Игра-соревнование "В волшебном мире слов"
материал по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Игра- соревнование «В волшебном мире слов» является внеклассным мероприятием, рассчитана на 2 часа. Возраст – учащиеся 6-7 класса.
Цель игры – повторение и обобщение знаний по одному из интереснейших разделов русского языка – лексике с привлечением знаний из этимологии.
Задачи:
· прививать интерес к изучению русского языка;
· формировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний;
· обучать умению работать в команде;
· культивировать свойственную человеку жажду познания нового.
Приведенная игра учитывает также и межпредметные связи (с историей и географией).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-соревнование
"В волшебном мире слов"
(Войницкая Т.А., учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ Школа № 162 Кировского района г.о. Самара)
Цель игры: развитие интереса учащихся к предмету, обобщение знаний по теме «Лексика», воспитание чувства коллективизма, обучение культуре работы в группе.
Ход игры
I. Вступительное слово учителя:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
К.Паустовский
Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. В процессе сегодняшней игры, я думаю, мы в этом не раз убедимся.
Цель нашей игры, которая называется «В волшебном мире слов» - повторить и обобщить знания по одному из интереснейших разделов русского языка — «Лексике».
Ведущий:
«В урочный день,
В урочный час
Мы снова рады видеть вас —
Веселых и находчивых друзей
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш,
Садитесь поскорей.
Пусть кому-то повезет,
А кому-то нет...
И не нравится вопрос,
И не сходится ответ,
Но все ж....
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш».
Здравствуйте, дорогие друзья! В нашем состязании принимают участие 2 команды. Итак, скрестим шпаги находчивости, знаний и умений. Пусть победит сильнейший. Команды, прошу вас выйти и поприветствовать друг друга.
1-я команда: «Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть».
2-я команда: «Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед».
1-я команда: «И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания».
2-я команда: «И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепче с ней».
Обе команды поют песню о КВНе (на мотив песни "Улыбка" В. Шаинского):
«Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори».
Припев:
«Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить».
Команды приветствуют жюри и вручают им эмблемы с надписью:
«Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет!»
Болельщики:
«За команду мы «болели»!
И помочь друзьям сумели!»
II. Представление команд («Виктория», «Знайки», «Дружба»)
А) приветствие;
Б) газеты; (газета «В волшебном мире слов»)
В) эмблемы.
III. Игра
1. Разминка: эпиграф зашифрован, в нем видны только половинки букв. Попробуйте прочитать зашифрованную здесь русскую народную пословицу, она станет сегодня девизом нашей игры. (Приложение №1)
(смекалка в каждом деле поможет) - 1 балл
После угадывания: «Итак, знания, смекалка и немного удачи - вот ваши главные помощники в сегодняшней игре».
2. Конкурс «Следствие ведут знатоки»
(Каждой команде я задаю по 2 вопроса. За каждый правильный ответ - 1 балл)
1) Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими научными терминами, многие из нас носят греческие имена: Алексей – защитник, Макар – счастливый. Иной раз на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его, это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо. (Макароны)
2) Слово «полигон» по-гречески означает многоугольник. Изобразите как выглядит в плане здание американского Пентагона.
3) В «Руслане и Людмиле» читаем:
Но между тем, какой позор
Являет Киев осажденный
Не слишком ли суров А.С. Пушкин? Ведь речь идет о несчастье – почему же позор? (Зрелище)
4) Князя Олега прозвали Вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова «кость»)
5) Испания… Яркое солнце, бой быков… Как далеко это все от нас. Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и ее экзотических традициях. Что это за место? (Коридор)
6. В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского языка русским и как приблизительно его можно перевести. (Курага – сушеные абрикосы без косточек)
3. Фразы — перевертыши (Приложение №2)
-Попробуйте каждое слово заменить антонимом, можно контекстуальным, и прочитать загаданные фразы. (Ответы: солнечный круг, небо вокруг; сильнее кошки зверя нет; с песней весело шагать по просторам)
4. «Художник понял все буквально»
Мы попросили художников организовать небольшую выставку картин. Наши художники постарались и выполнили заказ к сроку. Но то ли волнения, то ли от незнания кое-что напутали.
- Скажи, что художники изобразили на картинах? (фразеологизмы)
- Что такое фразеологизмы?
- Как художники поняли и изобразили фразеологизмы? (буквально, в прямом смысле)
- Замените фразеологические обороты синонимическими выражениями (по 2 выражения команде):
солдат стоял на часах – находился в карауле, охранял;
ее посадили под замок – заперли закрыли;
у нее на сердце лежал камень – испытывала тяжелое чувство;
с головой ушел в книги – целиком, полностью погрузился в чтение;
сидел на шее у отца – был на иждивении, обременял;
сел в калошу – попал в неловкое положение.
5. «Переводчик»
а) Замените все слова в предложениях, кроме служебных, синонимами. (Приложение №3)
б) Переведите ст./славянские по происхождению слова на современный русский язык. (Приложение №4)
6. Домашнее задание
Сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в музей слов и названий.
