Работа с одаренными детьми
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Задания к олимпиаде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.91 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

IX класс

Внимательно прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это гвоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да какая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в .треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Проанализируйте отрывок, опираясь на следующие вопросы и задания:

  1. Какова роль данного отрывка в общей композиции и содержании повести?
  2. Какой предстаёт перед читателем обстановка и атмосфера дома смотрителя? С помощью каких художественных деталей они воссоздаются?
  3. Какие черты характера смотрителя раскрываются в данном отрывке? Как выглядит хозяин? Как ведёт себя? Счастлив ли он?
  4. Случайно ли в «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя висят картинки, изображающие историю блудного сына? Какова художественная роль подробного описания того, что изображено на картинках?
  5. Как соотносится история блудного сына с историей жизни дочери смотрителя в финале повести?
  6. Какие наименования блудного сына и какие наименования его отца использованы в отрывке? Выпишите их. Какие смысловые отношения устанавливаются между ними? Какова стилистическая роль различных наименований отца и сына?
  7. Какой частью речи является слово навстречу в предложении: «...добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу». Употребите это слово в значении других частей речи.
  8. Произведите полный синтаксический разбор выделенного предложения. Выпишите его, начертите схему, объясните расстановку знаков препинания.

10класс I. Внимательно прочитайте фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

«Да, любовь (думал Андрей опять с совершенной ясностью.), но не та любовь,

которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь….Любя

человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить её. Она есть сущность души. А скольких многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе её прежде, с одною её прелестью, радостной для себя; нд. в первый раз представил себе её душу. И он понял её чувство, её страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только ещё один раз увидать её. Один раз, глядя в эти глаза, сказать...»

...Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.

Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

  • Вы? - сказал он. - Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами.

  • Простите! - сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня!
  • Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

II. Проанализируйте фрагмент, опираясь на следующие вопросы и задания.

А. Русская литература

  1. Охарактеризуйте особенности душевного состояния Андрея Болконского.
  2. Выявите антитезы во внутренней речи героя и определите их художественное назначение. Найдите в отрывке повторы родственных слов. Какое из этих слов несёт максимальную образно-смысловую нагрузку?
  3. Мрачны или светлы размышления героя? Почему? Каков глубинный философский смысл его признания в любви? В какой любви он признаётся? В чём состоит итог нравственно -религиозных исканий героя?
  4. Охарактеризуйте внешний облик Наташи и детали её поведения. О чём они свидетельствуют?
  5. Определите значение данного эпизода в истории любви главных героев романа. Что изменилось бы в ней и в духовном облике Болконского, если бы он остался жив?

Б. Русский язык

  1. Найдите в первом абзаце общеязыковые и контекстуальные антонимы. Выпишите их, определите их образно-смысловую роль.
  2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова любовь.
  3. Имена существительные какого разряда по значению (конкретные, вещественные, собирательные, абстрактные) преобладают в первом абзаце? Какова их художественная роль?
  4. Определите, в каком значении в первом предложении второго абзаца употреблено слово мир. В каких других значениях использовано слово мир в романе?
  5. Произведите синтаксический анализ предложения: Лицо её было бледно и неподвижно.

X класс

I. Внимательно прочитайте отрывок из романа Ф, М. Достоевского «Преступление и наказание». Проанализируйте его, опираясь на предложенные вопросы.

Он вошёл на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шёл именно туда, где виднелось больше народу, Он бы дал всё на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал один пьяный: ему всё хотелось плясать, но он всё валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нём, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошёл наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошёл до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего - с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это, И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь охватило всего. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как стоял, так и упал он на землю..,

  1. Почему местом действия писатель выбрал Сенную площадь?
  2. Каково состояние Раскольникова? Почему ему «очень неприятно было сталкиваться с народом», «но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один»?
  3. Какие художественные приёмы использует писатель для раскрытия психологии героя? С помощью каких языковых средств реализуются эти приёмы?
  4. Почему Раскольников «весь задрожал», когда вспомнил слова Сони?
  5. В чём состоит наказание Раскольникова? Осознаёт ли он его? Раскаивается ли в содеянном?

И. Задания по русскому языку.

