КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 Б КЛАССЕ МБОУ-СОШ №2 ГОРОДА АРКАДАКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: «Мотив тоски и одиночества в лирике Лермонтова».
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать;
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Творческие группы:
- Исследователи
- Художники, музыканты
Оборудование:
- ПК;
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Творческие работы учащихся(рисунки, презентации)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Подготовительный этап
- Работа по группам.
- Анализ художественных произведений Творческий отчет групп
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suslova_g.p.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 Б КЛАССЕ МБОУ-СОШ №2
ГОРОДА АРКАДАКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
урок проведён учителем русского языка и литературы Сусловой Г.П.
Тема: »Мотив тоски и одиночества в лирике Лермонтова».
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать;
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Творческие группы:
- Исследователи
- Художники, музыканты
Оборудование:
- ПК;
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Творческие работы учащихся(рисунки, презентации)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Подготовительный этап
- Работа по группам.
- Анализ художественных произведений Творческий отчет групп
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовительный этап
Поэтическая разминка ( слайд 2 )
- “Скажи- ка, дядя, ведь недаром...”
- “Белеет парус одинокий”
- “Тучки небесные, вечные странники...”
- “Мы долго молча отступали...”
- “На севере диком стоит одиноко...”
- “Играют волны — ветер свищет...”
- “А он, мятежный, просит бури...”
- “Кто же вас гонит: судьбы ли...”
Вопросы классу:
Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?
Словарная работа
Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.
Основные мотивы лирики:
- Мотив действия и подвига;
- Мотив странничества;
- Мотив изгнанничества;
- Мотив памяти и забвения;
- Мотив одиночества.
Тема урока — творческого проекта
- “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова” (слайд 10)
Эпиграф.Учитель.
Никто не дорожит мной на земле
И сам себя в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь...
(М.Ю. Лермонтов)
III. Работы по группам
Учитель: Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.
Стихотворение “Утёс”
Выразительное чтение стихотворения.
Ученик:
Нам было предложено задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив, и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновать свой выбор. (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)
Анализ стихотворения:
- Какова композиция стихотворения?
- Как называется противопоставление образов, настроений?
- Для чего автор именно так выстроил композицию?
- Каков мотив?
- Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Терминологический диктант
- Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
- Необычайный порядок слов в предложении.
- Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.
- Повторение однородных согласных звуков
- Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Перенесение человеческих черт на предметы и явления.
- Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.
“Ключ”
- Композиция
- Инверсия
- Антитеза
- Аллитерация
- Эпитет
- Олицетворение
- Метафора
Краткий анализ
- Какова композиция стихотворения?
- Как называется противопоставление образов, настроений?
- Для чего автор именно так выстроил композицию?
- Каков мотив?
- Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Энциклопедическая разминка
Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.
О цвете
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляется от человека, увлекает взгляд в глубину.
В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
У многих народов он символизировал небо и вечность.
Стихотворение “Листок”
Работа с учебником. См. Стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям (для инсценировки участвует 3человека)
Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)
- Краткий анализ поэтического текста
- Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)
- Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?
- Каков мотив?
- Как показано одиночество?
Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”
Группа №2
Творческий отчет художников, фотографов и музыкантов.
Художники:
Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины природы .Представление работ учащихся.
Ответы на вопросы участников группы:
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Дайте оценку рисункам учащихся.
Музыканты:
Природа и музыка — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.
Предложены вопросы:
- Как вы думаете, почему композиторы обращались к лермонтовскому стихотворению “Утёс”?
- Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей лермонтовских произведений?
Звучит предложенный романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу...”Исполняет Бондаренко Алёна
Обобщение информации
- Чем вы сегодня пополнили свой багаж знаний?
- С какими новыми терминами познакомились?
- Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?
- Каково впечатление от сегодняшнего урока?
Домашнее задание
Выучить стихотворение “Утёс” либо стихотворение “На севере диком” (По выбору учащихся)
Вывод учителя:
Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, рисунком, фотографией. Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
Выставление оценок за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков. «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему "Спешите делать добро!" ( По рассказу А.П.Платонова "Юшка"
Эпиграф к уроку "Спешите делать добро, пока не стало поздно!"Данный материал содержит конспект урока с презентацией, выполненной учащимися 7 класса...
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе «Маленькая трагедия А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери»
Конспект открытого урока в 9 классе...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: «Уж небо осенью дышало»
Цели урока: Обучающие: -приобщать учащихся к видению прекрасного в осенней природе через поэзию, живопись, классическую музыку. -формировать эстетический вкус в ходе знакомства с шедевр...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...