1) Почему мы так говорим? (на этот вопрос ответит история)
- долгий ящик
- затрапезный вид
- ходить козырем
- казанские сироты
- концы в воду
- труса праздновать
2) Откуда эти названия? (вы начали изучать географию. Знаете теперь названия всех частей света. А каково происхождение этих названий?)
- Азия (это слово возникло от финикийского асу (восход), так назывались все страны к востоку от Средиземного моря). Впервые название Азия встречается в поэмах Гомера.
- Европа (от греческого Erebus (закат, мрак), страна, где заходит солнце).
- Африка (название это появилось у римлян, которые воспроизводили его от племени афри, жившего вокруг древнего Карфагена).
- Австралия (от латинского terra australis – южная земля. Исследователь Флиндерс после своего путешествия в 1800-1803 гг. предложил название Австралия, и оно закрепилось за этим материком, который ранее назывался Новой Голландией).
- Америка (называется так по имени Америго Веспуччи, который первым из европейцев вступил на землю вновь открытого материка в 1499 г. И позже описал подробно Новый Свет. Колумб, которому приписывается открытие Америки, на самом материке не был, он открыл по существу только Антильские острова, находящиеся у берегов Америки).
- Антарктида (шестой по счету материк, открыт русскими мореплавателями Лазаревым и Беллинсгаузеном в начале 19 века. Антарктида расположена в области Южного полюса. Название означает буквально «земля, противоположная Арктике». Арктикой же называется область Северного полюса (от лат. arktos – север, ночь).
Слушаем выступления команд. За домашнее задание - 3 балла.
7. Конкурс капитанов: разгадайте ребусы (изображение какого-либо слова или предложения при помощи комбинации букв, рисунков, цифр). 0,5 балла за каждый разгаданный ребус. (Приложение №5)
8. "Эрудит"
1) объясните разницу в значении слов, составив словосочетания - Как называются такие слова? (паронимы) (Приложение №6)
за каждую пару слов -1 балл
2) Слова – палиндромы (перевертыши) (Приложение №7)
В данные тексты вместо точек вставьте существующие палиндромы — 3 балла.
10. Корректор
- Правильно ли истолкованы значения этих слов и сочетаний? Если неправильно, то в чем кроется причина ошибок? (по 0.5 баллов за словосочетание) Слова употреблены здесь в переносном значении, а толкование дано по прямому значению слов.
Прекрасный пол - "паркет"
Дать по шапке - "умело распорядиться дефицитным товаром"
Наложить на себя руки - "исходное положение в гимнастике"
Дать дуба - "выполнить план лесозаготовок"
Не все дома - "время летних отпусков"
Медвежий угол — "место обитания медведя"
- Найдите лишнее слово. Отредактируйте предложения. (по 1 баллу за правильный ответ)
1) Мальчик ушиб колено ноги.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
2) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани.
Вернувшись домой, начался дождь.
3) Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась к берегу.
11. Веселый футболист.
Какие буквы и цифры составляют его фигуру? (9 букв и 6 цифр) (Приложение №8)
Подведение итогов. Вручение призов.
Приложение 1
Приложение №2
Лунный квадрат, земля посередине
Слабее мышки человек есть
Без стихотворения грустно стоять в закутке
Приложение №3
Доктор прописал пациенту
инъекции
Разъяренная вьюга замела
тропинки
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания
ланиты
чело
выя
десница
шуйца
персты
пясть
Приложение №4
рамена
риза
тризна
тать
петел
куща
вепрь
Приложение №5
Приложение №5
Приложение №5
Приложение №5
Приложение №5
Приложение №5
Приложение №6
дождевой
дождливый
сытый
сытный
описка
отписка
опечатать
отпечатать
отчетный
отчетливый
адресат
адресант
поступок
проступок
Приложение №7
«Сторожем на колхозном огороде был старый ..., бывший донской .... От дождя он сделал соломенный ..., возле которого на грядках рос .... Сторож пригласил нас к себе на баштан и угостил арбузами.
— Раньше на этом бугре,—рассказывал он,—зерновые сеяли, а новый председатель по-другому дело повёл, решил арбузы и дыни тут садить, и теперь от них немалый ... колхоз имеет.
Послышался ... копыт. Это был председатель верхом на лошади. — Эй, старина,— окликнул он сторожа.— К утру отбери-ка сотни две арбузов получше, шефам своим на завод свезём. Они ведь наш ... на запчасти для машин быстро выполнили, вот мы их и отблагодарим».
Приложение №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к волшебному миру восприятия
Ключевой задачей учителя - дефектолога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями является охрана психического и физического здоровья детей с...
Конкурсная творческая работа учащейся 7 класса Скворцовой Полины на тему "Лучше нет родного края" (3 место в республиканском конкурсе "Волшебное русское слово")
Лучше нет родного края! Родной край – понятие очень широкое, необъятное. Когда начинаешь думать о своих родных местах, то сразу вспоминаешь тот уголок, где ты родился, где люби...
Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".
Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова», 6 класс...
Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»
Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....