  1. Выпишите из отрывка глаголы, обозначающие движение. Какова их художественная роль?
  2. Разберите по составу слово шёл. Из скольких морфем оно состоит?
  3. Сколько раз в I абзаце повторяются формы слова один? Какова художественная роль этого лексического повтора? Определите в каждом конкретном случае, в значении какой части речи употреблены формы этого слова.
  4. Подберите синонимы к слову тоска. Чем различаются синонимы? Почему писатель использовал именно это слово?
  5. Выпишите из II абзаца изобразительно-выразительные языковые средства (тропы). Какова их художественная роль?

XI класс

Внимательно прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева.

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

       Он к свету рвётся из ночной тени

      И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

        И сознаёт свою погибель он

        И жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Проанализируйте стихотворение, опираясь на следующие вопросы и задания:

  1. Определите тему стихотворения. В какой степени она отражена в его заглавии?
  2. В чём своеобразие художественного времени в данном стихотворении? Какие языковые средства его выражают?
  3. Какие смысловые противопоставления (оппозиции) составляют образно философскую основу данного лирического текста? Что отражают эти противопоставления? Каковы их культурно-религиозные истоки?
  4. Что обозначает глагольная лексика, характеризующая деятельность человека - физический или эмоционально-духовный мир человека? Почему человек «жаждет веры...но о ней не просит...»?
  5. Какова основная мысль стихотворения? В чём его непреходящее значение?
  6. Выпишите из текста слова, вступающие в антонимические отношения. Какие это антонимы - общеязыковые или контекстуальные? Какова их художественная роль
  7. Объясните значение слова днесь. Какова его стилистическая окраска?
  8. Найдите однокоренные слова. Обозначьте корневую морфему. Какова роль однокоренных слов в поэтическом тексте?

9 класс

I. Внимательно прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова. Проанализируйте его, опираясь на предложенные вопросы и задания.

1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом..

Что же мне так больно и так трудно?        

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,        

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!        '        

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б хотел навеки так заснуть,        

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;        

                I

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,        

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел

        Какой главной художественной задаче подчинён композиционный строй данного стихотворения?

        Охарактеризуйте лирического героя. Каково его эмоциональное состояние? В чём основной смысл его лирической исповеди?        

        Каким изображён окружающий мир? Какова художественная роль олицетворений! в изображении гармонии природы, погружённой в умиротворяющий сон?        

        К чему стремится лирический герой? Чего он ищет, чего желает? Что в нём торжествует? Каково символическое значение образа зелёного дуба?        

        В. Г. Белинский относил данное стихотворение к числу избранных вещей, в которых «всё лермонтовское». Какие постоянные мотивы (темы), свойственные творчеству М. Ю. Лермонтова, отразились в этом стихотворении?        

И. Задания по русскому языку.

  1. Выпишите из I строфы слово с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Приведите проверочные слова.                
  2. В каких строфах данного лирического текста есть сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных частей? Начертите его линейную схему. Какова художественная роль этого предложения в тексте?        
  3. Объясните значение слова внемлет. Разберите его по составу с современной и исторической точек зрения.        
  4. Выпишите из текста изобразительно-выразительные языковые средства. Какова их художественная роль?
  5. Найдите во II строфе слова категории состояния. Выпишите их, приведите к двум из них. грамматические омонимы. Употребите грамматические омонимы в предложениях, подчеркните их как член предложения

9 класс

1, Внимательно прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Проанализируйте его, опираясь на следующие вопросы

Не гак и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится над тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несёшься ты1? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

1.

Какова композиционная и образно-смысловая роль данного фрагмента в поэме «Мёртвые души»?

2.

Какой художественный приём положен в основу образно-смыслового построения отрывка?

  1. Какие изобразительно-выразительные языковые средства использовал писатель для передачи «движения» Руси?
  2. Какой изображена Русь в поэме «Мёртвые души»?
  3. Какой предстаёт душа Руси в восприятии Н. В. Гоголя - живой или мёртвой? Почему?

П. Задания по русскому языку.

  1. Подберите синонимы к слову созерцатель. Почему автор употребил именно это слово?
  2. Определите, в каких падежных формах употреблено имя существительное земля. В каком случае написание окончания не соответствует современной орфографической норме?        
  3. Разберите по составу и произведите словообразовательный анализ слова поражённый.
  4. Установите, какой частью речи является слово мимо в предложении «Летит мимо всё».

Какие предложения по цели высказывания преобладают в отрывке? Какова' их стилистическая роль?



