Проверяемая гласная корня
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Задачи урока: повторение правила о правописании безударной проверяемой гласной, закрепление умения им пользоваться.

Ход урока:

1.     Общая работа. Выборочный диктант. Задание: выписать слова, написание гласной в которых можно проверить с помощью проверочного слова, обозначить орфограмму.  

    Река; берега; леса; волк; собака; луна; стена; бег; палец; скала; ущелье; звезда; утес; вода; гора; смотреть; сказать; хотеться; поселиться; просить; хватать; ответить; пчелиный; звериный; ночной.                  

2.     Работа с правилом по группам.

1 вариант (сильная группа).

Задание 1: списать текст, вставляя в слова пропущенные буквы; подобрать проверочные слова, по возможности  несколько к каждому слову:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proveryaemaya_glasnaya_kornya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урока русского языка в 5 классе

С использованием технологии дифференцированного обучения

По теме: «Проверяемая гласная корня».

Автор: учитель русского языка

Ахремцова А.И.

Санкт-Петербург

2011-2012 учебный год

2                                                    

Тема урока: «Проверяемая гласная корня».

Задачи урока: повторение правила о правописании безударной проверяемой гласной, закрепление умения им пользоваться.

Ход урока:

  1. Общая работа. Выборочный диктант. Задание: выписать слова, написание гласной в которых можно проверить с помощью проверочного слова, обозначить орфограмму.  

    Река; берега; леса; волк; собака; луна; стена; бег; палец; скала; ущелье; звезда; утес; вода; гора; смотреть; сказать; хотеться; поселиться; просить; хватать; ответить; пчелиный; звериный; ночной.                  

  1. Работа с правилом по группам.

1 вариант (сильная группа).

Задание 1: списать текст, вставляя в слова пропущенные буквы; подобрать проверочные слова, по возможности  несколько к каждому слову:

  Среди в..лков Маугли вел уд..вительную жизнь. Он рос вместе с в..лчатами, и Отец Волк учил его своему рем..слу и объ..снял все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в тр..ве, каждое дуновение теплого н..чного в..терка, каждый крик с..вы над г..л..вой, каждое дв..жение л..тучей мыши, зац..пившейся к..готками за ветку д..рева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли. Когда он ничему не учился, он др..мал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и х..телось осв..житься, он плавал в л..сных озерах, а когда ему х..телось меду, он лез за ним на д..рево. Сначала Маугли ц..плялся за сучья, как зв..рек-л..нивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна.

Задание 2: придумать продолжение  текста по данному началу (включить в него слова с проверяемой гласной корня):

  Это случилось в то время, когда медведь Балу обучал Маугли Закону

                                                           3

Джунглей. Большой и важный бурый медведь радовался способностям ученика. Мальчик лазил по деревьям так же хорошо, как плавал и бегал, и  Балу обучал его всем законам лесов и вод: как отличить гнилой сук от крепкого; как вежливо заговорить с дикими пчелами; как успокоить водяных змей, прежде чем окунуться в заводь. И вот однажды…

                                  Вариант 2(средняя по возможностям группа).

Задание 1: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму (предлагается предварительная подготовительная работа со словами; слово-подсказка; меньший объем текста; более простые слова):

  1. Среди в..лков – в..лк;
  2. Уд..вительная  жизнь – д..во;
  3. С в..лчатами – в..лк;
  4. Объ..снял - ..сный;
  5. В тр..ве – тр..вы;
  6. Н..чного – н..чь;
  7. В..терка – в..тер;
  8. Крик с..вы – с..вы;
  9. Над г..л..вой – г..ловы, гол..вка;
  10. Дв..жение – дв..жется;
  11. Л..тучей мыши – пол..т;
  12. Зац..пившейся – зац..пится;
  13. К..готками – к..готь;
  14. За ветку д..рева – дер..вья;
  15. Х..телось – х..чется;
  16. Осв..житься – св..жий;
  17.  В л..сных озерах – л..с.

Задание 2: вставить в текст слова (вместо цифр) , обозначить орфограмму:      

                                             4    

                          Среди (1) Маугли вел (2) жизнь. Он рос вместе с (3), и Отец Волк учил его своему ремеслу и (4) все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в(5), каждое дуновение теплого (6) (7) , каждый крик (8) над (9),каждое (10) (11) мыши, (12) (13) за ветку (14), каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли. Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и(15) (16), он плавал в (17) озерах, а когда ему хотелось меду, он лез за ним на де рево  .    

Вариант 3(слабая группа):

Задание 1: вставить пропущенные буквы, используя слова-подсказки, объяснить орфограмму (этой группе предлагается такой способ работы, где слово-подсказка стоит на первом месте и в нем вставлена безударная гласная корня, а также – еще меньший объем текста и более простые слова):

  1. Волк – среди в..лков;
  2. Диво – уд..вительная жизнь;
  3. Волк – с в..лчатами;
  4. Ясный – объ..снял;
  5. Травы – в тр..ве;
  6. Ночь – н..чного;
  7. Ветер – в..терка;
  8. Совы – крик с..вы;
  9. Головы – над г..ловой ;
  10. Движется – дв..жение;
  11. Полет – л..тучей мыши;
  12. Зацепится – зац..пившейся;
  13. Коготь – к..готками;
  14. Деревья – за ветку дер..ва.      

Задание 2: записать текст, вставляя пропущенные буквы:      

                                                     5                                  

                     Среди в..лков Маугли вел уд..вительную жизнь. Он рос вместе с в..лчатами, и Отец Волк учил его своему рем..слу и объ..снял все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в тр..ве, каждое дуновение теплого н..чного в..терка, каждый крик с..вы над г..л..вой, каждое дв..жение л..тучей мыши, зац..пившейся к..готками за ветку д..рева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли.                

  1. Обобщение.

1 группа: представление своего текста; формулирование правила.

2 и 3 группа: совместная проверка и формулирование правила.

  1. Домашнее задание: составить словарный диктант из слов с проверяемой гласной в корне

Или

сделать упражнение на   данное правило.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Урок "Проверяемая гласная в корне слова"

Данный урок подготовлен согласно требованиям ФГОС в форме детективного агентства....

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова"

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова" составлена исходя из требований к уроку по ФГОС. В ней расписаны все структурные элементы  урока-развивающего контроля. Она может...

Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова

Материал основан на мнемониках и помогает быстрее и проще усвоить данную орфограмму....

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Материал основан на мнемониках и помогает быстрее и проще усвоить данную орфограмму....

Методическая разработка "Проверяемые гласные в корне слова"

Подборка упражнений по теме "Проверяемые гласные в корне слова" для обучающихся 5 класса...

Карточки для игры в суету. "Проверяемые гласные в корне"

Каждому ученику выдаётся одна карточка. Задача ребят - найти себе пару (те ученики, кому достались слова, ищут подходящую пропущенную орфограмму. Те, кому досталась буква, ищут подходящее слово). Как ...

Карточка по теме "Корни с чередующимися и проверяемыми гласными в корне слова"

Данная работа поможет ученику проверить уровень сформированности...