Открытый урок. 9 класс Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую т
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_kl.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок. 9 класс ноябрь 2012
МОУ «Гимназии №4 им. А.С. Пушкина»
Учитель: Негуляева Галина Валентиновна
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Цель урока : Сегодня мы должны подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева.
- Записываем дату, тему урока.
- Знакомство с текстом: открываем наши книжечки и начинаем знакомиться с текстом стр. 261
Мы прочитали текст, а теперь определим тему.
1. Тема текста : Воплощение материнского подвига в картине Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Какую задачу ставил перед собой писатель, создавая данный текст?
2. Задача писателя : В.В. Вересаев стремился вызвать у читателя определенные чувства: восхищение и потрясение от картины, воспевающей великую любовь к людям.
Определим авторскую позицию.
3. Авторская позиция: Произведение искусства может изменить человека, его внутренний мир, отношение к жизни, к окружающим.
4. Как аргументировать свою позицию?
Используем в качестве тезиса, который мы будем аргументировать слова К. Г. Паустовского «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
5. Решим, о чем будем рассуждать в сочинении. Думаю, будем рассуждать о том, что с помощью слова можно передать противоречивые чувства, отношение автора к картине и впечатление после встречи с ней.
Поскольку наше сочинение на лингвистическую тему, обратимся к изобразительно-выразительным средствам языка
6. Сначала обратимся к изобразительным средствам лексики
- Разговорные слова
«натащить настроение» 5
«баста» 6
- Слова устаревшие
«благоговение» 27
«благо» 26
«распни» 20
- Фразеологизмы
«глаза разбегаются» 9
«задушить в себе»
«сердце разорвется» 28
изобразительные средства синтаксиса
- Однородные члены предложения
Сказуемые (2;17;23;24)
Подлежащие (39)
- Обособленные определения (20;21;23)
7. Найдем в тексте тропы и фигуры.
Тропы- слова, словосочетания, используемые в переносном смысле.
Эпитеты «светлая, поднимающая душу радость»
«исковерканное обидою лицо»
«мертвый туман»
«фантастический четырехугольник»
Метафоры (пр. 6;15;21;22;34)
Ирония (скрытая насмешка) (пр. 5;6)
Фигуры речи- особые синтаксические построения.
- Инверсия (пр.2)
- Лексический повтор (22;23)
- Градация (18;19)
- Умолчание17;20;29)
В задании сказано, что, аргументируя ответ, надо привести 2 примера из прочитанного текста. Поэтому каждый из вас должен определить для себя, какие именно варианты средств лексики будут использованы в сочинении. Мы говорим о сочинении-рассуждении.
Модель плана сочинения-рассуждения
- Вступление. Тезис.
- Основная часть. Аргументы, доказывающие тезис.
- Заключение. Вывод.
С чего начнем наше сочинение. Есть несколько вариантов.
- Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.
- Цепь риторических вопросов, которые могут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части.
- Цитата в качестве зачина. Здесь нам могут помочь клишированные выражения, с которыми мы уже работали
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»,- считает известный писатель К.Г. Паустовский, и с этим утверждением невозможно не согласится.
На примере очерка В.В. Вересаева попробуем это доказать.
Писатель работает словом, художник- красками, и главная цель их творчества одна: донести до читателя и зрителя определенные чувства, изменить его внутренний мир, отношение к себе, к окружающим.
Вересаев рассказывает о встрече с «Сикстинской мадонной» Рафаэля. Сначала в тексте чувствуется некая ирония (пр5;6), скептицизм. Автор практически признается в неприязни к картине, используя разговорную лексику: «натащить настроение» (5), «баста» (6).
Далее Вересаев описывает начало «чуда», великого потрясения от картины, как жемчужины нанизывая однородные члены предложения (12;17;18), придающие тексту динамику и экспрессию.
И мы вместе с писателем переживаем великую трагедию, развертывающуюся перед нами, подвиг матери, отдающей сына в жертву, которая сделает мир светлым и прекрасным.
Все это доказывает, что очерк Вересаева – ярчайший пример воздействия искусства на человека, потому что, по словам Горгия, «слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Подготовка к сочинению-рассуждению....
Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения....
Обобщение опыта. Г(И)А - 9 класс. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
В данном материале даётся описание опыта работы по обучению учащихся 9 класса написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).
Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...