « Русский язык» 6 класс, под ред. Баранова М.Т. раздаточный материал, презентация «Одна и две н в суффиксах прилагательных», буклет-шпаргалка «Одна и две н в суффиксах прилагательных», Толковый словарь русского языка, Фразеологический словарь.
- Место УЗ в изучаемой теме
По тематическому планированию -2 часа. Поэтому УЗ построено как комбинированный тип урока
- Необходимое оборудование
Проектор - 1, компьютер 5 шт., экран, учебник «Русского языка» под ред.
Баранова М.Т., раздаточный материал, презентация
Ход УЗ
1 урок
1. ОРГ. Момент
2. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению
- Работа с текстом с целью подведения учащихся к теме урока.
Учитель раздает тексты, 1 на пару и пара начинает работу под руководством учителя.
Определите по названию тему текста.
О чем пойдёт речь в тексте?
Рассуждения учащихся (если возникли трудности, учитель подсказывает)
Подсказки.
Снег падает, мелькает, вьётся,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
С.Есенин
Ты посмотри – какая красота!
Вечерний снег мелькает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели. С.Смирнов
2. Учитель раздает тексты. Работа в парах.
Выразительно прочитайте текст. Найдите прилагательные, подчеркните их и выделите суффиксы.
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
3. Учитель задает вопросы
Подтвердились ваши гипотезы? (Если учащиеся не знают слово «гипотеза», провести разъяснительную работу).
О чём текст?
Какова основная мысль текста?
Какие художественные средства вы увидели?
Какие прилагательные подчеркнули?
Докажите, что это прилагательные.
Почему в одних прилагательных суффикс –н , а в других- -нн-?
4. Объявление темы урока учителем « Одна и две н в суффиксах прилагательных» (Слайд №1 – 2)
3.Объяснение нового материала (презентация Слайд №3-6)
Выпишите из текста «Серебряная сказка» в два столбика прилагательные, соответствующие данным схемам.
Корень + суффикс -ин-
Корень + суффикс -янн-
Корень + суффикс -ян-
корень на -н- + суффикс -н-
корень + суффикс -енн-
Проверка (слайд №7)
звериные ледяные серебряный | лунные сонные торжественный искусственный стеклянный таинственный |
Анализ выписанных слов. (Учитель задает вопросы)
От каких слов образованы эти слова (от существительных).
Какие суффиксы вы выделили?
Что обозначают суффиксы в существительных?
Что объединяет слова первой и второй групп? (учащихся смущает слово стеклянный).
Прочитайте стихотворение (у каждого ученика на парте)
Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Учитель: Добавьте прилагательные из этого стихотворения на это правило в таблицу
(румяный, оловянный, деревянный, туманный). (Слайд №7)
Учитель: «Переведите» стихотворение на научный язык.
ЕЩЕ раз сформулируйте тему нашего урока, чему должны научиться?
Познакомьтесь с правилом в учебнике (Русский язык. 6 класс.М., Просвещение, 2004).
Какая информация не встретилась в стихотворении?
Прочитайте ещё одно стихотворение.
Вам скажет каждый джентльмен:
Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- -
С двумя -НН- получишь слово!
А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья.
Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!
Учитель: Запишите в таблицу ещё одно слово в таблицу –ветреный .
Учитель раздает детям буклет- шпаргалка
4. Закрепление изученного материала
1. Учитель: Составьте синквейн «Зима», записав в первой строчке прилагательные на изученную орфограмму. (План синквейна у каждого ученика).
Чтение синквейнов.
ФИЗМИНУТКА слайд №8
2. РАБОТА В ПАРАХ
Учитель: Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.
Правило | Примеры из стихотворения 3 |
Основа существительных + -ан-, -ян- Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный | |
Основа существительных + -онн-, -енн- Исключение: ветреный | |
Основа существительных + -ин- | |
Основа существительных на -н-+ -н- |
1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчи…ую шкуру
Осли…ые губы и ноздри вола.
Б.Пастернак
2. И стоит берёза в со…ой тишине,
И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин
3. Ты любишь ледя…ой январь,
Безветрье, стужу зверскую.
