Конспект урока русского языка в 6 классе «Фразеологизмы».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Исаева Любовь Ивановна

Урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_frazeologizm_2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Автор: Исаева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хованщинская СОШ», Рузаевского района, Республики Мордовия.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Фразеологизмы».
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

 2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

 3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

 4) обогащать словарный запас школьников;

 5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

 Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.        

3.Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся объясняют постановку знаков препинания в предложениях.

Лес – школа для птиц. Берегите, ребята, птиц!

4.Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы начинаем знакомство с фразеологизмами.

5.Объяснение нового материала.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые (неделимые) соединения слов, в которых лексическое значение заключено во всём сочетании в целом. Это устойчивые словосочетания являются в предложении одним членом предложения.

Миша клевал носом.
- Каким членом предложения является сочетание слов «клевал носом»? (сказуемым).
- Назовите лексическое значение выражения «клевал носом» (дремал).
- Можно ли в данном сочетании слов изменить или опустить хотя бы одно слово, не изменив лексического значения (то есть смысла) сочетания? (нельзя).
- Какой вывод мы можем сделать? (Некоторые сочетания слов равны по значению отдельному слову. И в этих сочетаниях слов нельзя ни опустить, ни заменить слова, не нарушив смысла таких оборотов речи. Эти устойчивые сочетания слов и называются фразеологизмами).
- А теперь давайте посмотрим, в чём же состоит разница между фразеологизмами и похожими на них свободными словосочетаниями? Найдите среди предложений те, в которых есть словосочетания и фразеологизмы.
1. Витя, высунув язык, громко засмеялся.

2. Мальчик бежал, высунув язык.

3.Женя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
4. Родители поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно.
- Итак, какие выводы из этого следуют?

1. Фразеологизм имеет лексическое значение в целом, не делясь, а в свободном словосочетании каждое слово имеет лексическое значение.
2. Фразеологизм является устойчивым соединением, неделимым, он не поддается изменениям; во фразеологизме нельзя опускать или изменять слова.
3. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.
4. Фразеологизм можно заменить словом-синонимом.
поставили на ноги = вырастили ; высунув язык = очень быстро.

Ребята, фразеологические обороты делают нашу речь меткой, образной, выразительной, придают ей эмоционально – экспрессивную окрашенность.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся обогатить свой язык фразеологизмами и поучимся уместно их употреблять. Значение многих из них вы объясните без труда, а также разъяснения значений и употребления фразеологических оборотов можно найти в «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова и в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского (демонстрируются словари).


6.Закрепление изученного материала.

1)Прочитать текст, указать в нем фразеологизмы:

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения:

Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами?

2)Заменить фразеологические выражения словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой, повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки, раз, два и обчелся; куры не клюют, кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

3) Работа с учебником. Упр.

4)Игра «Кто быстрее?» Подобрать по шесть фразеологизмов с общим для них словом (существительным):

Нос (задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, остаться с носом).

Глаз…

Нога…

Язык…

Зуб…

Голова…

Рука…

5)Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть, сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

6)Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы

изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что

изображено и заменить фразеологизм одним словом.

7) Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.

1.Вспомнить названия басен, ставшие крылатыми словами.

Для справок: «Слон на воеводстве», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха»…

2.Участникам викторины предлагается определить, из какой басни крылатые слова. По количеству правильных ответов набирают очки, устанавливается победитель.

7.Рефлексия.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

Подберите фразеологизм, который бы охарактеризовал работу на уроке ваших одноклассников.

Выставление оценок.

8.Домашнее задание.
1. Найдите в словарях 6 фразеологизмов, составьте с ними сложные предложения.
2. Подготовьте небольшое сообщение о том, как возникли данные фразеологизмы: яблоко раздора, где раки зимуют, точить лясы, крокодиловы слезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса

Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка 6 класс «Фразеологизмы»

Урок изучения нового материала в 6 классе (Лексика)...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...