Предварительный просмотр:

IX класс

Внимательно прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это гвоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да какая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в .треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Проанализируйте отрывок, опираясь на следующие вопросы и задания:

  1. Какова роль данного отрывка в общей композиции и содержании повести?
  2. Какой предстаёт перед читателем обстановка и атмосфера дома смотрителя? С помощью каких художественных деталей они воссоздаются?
  3. Какие черты характера смотрителя раскрываются в данном отрывке? Как выглядит хозяин? Как ведёт себя? Счастлив ли он?
  4. Случайно ли в «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя висят картинки, изображающие историю блудного сына? Какова художественная роль подробного описания того, что изображено на картинках?
  5. Как соотносится история блудного сына с историей жизни дочери смотрителя в финале повести?
  6. Какие наименования блудного сына и какие наименования его отца использованы в отрывке? Выпишите их. Какие смысловые отношения устанавливаются между ними? Какова стилистическая роль различных наименований отца и сына?
  7. Какой частью речи является слово навстречу в предложении: «...добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу». Употребите это слово в значении других частей речи.
  8. Произведите полный синтаксический разбор выделенного предложения. Выпишите его, начертите схему, объясните расстановку знаков препинания.

10класс I. Внимательно прочитайте фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

«Да, любовь (думал Андрей опять с совершенной ясностью.), но не та любовь,

которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь….Любя

человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить её. Она есть сущность души. А скольких многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе её прежде, с одною её прелестью, радостной для себя; нд. в первый раз представил себе её душу. И он понял её чувство, её страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только ещё один раз увидать её. Один раз, глядя в эти глаза, сказать...»

...Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.

Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

  • Вы? - сказал он. - Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами.

  • Простите! - сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня!
  • Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

II. Проанализируйте фрагмент, опираясь на следующие вопросы и задания.

А. Русская литература

  1. Охарактеризуйте особенности душевного состояния Андрея Болконского.
  2. Выявите антитезы во внутренней речи героя и определите их художественное назначение. Найдите в отрывке повторы родственных слов. Какое из этих слов несёт максимальную образно-смысловую нагрузку?
  3. Мрачны или светлы размышления героя? Почему? Каков глубинный философский смысл его признания в любви? В какой любви он признаётся? В чём состоит итог нравственно -религиозных исканий героя?
  4. Охарактеризуйте внешний облик Наташи и детали её поведения. О чём они свидетельствуют?
  5. Определите значение данного эпизода в истории любви главных героев романа. Что изменилось бы в ней и в духовном облике Болконского, если бы он остался жив?

Б. Русский язык

  1. Найдите в первом абзаце общеязыковые и контекстуальные антонимы. Выпишите их, определите их образно-смысловую роль.
  2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова любовь.
  3. Имена существительные какого разряда по значению (конкретные, вещественные, собирательные, абстрактные) преобладают в первом абзаце? Какова их художественная роль?
  4. Определите, в каком значении в первом предложении второго абзаца употреблено слово мир. В каких других значениях использовано слово мир в романе?
  5. Произведите синтаксический анализ предложения: Лицо её было бледно и неподвижно.

X класс

I. Внимательно прочитайте отрывок из романа Ф, М. Достоевского «Преступление и наказание». Проанализируйте его, опираясь на предложенные вопросы.

Он вошёл на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шёл именно туда, где виднелось больше народу, Он бы дал всё на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал один пьяный: ему всё хотелось плясать, но он всё валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нём, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошёл наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошёл до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего - с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это, И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь охватило всего. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как стоял, так и упал он на землю..,

  1. Почему местом действия писатель выбрал Сенную площадь?
  2. Каково состояние Раскольникова? Почему ему «очень неприятно было сталкиваться с народом», «но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один»?
  3. Какие художественные приёмы использует писатель для раскрытия психологии героя? С помощью каких языковых средств реализуются эти приёмы?
  4. Почему Раскольников «весь задрожал», когда вспомнил слова Сони?
  5. В чём состоит наказание Раскольникова? Осознаёт ли он его? Раскаивается ли в содеянном?

И. Задания по русскому языку.