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.
С.Кирсанов
4. Свет луны, таинств…ый и дли…ый.
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавл…ых
Не разлюбит отчие поля.
5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь!
– Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю,
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги стари….ый букварь.
6. Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг?
С.Есенин
ПРОВЕРКА: СЛАЙД №9
Учитель: В каком стихотворении нет прилагательных на изученное правило? (текст № 6) (СЛАЙД №10) Образуйте от двух существительных ПЕТУХ и ЛЕБЕДЬ из этого стихотворения прилагательные с суффиксом -ин-.(петушиный, лебединый)
Как вы понимаете две последние строчки этого стихотворения?
Каково лексическое значение слова лебедь? (Работа с Толковым словарём)
Какого рода это слово? (Как птица из семейства утиных, это существительное муж.рода: чудесный лебедь. В поэзии, фольклоре – женского рода)
В состав каких фразеологических оборотов входит прилагательное, образованное при помощи суффикса –ин- ? (лебединая песня; лебединая верность) (Возможна работа со словарём фразеологизмов) СЛАЙД №11
5. Применение изученного
Учитель: Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:
Слова на слайде № 12, учащиеся с места говорят ответ
Величество (природа)
Дерево (зодчество)
Торжественность (интерьер)
Искренность (восхищение)
Восторженность (туристы)
Былина (размах)
2 урок
Учащиеся делятся на3 группы по уровню знаний
1. 1 группа учащихся получает задание, выполняют задание индивидуально, затем образуют малую группу и проверяют по ключу.
КОЗ №1
Вам необходимо помочь другу выполнить домашнее задание по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».
Используя приведенное ниже правило, заполните таблицу.
От данных имен существительных образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-.
Правило:
Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-Исключение: ветреный. Одна буква н пишется: 1) в суффиксе –ин-; 2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный. В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных. |
Существительное | Прилагательное |
торф | |
обед | |
бекас | |
солома | |
тыква | |
клюква | |
глина | |
орёл | |
нефть | |
глухарь | |
карман | |
машина | |
дерево | |
кухня | |
мышь | |
старина | |
олово | |
ветер | |
чугун | |
петух |
Проверка:
Ключ.
Существительное | Прилагательное |
торф | торфяной |
обед | обеденный |
бекас | бекасиный |
солома | соломенный |
тыква | тыквенный |
клюква | клюквенный |
глина | глиняный |
орёл | орлиный |
нефть | нефтяной |
глухарь | глухариный |
карман | карманный |
машина | машинный |
дерево | деревянный |
кухня | кухонный |
мышь | мышиный |
старина | старинный |
олово | оловянный |
ветер | ветреный |
чугун | чугунный |
петух | петушиный |
2. 2 группа учащихся получает задание, работают в парах.
КОЗ №2
Представь, что ты репетитор и тебе нужно подготовить ученика к диктанту по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».
Объясни соседу, как правильно написать одну и две н в суффиксах прилагательных, приведи 4 примера, 2 – с одной Н, и 2 – с двумя НН, назови слова-исключения.
Если возникли проблемы, обратитесь к учебнику.
Вставьте Н или НН в слова.
1. Дли__ая клюкве__ая плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень. 2. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утре__ем свете им открылось болото, как море. 3. У нас в Блудовом болоте эти холмы песча__ые, покрытые высоким бором, называются боринами. 4. Митраша выучился у отца делать деревя__ую посуду. 5. Но кроме бондарства, на нем [Митраше] лежит и все мужское хозяйство, и обществе__ое дело. 6. Еще с первых дней Отечестве__ой войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа. |
ПРОВЕРКА
КЛЮЧ.
1. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень.
2. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море.
3. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами.
4. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду.
5. Но кроме бондарства, на нем [Митраше] лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело.
6. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа.
3. 3 группа учащихся получает задание, работают индивидуально 20 минут,
после чего читают свою работу, комментируя написание слов с изучаемой орфограммой.
КОЗ №3
- Представь, что завтра у вас дома будет торжество по поводу юбилея отца, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому подготовить поздравление.
