Проверяемая гласная корня
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Задачи урока: повторение правила о правописании безударной проверяемой гласной, закрепление умения им пользоваться.
Ход урока:
1. Общая работа. Выборочный диктант. Задание: выписать слова, написание гласной в которых можно проверить с помощью проверочного слова, обозначить орфограмму.
Река; берега; леса; волк; собака; луна; стена; бег; палец; скала; ущелье; звезда; утес; вода; гора; смотреть; сказать; хотеться; поселиться; просить; хватать; ответить; пчелиный; звериный; ночной.
2. Работа с правилом по группам.
1 вариант (сильная группа).
Задание 1: списать текст, вставляя в слова пропущенные буквы; подобрать проверочные слова, по возможности несколько к каждому слову:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proveryaemaya_glasnaya_kornya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Урока русского языка в 5 классе
С использованием технологии дифференцированного обучения
По теме: «Проверяемая гласная корня».
Автор: учитель русского языка
Ахремцова А.И.
Санкт-Петербург
2011-2012 учебный год
2
Тема урока: «Проверяемая гласная корня».
Задачи урока: повторение правила о правописании безударной проверяемой гласной, закрепление умения им пользоваться.
Ход урока:
- Общая работа. Выборочный диктант. Задание: выписать слова, написание гласной в которых можно проверить с помощью проверочного слова, обозначить орфограмму.
Река; берега; леса; волк; собака; луна; стена; бег; палец; скала; ущелье; звезда; утес; вода; гора; смотреть; сказать; хотеться; поселиться; просить; хватать; ответить; пчелиный; звериный; ночной.
- Работа с правилом по группам.
1 вариант (сильная группа).
Задание 1: списать текст, вставляя в слова пропущенные буквы; подобрать проверочные слова, по возможности несколько к каждому слову:
Среди в..лков Маугли вел уд..вительную жизнь. Он рос вместе с в..лчатами, и Отец Волк учил его своему рем..слу и объ..снял все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в тр..ве, каждое дуновение теплого н..чного в..терка, каждый крик с..вы над г..л..вой, каждое дв..жение л..тучей мыши, зац..пившейся к..готками за ветку д..рева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли. Когда он ничему не учился, он др..мал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и х..телось осв..житься, он плавал в л..сных озерах, а когда ему х..телось меду, он лез за ним на д..рево. Сначала Маугли ц..плялся за сучья, как зв..рек-л..нивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна.
Задание 2: придумать продолжение текста по данному началу (включить в него слова с проверяемой гласной корня):
Это случилось в то время, когда медведь Балу обучал Маугли Закону
3
Джунглей. Большой и важный бурый медведь радовался способностям ученика. Мальчик лазил по деревьям так же хорошо, как плавал и бегал, и Балу обучал его всем законам лесов и вод: как отличить гнилой сук от крепкого; как вежливо заговорить с дикими пчелами; как успокоить водяных змей, прежде чем окунуться в заводь. И вот однажды…
Вариант 2(средняя по возможностям группа).
Задание 1: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму (предлагается предварительная подготовительная работа со словами; слово-подсказка; меньший объем текста; более простые слова):
- Среди в..лков – в..лк;
- Уд..вительная жизнь – д..во;
- С в..лчатами – в..лк;
- Объ..снял - ..сный;
- В тр..ве – тр..вы;
- Н..чного – н..чь;
- В..терка – в..тер;
- Крик с..вы – с..вы;
- Над г..л..вой – г..ловы, гол..вка;
- Дв..жение – дв..жется;
- Л..тучей мыши – пол..т;
- Зац..пившейся – зац..пится;
- К..готками – к..готь;
- За ветку д..рева – дер..вья;
- Х..телось – х..чется;
- Осв..житься – св..жий;
- В л..сных озерах – л..с.
Задание 2: вставить в текст слова (вместо цифр) , обозначить орфограмму:
4
Среди (1) Маугли вел (2) жизнь. Он рос вместе с (3), и Отец Волк учил его своему ремеслу и (4) все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в(5), каждое дуновение теплого (6) (7) , каждый крик (8) над (9),каждое (10) (11) мыши, (12) (13) за ветку (14), каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли. Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и(15) (16), он плавал в (17) озерах, а когда ему хотелось меду, он лез за ним на де рево .
Вариант 3(слабая группа):
Задание 1: вставить пропущенные буквы, используя слова-подсказки, объяснить орфограмму (этой группе предлагается такой способ работы, где слово-подсказка стоит на первом месте и в нем вставлена безударная гласная корня, а также – еще меньший объем текста и более простые слова):
- Волк – среди в..лков;
- Диво – уд..вительная жизнь;
- Волк – с в..лчатами;
- Ясный – объ..снял;
- Травы – в тр..ве;
- Ночь – н..чного;
- Ветер – в..терка;
- Совы – крик с..вы;
- Головы – над г..ловой ;
- Движется – дв..жение;
- Полет – л..тучей мыши;
- Зацепится – зац..пившейся;
- Коготь – к..готками;
- Деревья – за ветку дер..ва.
Задание 2: записать текст, вставляя пропущенные буквы:
5
Среди в..лков Маугли вел уд..вительную жизнь. Он рос вместе с в..лчатами, и Отец Волк учил его своему рем..слу и объ..снял все, что происходит в джунглях. И потому каждый шорох в тр..ве, каждое дуновение теплого н..чного в..терка, каждый крик с..вы над г..л..вой, каждое дв..жение л..тучей мыши, зац..пившейся к..готками за ветку д..рева, каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для Маугли.
- Обобщение.
1 группа: представление своего текста; формулирование правила.
2 и 3 группа: совместная проверка и формулирование правила.
- Домашнее задание: составить словарный диктант из слов с проверяемой гласной в корне
Или
сделать упражнение на данное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Урок "Проверяемая гласная в корне слова"
Данный урок подготовлен согласно требованиям ФГОС в форме детективного агентства....
Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова"
Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова" составлена исходя из требований к уроку по ФГОС. В ней расписаны все структурные элементы урока-развивающего контроля. Она может...
Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова
Материал основан на мнемониках и помогает быстрее и проще усвоить данную орфограмму....
Безударная проверяемая гласная в корне слова
Материал основан на мнемониках и помогает быстрее и проще усвоить данную орфограмму....
Методическая разработка "Проверяемые гласные в корне слова"
Подборка упражнений по теме "Проверяемые гласные в корне слова" для обучающихся 5 класса...
Карточки для игры в суету. "Проверяемые гласные в корне"
Каждому ученику выдаётся одна карточка. Задача ребят - найти себе пару (те ученики, кому достались слова, ищут подходящую пропущенную орфограмму. Те, кому досталась буква, ищут подходящее слово). Как ...
Карточка по теме "Корни с чередующимися и проверяемыми гласными в корне слова"
Данная работа поможет ученику проверить уровень сформированности...