Задачки по лексике (8 класс)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Чумак Ирина Викторовна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachki_po_leksike_2.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Задачки по лексике (8 класс)

Задача 1. Начинает капать дождь. Он, пожалуй, разойдется.

Вопрос: Какое значение имеет в этом контексте словосочетание дождь разойдется?

Ответ: Это словосочетание означает: дождь усилится.

Задача 2. Гаршин неловко и сконфуженно поклонился и вышел со своими спутниками. Удивительное лицо! Никогда ни до, ни после не видел я такого прекрасного в своей одухотворенности лица. ( В.В. Вересаев ,Воспоминания.)

Вопрос: Какие наречия замещает в предложении слово до?

Ответ: Раньше, прежде.

Задача3. Мы не пожалеем сил, чтобы вырастить богатый и обильный урожай.

Вопрос: Какое слово в предложении лишнее?

Ответ: Исключить одно из слов: богатый или обильный ( синонимы ).

Задача4. В восьмидесятых-девяностых годах (19 века ) в Петербурге на сцене русской оперы в Большом театре пел М. И. Михайлов. Голос прекрасный. Но держался на сцене, как манекен, лицо плоское и широкое, был очень недалек и невежествен. Он говорил: « Вы предо мной промелькнули, как термометр».(В.В. Вересаев, Воспоминания.)

Вопрос: Какое слово Михайлов спутал с термометром?

Ответ: Метеор.

Задача5. Раненых было много: три дня проходили они через руки Пирогова чуть что не по тысяче в  день.( С. Н. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.)

Вопрос: Каким синонимическим оборотом можно заменить чуть что не по тысяче в день?

Ответ: Почти по тысяче в день.

Задача 6. Рашид все хотел знать сейчас же, подробно, не стеснялся казаться невежественным или смешным и всем надоедал - и никому не надоедал. (Ю. Трифонов, Студенты.)

Вопрос : Какие синонимы подходят к словам надоедал и не надоедал?

Ответ: Всем надоедал- ко всем обращался с вопросами. И никому не надоедал- никому не был неприятен.

Задача 7. Авдотье  в течение многих лет не приходилось ездить по железной дороге, и теперь ей все было вновь: и говор множества людей, и подрагивание вагона, и стремительное солнце за окном. ( Г.  Николаева, Жатва.)

Вопрос: Что обозначает здесь слово вновь?

Ответ: Вновь - в новинку, в новизну.

Задача8.С у  я птицею бываю,

                В поле в сумерки летаю.

                   С и в пруду меня найдешь,

                На сазана я похож.

                С а- животное с рогами,

                На оленя похожу,

                С е- мешаю я трудиться

                И старательно учиться,

                До добра не довожу.

Вопрос: Какие слова загадала я?

Ответ: Лунь, линь, лань, лень.

Задача9.  Беседа с инженером Высоковым затянулась допоздна, и он предложил мне  заночевать  у себя. ( Б. Полевой, У самого синего моря.)

Вопрос: Какое выражение в примере вызывает недоумение?

Ответ: Лучше: заночевать у него.

Задача 10. Партизаны позавтракали, хорошо обогрелись с дороги и, застелив пол горницы сухой соломой, на восходе солнца завалились спать. ( М. Бубеннов, Белая береза, кн. 2. )

Вопрос: Ученики сделали в этом предложении орфографическую ошибку, но не  согласились с учителем. О каких словах шел спор?

Ответ: О пол горницы. Дети написали слитно: полгорницы. Созвучие пол горницы и полгорницы. Значение их разное.

Задача11. Поздно ночью вернулась девочка домой и попыталась разобраться в правиле о перемене знаков у членов алгебраической дроби. Но, конечно, ничего понять не могла. Глаза ее слипались, и все плюсы и минусы слились в один большой минус.  ( Н. А. Татарко, О беззаботной Ире и хлопотливой малиновке.)  В этом отрывке три предложения. В одном из них есть выражение, совершенно неправдоподобное. Однако оно в литературе принято.

Вопросы: Какое это выражение?

                  Почему оно неправдоподобно?

                  Как называются такие выражения?

Ответы:      Глаза ее слипались.

                 Слипаются веки, а не глаза.

                  Катахрезами.  ( Катахреза ( по – гречески ) – злоупотребление. Они представляют собой ошибочное употребление слов не в первоначальном их значении, или соединение слов, логически не связанных друг с другом. Но катахрезы прочно вошли в языу и не вызывают недоразумений в практике общения.)

Задача12. Где кончается правда жизни, где начинается лакировка?  Мне пришлось много думать об этом,  так как раз на моей работе « Жатва» особенно резко сталкивались прямо противоположные толкования этой проблемы. ( Г.  Николаева, Пути создания образа героя. )

Вопрос: В примере есть неудачный оборот. Какой? Замените его другим.

Ответ: Так как раз. Два слова как поставлены рядом. Лучше: потому что как раз, ибо как раз, оттого что как раз.

Задача 13. О многом говорят изломы разноцветных линий опытному глазу диспетчера. Ориентируясь по ним, диспетчер как бы внутренним осязанием   видит в темноте ночи стремительно идущие поезда.

Задание: Укажите слова, которые бессмысленны.

Ответ: … внутренним осязанием видит. Люди видят глазами, зрением, а не осязанием.

Задача14. Пугачев ( илецким казакам). « Господа илецкие казаки! Поздравляю вас с полковником, каковым быть имеет, по моему высочайшему повелению, вестный вам казак Иван Александрович Творогов. Ему покоряйтесь, отселе он главный начальник ваш».( В. Я. Шишков, Емельян Пугачев).

Вопросы: Какие слова являются однокоренными со словом вестный?

                   Какие синонимы и синонимические выражения можно подобрать       к слову отселе?

                   В каком еще значении употребляется слово отселе?

Ответы:  Известно, известный, весть, весточка, вестник, повесть, повествование, вещание, вещий, повестка, извещение, возвестить и др.

             Отныне, теперь, с этого времени, с этого момента.

             В значении наречия места: « Отселе я вижу потоков рожденье». ( А. С. Пушкин, Кавказ.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Лексика" 6 класс

Конспект урока . Обобщение и систематизация пройденного материала по теме "Лексика" в 6 классе....

контроль лексики 8 класс

Тест по лексики по разделам 1 и 2 УМК Enjoy English в 8 классе ....

Задачки по лексике

Данный материал можно использовать на обобщающих уроках и при подготовке к ГИА....

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Зачет по лексике 9 класс к учебнику "Rainbow English" 9 класс

Карточки для устного зачета по лексике за 1 четверть. ( Unit 1. для учащихся 9 класса.  Учебник: "Rainbow English" 9 класс Авторы: О.В. Афанасьева, И.В Михеева, К.М. Баранова)...

Логические задачки для учеников 1 класса.

Логические задачки для учеников первого классса.Цель :Цель: развитие мышления детей младшего школьного возраста, смекалки, находчивости....

Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс; «Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения»), синтаксис 7 класс.

Мастер-классы  по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс;«Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения&raq...