Используя данные прилагательные, а также информацию из текста «Поздравление», напиши поздравление для папы.
Обыкнове...ый, бесце...ый, мужестве…ый, еди...ый, очарова...ый, увере...ы, натренирова...ый, торжестве…ый, единстве…ый ( можно использовать и другие прилагательные с одной и двумя н в суффиксах).
Поздравление – это, прежде всего, пожелания здоровья, о чем свидетельствует корень -здрав-. Во все времена главной ценностью для людей было здоровье, так и родилось слово поздравление. Приставка по в поздравлениях указывала на пожелание человеку еще большего здоровья, чем было. В поздравление закладывалось огромная сила. Каждый, кто произносил поздравления, явно желал здоровья и всех благ. Естественно, если поздравления в стихах, то говорилось от души. . Письмо-поздравление. Его обычно пишут на открытке и могут, как вручить лично, так и отправить по почте. Письмо-поздравление состоит из трех частей: 1) обращение, 2) основная часть и 3) подпись. Обращение можно начинать со слов «Уважаемый(ая)» (если оно обращено к старшему), «Дорогой(ая)» (если оно обращено другу или родственнику). Вторая часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления (например, «Поздравляю тебя с днем рождения» или «Поздравляю Вас с Новым годом») и добрые пожелания человеку, которому обращено поздравление. Завершает письмо подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, «С уважением, Петр» или «Всего наилучшего, Мария». Обычно письма-поздравления бывают не очень длинными |
Критерии оценивания КОЗ:
Балл | Содержание | Грамотность |
2 | 1.В поздравлении присутствует обращение; обращение написано на отдельной строке; присутствует подпись; в подписи используется формула вежливости 2. В работе используются предложенные имена прилагательные, а также свои собственные; работа отличается разнообразием используемых синтаксических конструкций. 3. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, работа соответствует жанру. | Допущены 1-2 орфографические ошибки и/или 1-2 пунктуационные ошибки. |
1 | Не соблюдено одно или два условия (см. 2 балла) | Допущены 3-4 орфографические ошибки и/или 3-4 пунктуационные ошибки. |
0 | Не соблюдено более двух условий | Допущено более 4 орфографических ошибок и/или 4 пунктуационных ошибок |
2балла - оценка 5
1 балл – оценка 4
0 баллов - оценка 3
6. Контроль и самоконтроль
Учащиеся выполняют тест "Н и НН - диск "1С: Школа. Русский язык 6 кл. Морфология. Орфография
7 Информация о домашнем задании (Слайд № 13)
1. игровая форма
Составить презентацию или кроссворд по теме
«Одна и две буквы –н- в суффиксах прилагательных»
2.Стр. 129 упр. 321. Задание: выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно –н-, а потом прилагательные с двумя –н- в суффиксе. Обозначьте условия выбора букв –н- и –нн- в суффиксах прилагательных.
8. Подведение итогов учебного занятия (Слайд №14)
Какие трудности в усвоении материала встретил каждый из вас?
Давайте сделаем вывод о правописании –н- в прилагательных.
УЧИТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ ЗА УРОК (Слайд №15)
9. Рефлексия (Слайд №16)
Полезным ли для вас был этот урок?
Что нового узнали?
Что способствовало добиться нужного результата?
Что мешало?
Предварительный просмотр:
Вам необходимо помочь другу выполнить домашнее задание по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».
Используя приведенное ниже правило, заполните таблицу.
От данных имен существительных образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-.
Правило:
Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-Исключение: ветреный. Одна буква н пишется: 1) в суффиксе –ин-; 2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный. В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных. |
Существительное | Прилагательное |
торф | |
обед | |
бекас | |
солома | |
тыква | |
клюква | |
глина | |
орёл | |
нефть | |
глухарь | |
карман | |
машина | |
дерево | |
кухня | |
мышь | |
старина | |
олово | |
ветер | |
чугун | |
петух |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...
Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".
Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
Правописание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Промежуточный контрольный тест....
Тест по теме"Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных"
Тест предназначен для контроля усвоения темы"Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных в 9-х и 11-х классах.Тест можно использовать при подготовке...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...