Портрет Счастья (словарный и метафорический)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_schastya_slovarnyy_i_metaforicheskiy.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Портрет Счастья (словарный и метафорический)
Цели: формировать представление о лингвокультурологическом концепте «Счастье»; сконструировать метафоры со словом «счастье», проанализировать концепт «счастье» в национальной культуре и художественном мировосприятии, подготовить к написанию творческих работ.
Ход урока
- Мотивации.
- Метод «Фруктовый сад». Целеполагание.
- Ребята, у нас сегодня урок развития речи.
- Скажите, для чего нам нужны эти уроки? (развивать свою речь, пополнять лексикон).
- Что является итогом таких уроков? (творческие работы: сочинения, изложения)
- А зачем нам нужно учиться писать сочинения и изложения? (чтобы успешно сдать экзамен)
- Актуализация знаний
- Прежде чем приступить к созданию творческой работы, нам нужно вспомнить типы речи?
- Какие типы речи нам известны? (описание, повествование, рассуждение)
- Давайте выполним интересное задание (викторина с выбором ответа) и вспомним типы речи.
- Молодцы! Вы все правильно сделали!
- Реализация.
- А на какую тему мы с вами будем писать сочинение, вы мне скажите после того, как послушаете притчу.
- Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?
Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.
Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив
Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.
Другой брат, наклонился к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь , тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.
Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.
Третий брат подойдя к яме наклонился:
— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.
— Что нужно Тебе? — переспросил брат.
— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.
Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.
А Счастье довольное побежало за ним...
- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)
- Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?
-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье?)
- Создание словарного портрета «Счастье»
- Мы с вами, ребята, сейчас будем работать в группах. Каждая группа получит задание.
ЛКЗ № 1 (на установление лексического значения). Слайд 1
- Установите лексические значения слова счастье по словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова.
- Какой вывод можно сделать, сравнив словарные статьи?
- Выпишите из них слова-попутчики счастья (благополучие, судьба, участь, доля, удача, успех, случай).
- Подчеркните синоним к слову «счастье» (благополучие).
1) Счастье, -я, ср. 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. с. созидания. стремление к счастью. семейное с. 2. успех, удача. во всем с. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
2) Счастье (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. || Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех, спорина в деле, не по расчету. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)
ЛКЗ № 2 (на установление происхождения слова). Слайд 2
- Пользуясь этимологическим словарем, восстановите историю происхождения слова счастье.
Счастье. Общеслав. Суф.-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении "хороший" (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через "юс" малый). Буквально — "хорошая часть, доля".
ЛКЗ № 3 (установление понятийного значения слова). Слайд 3
- Подберите синонимы и антонимы к слову счастье. В случае затруднения обратитесь к словарям.
Синонимы: благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение, город, доля, лафа, малина, наслаждение, предназначение, пруха, синяя птица, случай, состояние, судьба, счастливый конец, счастьице, талан, удача, удачливость, улет, успех, участь, фарт, фортуна
Антонимы: несчастье, горе, беда, злосчастье
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускает,
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
- Создание метафорического портрета «Счастье»
- Давайте попробуем подобрать глаголы, которые называли бы действия, свойственные счастью. Вы уже говорили, например, что счастье «радует», «окрыляет».
- Какие глаголы вы можете ещё назвать?
- Что счастье делает с человеком?
- Как оно живёт в душе человека?
(Ответы детей фиксируем на доске и в таблице в тетрадях).
- А теперь давайте представим счастье и постараемся описать, какое оно. Подберём эпитеты. Позовём на помощь 5 органов чувств (прием «пяти чувств»).
- Посмотрим на счастье. Какое оно по форме, по размерам, по цвету?
- Попробуем счастье на вкус. Какое оно?
- Постараемся услышать счастье.
- А теперь потрогаем счастье. Какое оно на ощупь?
- А какой у счастья запах?
(Результаты обсуждения записываем в таблицу)
Результат коллективной работы дан в таблице: Слайд 4
Глаголы | Эпитеты | Сравнения |
Воодушевляет | Бесконечное | Птица |
Дарует | Настоящее | Воздух |
Радует | Сладкое | Вода |
Окрыляет | Вкусное | Бабочка |
Возвышает | Звонкое | Стеклянный шарик |
Улыбается | Мягкое | Снежинка |
Веселится | Ласковое | Дым |
- Посмотрите, ребята на доску. Прочитайте внимательно предложения и выпишите из предложений фразеологизмы со словом счастье. Объясните их значение. Интерактивное задание.
Позвольте вам на ручку надеть кольцо, на счастье. А.Н.Толстой.
Давно он зарился на моих голубей... а теперь вот счастье неожиданно привалило. В.Беляев.
Пуля засела у него в ноге пониже коленки, между костями, по счастью не раздробив их. С.Аксаков.
Дозволит ли графиня незнакомцу иметь счастье танцевать с нею! — произнес испанец. Марл.
Да и может ли Андрей Федорович составить счастье такой женщины. Она много, много выше его. Он пошл. Чернышевский.
Знает ли она, что есть человек, который счел бы за счастье сидеть с нею в одной комнате? Гаршин.
Он застал супругу и дочку в объятиях одну у другой и обливающих друг друга слезами. Это были слёзы счастья, умиления и примирения. Достоевский.
Счастье ему улыбнулось: по окончании курса наук его сделали звонарём самой высокой колокольни (Гоголь. Вий)
- У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым.
- Cоздание речевого произведения. Мини-сочинение.
- Напишите объявление о пропаже счастья, уточните, по каким приметам его можно найти.
- Рефлексия. Самооценка.
Беседа по вопросам:
- Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?
- Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?
Д/з: повторить раздел «Имя прилагательное»
МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
Новошешмиснкого муниципального района РТ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Портрет Счастья» (словарный и метафорический)
5 класс
Провела Нестерова Н.В.
учитель русского языка и литературы
I квал. категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метафорических средств языка в работе с одаренными детьми.
Исследовательская работа.Метафорические средства языка на основе произведения Дж.Голсуорси "Сага о Форсайтах"....
Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство челов...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
О Свободе, Самовыражении и Образовании в целом в метафорической форме
«Где твои крылья, которые нравились мне?»Видишь там, на горе возвышается крестПод ним десяток солдат, повиси-ка на немА когда надоест, возвращайся назад,Гулять по воде, гулять ...