Задачки по лексике (8 класс)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задачки по лексике (8 класс)
Задача 1. Начинает капать дождь. Он, пожалуй, разойдется.
Вопрос: Какое значение имеет в этом контексте словосочетание дождь разойдется?
Ответ: Это словосочетание означает: дождь усилится.
Задача 2. Гаршин неловко и сконфуженно поклонился и вышел со своими спутниками. Удивительное лицо! Никогда ни до, ни после не видел я такого прекрасного в своей одухотворенности лица. ( В.В. Вересаев ,Воспоминания.)
Вопрос: Какие наречия замещает в предложении слово до?
Ответ: Раньше, прежде.
Задача3. Мы не пожалеем сил, чтобы вырастить богатый и обильный урожай.
Вопрос: Какое слово в предложении лишнее?
Ответ: Исключить одно из слов: богатый или обильный ( синонимы ).
Задача4. В восьмидесятых-девяностых годах (19 века ) в Петербурге на сцене русской оперы в Большом театре пел М. И. Михайлов. Голос прекрасный. Но держался на сцене, как манекен, лицо плоское и широкое, был очень недалек и невежествен. Он говорил: « Вы предо мной промелькнули, как термометр».(В.В. Вересаев, Воспоминания.)
Вопрос: Какое слово Михайлов спутал с термометром?
Ответ: Метеор.
Задача5. Раненых было много: три дня проходили они через руки Пирогова чуть что не по тысяче в день.( С. Н. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.)
Вопрос: Каким синонимическим оборотом можно заменить чуть что не по тысяче в день?
Ответ: Почти по тысяче в день.
Задача 6. Рашид все хотел знать сейчас же, подробно, не стеснялся казаться невежественным или смешным и всем надоедал - и никому не надоедал. (Ю. Трифонов, Студенты.)
Вопрос : Какие синонимы подходят к словам надоедал и не надоедал?
Ответ: Всем надоедал- ко всем обращался с вопросами. И никому не надоедал- никому не был неприятен.
Задача 7. Авдотье в течение многих лет не приходилось ездить по железной дороге, и теперь ей все было вновь: и говор множества людей, и подрагивание вагона, и стремительное солнце за окном. ( Г. Николаева, Жатва.)
Вопрос: Что обозначает здесь слово вновь?
Ответ: Вновь - в новинку, в новизну.
Задача8.С у я птицею бываю,
В поле в сумерки летаю.
С и в пруду меня найдешь,
На сазана я похож.
С а- животное с рогами,
На оленя похожу,
С е- мешаю я трудиться
И старательно учиться,
До добра не довожу.
Вопрос: Какие слова загадала я?
Ответ: Лунь, линь, лань, лень.
Задача9. Беседа с инженером Высоковым затянулась допоздна, и он предложил мне заночевать у себя. ( Б. Полевой, У самого синего моря.)
Вопрос: Какое выражение в примере вызывает недоумение?
Ответ: Лучше: заночевать у него.
Задача 10. Партизаны позавтракали, хорошо обогрелись с дороги и, застелив пол горницы сухой соломой, на восходе солнца завалились спать. ( М. Бубеннов, Белая береза, кн. 2. )
Вопрос: Ученики сделали в этом предложении орфографическую ошибку, но не согласились с учителем. О каких словах шел спор?
Ответ: О пол горницы. Дети написали слитно: полгорницы. Созвучие пол горницы и полгорницы. Значение их разное.
Задача11. Поздно ночью вернулась девочка домой и попыталась разобраться в правиле о перемене знаков у членов алгебраической дроби. Но, конечно, ничего понять не могла. Глаза ее слипались, и все плюсы и минусы слились в один большой минус. ( Н. А. Татарко, О беззаботной Ире и хлопотливой малиновке.) В этом отрывке три предложения. В одном из них есть выражение, совершенно неправдоподобное. Однако оно в литературе принято.
Вопросы: Какое это выражение?
Почему оно неправдоподобно?
Как называются такие выражения?
Ответы: Глаза ее слипались.
Слипаются веки, а не глаза.
Катахрезами. ( Катахреза ( по – гречески ) – злоупотребление. Они представляют собой ошибочное употребление слов не в первоначальном их значении, или соединение слов, логически не связанных друг с другом. Но катахрезы прочно вошли в языу и не вызывают недоразумений в практике общения.)
Задача12. Где кончается правда жизни, где начинается лакировка? Мне пришлось много думать об этом, так как раз на моей работе « Жатва» особенно резко сталкивались прямо противоположные толкования этой проблемы. ( Г. Николаева, Пути создания образа героя. )
Вопрос: В примере есть неудачный оборот. Какой? Замените его другим.
Ответ: Так как раз. Два слова как поставлены рядом. Лучше: потому что как раз, ибо как раз, оттого что как раз.
Задача 13. О многом говорят изломы разноцветных линий опытному глазу диспетчера. Ориентируясь по ним, диспетчер как бы внутренним осязанием видит в темноте ночи стремительно идущие поезда.
Задание: Укажите слова, которые бессмысленны.
Ответ: … внутренним осязанием видит. Люди видят глазами, зрением, а не осязанием.
Задача14. Пугачев ( илецким казакам). « Господа илецкие казаки! Поздравляю вас с полковником, каковым быть имеет, по моему высочайшему повелению, вестный вам казак Иван Александрович Творогов. Ему покоряйтесь, отселе он главный начальник ваш».( В. Я. Шишков, Емельян Пугачев).
Вопросы: Какие слова являются однокоренными со словом вестный?
Какие синонимы и синонимические выражения можно подобрать к слову отселе?
В каком еще значении употребляется слово отселе?
Ответы: Известно, известный, весть, весточка, вестник, повесть, повествование, вещание, вещий, повестка, извещение, возвестить и др.
Отныне, теперь, с этого времени, с этого момента.
В значении наречия места: « Отселе я вижу потоков рожденье». ( А. С. Пушкин, Кавказ.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Лексика" 6 класс
Конспект урока . Обобщение и систематизация пройденного материала по теме "Лексика" в 6 классе....
контроль лексики 8 класс
Тест по лексики по разделам 1 и 2 УМК Enjoy English в 8 классе ....
Задачки по лексике
Данный материал можно использовать на обобщающих уроках и при подготовке к ГИА....
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Зачет по лексике 9 класс к учебнику "Rainbow English" 9 класс
Карточки для устного зачета по лексике за 1 четверть. ( Unit 1. для учащихся 9 класса. Учебник: "Rainbow English" 9 класс Авторы: О.В. Афанасьева, И.В Михеева, К.М. Баранова)...
Логические задачки для учеников 1 класса.
Логические задачки для учеников первого классса.Цель :Цель: развитие мышления детей младшего школьного возраста, смекалки, находчивости....
Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс; «Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения»), синтаксис 7 класс.
Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс;«Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения&raq...