Портрет Счастья (словарный и метафорический)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Нестерова Наталия Валериановна

Конспект урока развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_schastya_slovarnyy_i_metaforicheskiy.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Портрет Счастья (словарный и метафорический)

Цели: формировать представление о лингвокультурологическом концепте «Счастье»; сконструировать метафоры со словом «счастье», проанализировать концепт «счастье» в национальной культуре и художественном мировосприятии, подготовить к написанию творческих работ.

Ход урока

  1. Мотивации.

  1. Метод «Фруктовый сад». Целеполагание.

- Ребята, у нас сегодня урок развития речи. 

- Скажите, для чего нам нужны эти уроки? (развивать свою речь, пополнять лексикон).

- Что является итогом таких уроков? (творческие работы: сочинения, изложения)

- А зачем нам нужно учиться писать сочинения и изложения? (чтобы успешно сдать экзамен)

  1. Актуализация знаний

- Прежде чем приступить к созданию творческой работы, нам нужно вспомнить типы речи?

- Какие типы речи нам известны? (описание, повествование, рассуждение)

- Давайте выполним интересное задание (викторина с выбором ответа) и вспомним типы речи.

- Молодцы! Вы все правильно сделали!

  1. Реализация.

- А на какую тему мы с вами будем писать сочинение, вы мне скажите после того, как послушаете притчу.

- Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

-Слушаем притчу …

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело  Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме  и  сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

 Счастье  подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонился к яме  и  попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою  жизнь , тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

 Счастье  выполнило  и  его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило  Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало  Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы  Счастье  и пошел прочь своей дорогой.

А  Счастье  довольное побежало за ним...

- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о  счастье)

- Что для первого брата было  счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье?)

  1. Создание  словарного портрета  «Счастье»

- Мы с вами, ребята, сейчас будем работать в группах. Каждая группа получит задание.

ЛКЗ № 1 (на установление лексического значения). Слайд 1

- Установите лексические значения слова счастье по словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова.

- Какой вывод можно сделать, сравнив словарные статьи?  

- Выпишите из них слова-попутчики счастья (благополучие, судьба, участь, доля, удача, успех, случай).

- Подчеркните синоним к слову «счастье» (благополучие).

1) Счастье, -я, ср. 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. с. созидания. стремление к счастью. семейное с. 2. успех, удача. во всем с. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

2) Счастье (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. || Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех, спорина в деле, не по расчету. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)

         

ЛКЗ № 2 (на установление происхождения слова). Слайд 2

- Пользуясь этимологическим словарем, восстановите историю происхождения слова счастье.

Счастье. Общеслав. Суф.-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении "хороший" (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через "юс" малый). Буквально — "хорошая часть, доля".

ЛКЗ № 3 (установление понятийного значения слова). Слайд 3

- Подберите синонимы и антонимы к слову счастье. В случае затруднения обратитесь к словарям.

Синонимы: благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение, город, доля, лафа, малина, наслаждение, предназначение, пруха, синяя птица, случай, состояние, судьба, счастливый конец, счастьице, талан, удача, удачливость, улет, успех, участь, фарт, фортуна
Антонимы: несчастье, горе, беда, злосчастье

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускает,

А потом их развернем

И  к себе скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

  1. Создание метафорического портрета  «Счастье»

- Давайте попробуем подобрать глаголы, которые называли бы действия, свойственные счастью. Вы уже говорили, например, что счастье «радует», «окрыляет».

- Какие глаголы вы можете ещё назвать?

- Что счастье делает с человеком?

- Как оно живёт в душе человека?

(Ответы детей фиксируем на доске и в таблице в тетрадях).

- А теперь давайте представим счастье и постараемся описать, какое оно. Подберём эпитеты. Позовём на помощь 5 органов чувств (прием «пяти чувств»).

- Посмотрим на счастье. Какое оно по форме, по размерам, по цвету?

- Попробуем счастье на вкус. Какое оно?

- Постараемся услышать счастье.

- А теперь потрогаем счастье. Какое оно на ощупь?

- А какой у счастья запах?

(Результаты обсуждения записываем в таблицу)

Результат коллективной работы дан в таблице: Слайд 4

Глаголы

Эпитеты

Сравнения

Воодушевляет

Бесконечное

Птица

Дарует

Настоящее

Воздух

Радует

Сладкое

Вода

Окрыляет

Вкусное

Бабочка

Возвышает

Звонкое

Стеклянный шарик

Улыбается

Мягкое

Снежинка

Веселится

Ласковое

Дым

- Посмотрите, ребята на доску. Прочитайте внимательно предложения и выпишите из предложений фразеологизмы со словом счастье. Объясните их значение. Интерактивное задание.

Позвольте вам на ручку надеть кольцо, на счастье. А.Н.Толстой.

Давно он зарился на моих голубей... а теперь вот счастье неожиданно привалило. В.Беляев.

Пуля засела у него в ноге пониже коленки, между костями, по счастью не раздробив их. С.Аксаков.

Дозволит ли графиня незнакомцу иметь счастье танцевать с нею! — произнес испанец. Марл.

Да и может ли Андрей Федорович составить счастье такой женщины. Она много, много выше его. Он пошл. Чернышевский.

Знает ли она, что есть человек, который счел бы за счастье сидеть с нею в одной комнате? Гаршин.

Он застал супругу и дочку в объятиях одну у другой и обливающих друг друга слезами. Это были слёзы счастья, умиления и примирения. Достоевский.

Счастье ему улыбнулось: по окончании курса наук его сделали звонарём самой высокой колокольни (Гоголь. Вий)

         

- У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым.

  1. Cоздание речевого произведения. Мини-сочинение.

- Напишите объявление о пропаже счастья, уточните, по каким приметам его можно найти.

  1. Рефлексия. Самооценка.

Беседа по вопросам:

- Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?

- Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

Д/з: повторить раздел  «Имя прилагательное»

МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Новошешмиснкого муниципального района РТ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 «Портрет Счастья» (словарный и метафорический)

5 класс

Провела Нестерова Н.В.

учитель русского языка и литературы

I квал. категории

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метафорических средств языка в работе с одаренными детьми.

Исследовательская работа.Метафорические средства языка на основе произведения Дж.Голсуорси "Сага о Форсайтах"....

Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство челов...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

О Свободе, Самовыражении и Образовании в целом в метафорической форме

«Где твои крылья, которые нравились мне?»Видишь там, на горе возвышается крестПод ним десяток солдат, повиси-ка на немА когда надоест, возвращайся назад,Гулять по воде, гулять ...