Методическая разработка раздела образовательной программы "Фразеология".
методическая разработка по русскому языку на тему

Медведева Нина Пантелеймоновна

В методической разработке показаны возможные пути работы по изучению фразеологизмов на уроке и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon medvedeva_2.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела образовательной программы « Фразеология ». Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа при ФГУ ИК- 16 ГУФСИН РФ по Нижегородской области. Выполнила: Медведева Н. П., учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы- это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.

Слайд 3

Место раздела «Фразеология в структуре действующей программы: Изучение раздела «Фразеология» происходит на протяжении всего процесса школьного обучения и занимает 1-2часа в 6 и 8 классах.

Слайд 4

Требования, предъявляемые учебной программой к учащимся (базовый уровень): Уметь употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; Уметь пользоваться различными типами словарей.

Слайд 5

Тематическое планирование 6 класс. № Тема урока Коли-чество часов § Основные термины и понятия Практи-ческие навыки Правопи-сные навыки 22 23 Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологизмы. Фразеологический словарь. Источники фразеологизмов. 1 1 22 23 Фразеоло-гия, фразеоло-гизмы, основные типы словарей. Собственно-русские, заимство-ванные фразеоло-гизмы. Изобразительно-выразительные возмож-ности языка. Работа со словаря-ми фразео-логиз-мов. Работа с толковым словарем. Попутное повторе-ние орфогра-фии (диктант).

Слайд 6

Тематическое планирование 8 класс. № урока Тема урока Количес-тво часов. § Основ- ные терми-ны и понятия Практи-ческие навыки Право-писные навыки 7 Фразеологический оборот. Синонимия фразеологизмов. Функции фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. 1 4 Синони-мичные фразео-логичес-кие обороты, стили речи, афориз-мы. Работа со словаря-ми фразео-логизмов Попут-ное повторе-ние орфогра-фии и пунктуа-ции.

Слайд 7

В программе других классов раздел специально не выделен и проходит как часть урока при повторении или закреплении изученного по теме «Лексика».

Слайд 8

Общий уровень фразеологической грамотности учащихся является достаточно низким: - фразеологизмы, которые используются в устной речи, часто имеют сниженную эмоциональную оценку (крыша поехала, дубина стоеросовая); -затруднено использование фразеологизмов в письменной речи, например, в описании состояния человека; -учащиеся не всегда могут объяснить лексическое значение фразеологизма, а синонимы подбирают однотипные.

Слайд 9

Проблемы: На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть. И. Губерман.

Слайд 10

Цели: развивающая - усиление практической направленности применения полученных знаний и умений по теме «Фразеология» в собственной речи учащихся; образовательная – углубление знаний о фразеологии как средстве повышения языковой выразительности; воспитательная – формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Слайд 11

Задачи : - Обогатить фразеологизмами лексикон учеников; - растолковать лексическое значение наиболее употребительных фразеологических сочетаний; - учить пользоваться знаниями о фразеологизмах как инструментом для решения практических задач; -воспитывать любовь к слову, прививать навык пользования словарем.

Слайд 12

Причины низкого уровня фразеологической грамотности: принципы методики преподавания фразеологии реализуются в современных учебниках лишь частично; творческие задания во всех учебниках единичны; курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» предметами.

Слайд 13

Применение новых форм обучения:

Слайд 14

Урок – практикум с индивидуальными заданиями по теме: «Фразеологизмы как хранители культурной информации».

Слайд 15

Мини- конференция по теме: «Фразеологизмы как средство выразительности». Темы рефератов:

Слайд 16

«Круглый стол» по теме «Фразеография».

Слайд 17

Уроки – игры:

Слайд 18

Для того, чтобы знания переваривались, они должны поглощаться с аппетитом. А.Франс

Слайд 19

Новые виды обучения:

Слайд 20

Работа с различными словарями. «Словари- это внутренняя история народа.» Н.А. Котляревский

Слайд 21

Нет у общества средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека. Б.М. Неменский

Слайд 23

Внеклассная работа. «Скажи мне- и я забуду. Покажи мне- и я запомню. Вовлеки меня- и я научусь.» Восточная мудрость. - Кружок по изучению фразеологизмов; - факультатив по фразеологии в старших классах; -игры: КВН , «Турнир смекалистых».

Слайд 24

Заключение: 1. Овладение выразительностью речи на основе фразеологии повышает уровень речевого сознания и культуры учеников, способствует формированию черт поликультурной личности. 2. Данные модели обучения позволяют достигать эффективности речевого воздействия в процессе межкультурного взаимодействия. 3. Использование разнообразных психотехник способствует расширению каналов восприятия языкового материала, более успешному его запоминанию и сохранению в долговременной памяти обучающихся.

Слайд 25

Выводы: Разнообразные формы работы, применение различных методов и приёмов позволяет дойти до каждого ученика и проверить усвоение теоретического материала по предмету, освобождает слабых учеников от чувства страха, неуверенности, а также позволяет обеспечить обучение и развитие одаренным детям. Если у ребёнка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, значит, он с большим желанием возьмётся за усвоение знаний.

Слайд 26

Подведение итогов: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя. Пусть голова к концу работы идет кругом, но крыша ещё не едет. И мы говорим всем: «Добро пожаловать к нам снова! А пока– счастливого пути!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике в 7 классе "Двавление твердых тел, жидкостей и газов"...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Цели и задачи раздела.3.     Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и ...

Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко

Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...