  1. Выпишите из отрывка глаголы, обозначающие движение. Какова их художественная роль?
  2. Разберите по составу слово шёл. Из скольких морфем оно состоит?
  3. Сколько раз в I абзаце повторяются формы слова один? Какова художественная роль этого лексического повтора? Определите в каждом конкретном случае, в значении какой части речи употреблены формы этого слова.
  4. Подберите синонимы к слову тоска. Чем различаются синонимы? Почему писатель использовал именно это слово?
  5. Выпишите из II абзаца изобразительно-выразительные языковые средства (тропы). Какова их художественная роль?

XI класс

Внимательно прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева.

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

       Он к свету рвётся из ночной тени

      И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

        И сознаёт свою погибель он

        И жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Проанализируйте стихотворение, опираясь на следующие вопросы и задания:

  1. Определите тему стихотворения. В какой степени она отражена в его заглавии?
  2. В чём своеобразие художественного времени в данном стихотворении? Какие языковые средства его выражают?
  3. Какие смысловые противопоставления (оппозиции) составляют образно философскую основу данного лирического текста? Что отражают эти противопоставления? Каковы их культурно-религиозные истоки?
  4. Что обозначает глагольная лексика, характеризующая деятельность человека - физический или эмоционально-духовный мир человека? Почему человек «жаждет веры...но о ней не просит...»?
  5. Какова основная мысль стихотворения? В чём его непреходящее значение?
  6. Выпишите из текста слова, вступающие в антонимические отношения. Какие это антонимы - общеязыковые или контекстуальные? Какова их художественная роль
  7. Объясните значение слова днесь. Какова его стилистическая окраска?
  8. Найдите однокоренные слова. Обозначьте корневую морфему. Какова роль однокоренных слов в поэтическом тексте?

9 класс

I. Внимательно прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова. Проанализируйте его, опираясь на предложенные вопросы и задания.

1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом..

Что же мне так больно и так трудно?        

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,        

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!        '        

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б хотел навеки так заснуть,        

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;        

                I

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,        

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел

        Какой главной художественной задаче подчинён композиционный строй данного стихотворения?

        Охарактеризуйте лирического героя. Каково его эмоциональное состояние? В чём основной смысл его лирической исповеди?        

        Каким изображён окружающий мир? Какова художественная роль олицетворений! в изображении гармонии природы, погружённой в умиротворяющий сон?        

        К чему стремится лирический герой? Чего он ищет, чего желает? Что в нём торжествует? Каково символическое значение образа зелёного дуба?        

        В. Г. Белинский относил данное стихотворение к числу избранных вещей, в которых «всё лермонтовское». Какие постоянные мотивы (темы), свойственные творчеству М. Ю. Лермонтова, отразились в этом стихотворении?        

И. Задания по русскому языку.

  1. Выпишите из I строфы слово с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Приведите проверочные слова.                
  2. В каких строфах данного лирического текста есть сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных частей? Начертите его линейную схему. Какова художественная роль этого предложения в тексте?        
  3. Объясните значение слова внемлет. Разберите его по составу с современной и исторической точек зрения.        
  4. Выпишите из текста изобразительно-выразительные языковые средства. Какова их художественная роль?
  5. Найдите во II строфе слова категории состояния. Выпишите их, приведите к двум из них. грамматические омонимы. Употребите грамматические омонимы в предложениях, подчеркните их как член предложения

9 класс

1, Внимательно прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Проанализируйте его, опираясь на следующие вопросы

Не гак и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится над тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несёшься ты1? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

1.

Какова композиционная и образно-смысловая роль данного фрагмента в поэме «Мёртвые души»?

2.

Какой художественный приём положен в основу образно-смыслового построения отрывка?

  1. Какие изобразительно-выразительные языковые средства использовал писатель для передачи «движения» Руси?
  2. Какой изображена Русь в поэме «Мёртвые души»?
  3. Какой предстаёт душа Руси в восприятии Н. В. Гоголя - живой или мёртвой? Почему?

П. Задания по русскому языку.

  1. Подберите синонимы к слову созерцатель. Почему автор употребил именно это слово?
  2. Определите, в каких падежных формах употреблено имя существительное земля. В каком случае написание окончания не соответствует современной орфографической норме?        
  3. Разберите по составу и произведите словообразовательный анализ слова поражённый.
  4. Установите, какой частью речи является слово мимо в предложении «Летит мимо всё».

Какие предложения по цели высказывания преобладают в отрывке? Какова' их стилистическая роль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...