Формирование нравственных качеств
статья по русскому языку по теме
Формирование нравственных качеств и патриотических чувств учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennyh_kachestv_1.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств и патриотических чувств учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ильинская средняя школа», Городецкий район
М.Р. Хлюстова
Александр – с греческого - защитник. Недаром это имя было дано Александру Ярославовичу Невскому, который является великой и грандиозной фигурой нашей более чем тысячелетней истории.
С именем Александра Невского связана и Городецкая земля. Ежегодно вот уже на протяжении нескольких лет здесь проводятся Александровские дни. Формы проведения разные. И порой стоит вопрос: как по-новому преподнести уже столь известное детям о знаменитом полководце.
Ребятам читаются лекции, проводятся дискуссии, экскурсии в Феодоровский монастырь, проходят различные конкурсы.
На примере художественных произведений, истории великих деятелей раскрываются нравственные основы, формируются человеческие ценности: совесть, доброта, гуманизм. Для школы всегда был и остается важным направлением воспитание человека-гражданина, который знает своих героев, одним из которых является святой благоверный князь Александр Невский.
Учащиеся из истории знают, что Александр Невский (1220-1263) оставил яркий след в русской истории как незаурядный полководец, дипломат, государственный деятель. Однако далеко не все подробности его биографии, к сожалению, дошли до нас. Историки больше освещали его военные свершения.
Учащимся 6 и 8 классов МБОУ «Ильинская средняя школа» было предложено выпустить альманах «Детство Александра Невского».
В ученических работах не рассматривается вся жизнь Александра Невского, ребята ограничены периодом детства князя, о котором мало что известно, поэтому и было предложено «восстановить» этот пробел, на что они охотно откликнулись.
Хронологически рамки сочинений охватывают период с рождения Александра Ярославича до начала его княжения.
Ребята сначала собирали материал о культуре Руси 13 века, ознакомились с житием Александра Невского, смотрели фильмы об Александре Невском.
Конечно, не стоит судить строго работы: они представлены именно глазами учеников. Детям 21 века трудно окунуться в эпоху 13 века, многое они проецируют на себя… Отсюда и «домой Саша приходил всегда вовремя», и «летом часто его возили к бабушке», и «свои изображения, он отдавал их маме, и она с гордостью показывала их знакомым», и «летом он мог бы сходить на речку и наловить на обед рыбу».
Неподдельный интерес учащихся к личности Александра Невского прослеживается в этих работах.
Из сочинения Щвец Сергея: «Я уверен в том, что образ святого Александра Невского близок России во все времена. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны? Разве могут они быть присущи только православным и быть чуждыми мусульманам, буддистам, иудеям, которые с давних пор мирно бок о бок проживают в многонациональной и много конфессиональной России – стране, никогда не знавшей войн на религиозной почве?
Задаюсь вопросом: а смог бы я, будучи в его возрасте, управлять государством, управлять армией? Хватит ли мне умений и навыков? Наверное, нет… Я преклоняюсь перед образом Александра Невского. Буду брать пример с него».
И в русскую литературу князь Александр вошел как национальный герой. Для раскрытия образа князя в литературе привлекаются и другие жанры искусства.
«Фильм «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 г. и имел огромный успех (сравнимый разве что с «Чапаевым»)», – читаем в Интернете. Но этот фильм и сейчас не оставляет равнодушными детей. Начинаем смотреть фильм в классе, продолжают они смотреть дома, а потом в классе идет обсуждение, так ли они представляли Александра Невского при чтении Жития.
Конечно, сначала ребята смотрят критически фильм, они знакомы с современной военной техникой, оружием. Но проходит несколько минут, и вот они уже полностью поглощены происходящим на экране. Равнодушных нет. Как нет равнодушных и при просмотре фильмов «Александр. Невская битва», «Житие Александра Невского». Восприятие разное, но после дискуссии, сходятся в одном: полководец показан как национальный герой.
В этом году празднуем 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Учащимся было показано значение имени Александра Невского в Великой Отечественной войне. Заинтересовал детей рассказ об ордене Александра Невского, нашли они и информацию и Городчанах, которые награждены этим орденом, о значении этого имени было рассказано и через плакаты времен Великой отечественной войны, связанные с именем полководца. Неподдельный интерес вызвал бронепоезд «Козьма Минин», собранный в Горьком, дошедший до Берлина, награжденный орденом Александра Невского.
В рамках предмета литературы в 8 классе изучается «Житие Александра Невского», где «святость, служение Богу» вместе с благочестием, добротой, открытостью, неспособностью к насилию, мудростью, готовностью к подвигу во имя Руси относятся опять же «Нравственным проблемам житийной литературы», подчеркивается и патриотический пафос произведения.
Задачи, которые ставит учитель, помогают учащимся осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни – самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. Одного произведения для понимания образа Александра Невского, на мой взгляд, недостаточно, поэтому факультативно в старших классах ребята знакомятся с исторической трилогией 20 века С. Мосияш «Александр Невский», стихотворением поэта 19 века Льва Мейя «Александр Невский», с произведением 20 века К.Симонова «Ледовое побоище» и др.
В кабинете оформлен уголок Александра Невского, где демонстрируются фотографии с изображением памятников А.Невского, книги об А. Невском, диски с фильмами и др.
В мае Городецкой Епархией был объявлен фестиваль плакатов, посвященных 1000 – летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира
Предложила учащимся поучаствовать. Долго обсуждали, что можно изобразить на плакате. И Тамбовцева Наталья и Пушкова Татьяна провели параллель меж князем Владимиром и князем Александром Невским. Один из них дал нам Веру, а другой сохранил ее, и современный человек обязан ее сохранить. Так считают ученики.
Подобные виды работ способствуют формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского; способствуют формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.
На вопрос: «Почему же помнят и почитают Александра Невского? Почему Александра Невского называют «Святой»?» – дети отвечают в своих работах:
«Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он болел за Православную Веру, но не «торговал» ею. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула: «Не в силе Бог, а в правде!!!» - как нельзя точно отражает дух русского народа и Православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. За все его деяния и получил Александр Невский в народе великое звание «Святой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Кубань, Качество». 4 класс «История службы мер и качества на Кубани. Программа «Качество. Кубань». Самая качественная продукция Кореновского Молочно консервного комбината.
Разработка урока качества для 4 класса...
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке
Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...
План работы проблемной группы по теме "Роль качества преподавания в формировании качества обучения"
Для руководителей методических обединений....
Современный урок. Введение в урок новых упражнений для усовершенствования развития двигательных качеств качеств
Пердлагаю вашему внимаю 3 статьи,которые,надеюсь,помогут вам разнообразить ваши уроки физ-ры. Мне очень нравится заниматься с детьми-это счастливое истечение обстаятелств,что начало моей карьер...
Статья по теме: "Качество образования - качество жизни!"
Современное качество образования не ругал только ленивый....
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Выступление на педсовете учителя физкультуры ДОКЛАД «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА» ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СИЛА БЫСТРОТА ГИБКОСТЬ ЛОВКОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ
Физическое качество – сила. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для ...